Людмила Оплетаева
Использование нетрадиционных техник и пальчиковых игр как средство развития мелкой моторики у воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование нетрадиционных техник и пальчиковых игр как средство развития мелкой моторики у воспитанников»
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее». В. А. Сухомлинский
Актуальность:
- развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка;
- всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия;
Публикация «Использование нетрадиционных техник и пальчиковых игр как средство развития мелкой моторики у воспитанников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе.
Цель :
- развитие мелкой моторики у детей с ОНР посредством дидактических игр и игрушек, массажа ладоней и пальцев рук и пальчиковой гимнастики.
Задачи :
- стимулировать зрительное и слуховое восприятие;
- тренировать тонкие движения пальцев рук;
- развивать память, внимание, терпение и связную речь.
Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегративные образы и представления.
Вывод:
- игры и специальные упражнения активизируют моторику рук;
- улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость;
- вырабатывается их ловкость, умение управлять своими движениями.
С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становиться ясно, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь её частью. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Проведенные М. М. Кольцовой, Л. Ф. Фоминой исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни провели такой эксперимент: просили ребенка показать один пальчик, два, три («сделай вот так», - показывали, как надо делать). Дети, которым удается повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И, наоборот, у плохо говорящих детей пальцы либо напряжены и сгибаются только все вместе, либо, напротив - вялые, ватные и не делают отдельных движений. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удается.
Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное. Он строит дома, башни и мосты, рисует животных и людей, буквы и числа, и в конечном итоге учится писать.