Елена
Использование произведений малых форм фольклора для развития познавательной активности детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование произведений малых форм фольклора для развития познавательной активности детей с ОВЗ»
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения детей с ОВЗ – один из актуальных вопросов коррекционной педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его развития. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми.
Публикация «Использование произведений малых форм фольклора для развития познавательной активности детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Народная культура, фольклор
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Фольклор является уникальным средством в развитии детей с ОВЗ. Творческая природа фольклора велика : для каждого, в том числе и ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, она даёт стимул к его эмоциональному и интеллектуальному развитию.
Фольклор — именно та, доступная всем, вариативная, импровизационная форма выражения своего мировоззрения, сочетающая в себе коллективное и индивидуальное начало.
В настоящее время детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка развивать творческие способности. Для того чтоб обучить тому или иному приёму, педагог должен обладать огромным терпением и действовать по принципу «пошагового обучения». Важно следить, чтоб неудачи не отпугивали ребёнка.
В системе коррекционной работы с детьми необходимо открыть через фольклор перспективы развития : умственных способностей (память, мышление, внимание); двигательной активности; эмоционально-волевой сферы; вызвать у детей с ОВЗ интерес : к фольклорному искусству организацией особых условий, создания обстановки средствами яркой образности и наглядности, обеспечивающей детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний; желание участвовать в русских народных играх, слышать красоту русской детской песни и уметь эмоционально воспроизвести ее; участвовать в народных календарных праздниках, театрализованных представлениях.
Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь детей. Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Детский фольклор — это то, что взрослые на протяжении многих лет создавали для детей. Это колыбельные песни, успокаивающие ребенка, усыпляющие его.
Потешки всегда удовлетворяли потребность ребенка в движениях — почти все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди — это язык эмоционального общения. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво.
В образовательной деятельности используется :
Частушки — песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки — игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички — обращения к явлениям природы (к солнцу ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Приговорки — обращения к насекомым, птицам, животным
Считалки — коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки — веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши — забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.
Народные игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки.
Мелодическое и ритмическое начало позволяет выполнять движение по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей развиваются и совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный топающий шаг, галоп, шаг с высоким подъемом ног, легкий стремительный бег. Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Во время музыкальной деятельности, дети знакомятся с движениями русской пляски. Хороводным, топающим, переменным шагом, шагом с притопом, ковырялочкой, присядкой и другими элементами русской народной пляски.
Чтобы эта работа была живой, интересной, разнообразной, яркой, красочной, образной, увлекательной, веселой, высокоэффективной, чтобы укрепить ниточку, которую называют связью поколений; чтобы воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову, мы можем и должны использовать народное творчество. Русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.
Литература
1. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Программа коррекционно-развивающие обучение и воспитание. Москва «Просвещение» 2011 г.
2. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. - М. : Мозайка - Синтез, 2010
3. Аникин В. П. Русский фольклор. М., 1986.
4. Загоруля Г. А., Мазурик А. М. Путешествие в мир фольклора. - Ханты- Мансийск. : ГУИПП "Полиграфист", 1999.
5. «Фольклор для маленьких». Дошкольное воспитание. 1991г. №2, №4
6. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. М: «Просвещение», 2009г.