Наталья Гусева
Мастер-класс для педагогов «Использование вариативных техник изодеятельности как условие развития мелкой моторики рук»
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР – КЛАСС для педагогов.
Воспитатель: Гусева Н. В.
«Использование вариативных техник изобразительной
деятельности, как условие развития мелкой мотори
Цель: Систематизировать знания у педагогов о способах развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием вариативной техники изобразительной деятельности.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование вариативных техник изодеятельности как условие развития мелкой моторики рук“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
• Расширить представления участников мастер-класса о некоторых приемах нетрадиционной изобразительной деятельности, способствующих развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
• Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов.
• Повысить уровень мастерства педагогов.
• Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности.
• Развивать творческий потенциал участников мастер- класса.
Методы и приёмы: репродуктивный, практический.
Оборудование:
Столы, стулья для педагогов, влажные салфетки, коробочка для использованных салфеток, материал для практической деятельности – бумага, гуашь разного цвета, баночки, кисти для рисования, тарелочки, массажные мячи, губки, зубочистки, манная крупа, карандаши, стаканы с водой.
Предварительная работа:
Обработка специальной литературы по данной теме; подготовка оборудования; создание компьютерной презентации.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Посмотрите внимательно и полюбуйтесь своими руками. Сколько тайн хранит в себе рука. По определению древнегреческого философа Аристотеля рука - это "инструмент инструментов". В пещерах человека каменного века наряду с абстрактными знаками и изображениями зверей сохранились отпечатки кистей рук, вероятно имевшие сакральное значение. Имея разные инструменты, скульптор лепит из глины, пластилина или гипса руками; живописец в ответственный момент отбрасывает кисть и растирает краску на холсте пальцем. Более совершенного инструмента, чем руки, в природе не существует. Все мы педагоги знаем закономерность, установленную ученными всего мира: если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие, тренировка мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности.
Кроме того, учеными и практиками было замечено, что у городских детей отмечается общее моторное отставание и слабое развитие рук. Это связано с развитием технологий стремительно входящими в жизнь современного человека, облегчающим его быт. Кто сейчас, из нас, возьмется перебирать крупу? Раньше это занятие всегда было закреплено за младшими в семье: расторопные пальчики и зоркие глазки – лучшие помощники в таком деле. Прополка грядок и сбор ягод, лепка пельменей, штопка, шитье, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок из дерева и лепка из глины… Почти все домашние дела так или иначе делались руками. А с пуговицами и шнурками, требующими сноровки пальчиков, сегодня дети все меньше общаются: липучки и «молнии» экономят время, силы. А это отражается на развитии мелкой моторики рук ребенка.
Мы с Вами сталкиваемся в своей работе с проблемой развития мелкой моторики у детей, стараемся решить ее. Я предлагаю поделиться друг с другом методами и приемами, которые Вы используете у себя на группах при решении этой задачи. (Ответы участников мастер класса).
- Используете ли Вы в своей практике нетрадиционные методы изображения с детьми?
- С какой целью?
/Ответ – Правильно. Все эти методы необходимы для всестороннего развития детей, которые необходимы для успешного обучения в школе. В процессе работы у детей формируются мыслительные операции, навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников. /
Сколько дома ненужных вещей: зубная щетка, расческа, поролон, пробки, а также пенопласт, катушка ниток, свечи, крупы и т. д. – все это пригодится во время рисования. Вышли погулять – присмотритесь, сколько интересного вокруг! Палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами я обогатила уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том, что его радует, что его огорчает.
- Сегодня мы познакомимся с некоторыми нетрадиционными методами для развития мелкой моторики руки и попробуем сочетать их в одной работе. Для выполнения практической работы мы будем использовать некоторые необычные предметы.
- Что вы видите? (губку для мытья посуды, лист бумаги, крупу, резиновый шарик для массажа, зубочистки, пластиковые карты).
Обычная губка для мытья посуды, которую легко можно купить в любом магазине, оказывается, может помочь нам в создании оригинальных и удивительных картин. Изображение красками с помощью губки отличный выход для тех деток, у которых пока не получается умело держать в руках кисточку, а пачкать руки краской любят не все малыши. Научиться рисовать губкой просто: положите на палитру необходимое количество красок разных цветов и попробуйте закрасить с помощью губки крупный контурный рисунок. С помощью этой техники у ребенка получатся «пушистые» деревья, «мягкая» трава, «колючий» ежик и другие замечательные шедевры.
- Потрогайте ее пальчиками. Какая она? / Ответы/
- У вас на палитре есть краски: белая, синяя и немного черной. Возьмите губку и шершавой стороной обмакните ее в палитру с краской и закрасьте верхнюю часть листа до середины губкой. Наносить губкой краску на бумагу: отрывисто прикасаться или размашисто размазывать, в зависимости от техники краски будут смешиваться по-разному, что придаст рисунку оригинальность и индивидуальность.
- На другой части палитры возьмите краску: оранжевую, желтую и немного зеленого. Переверните губку на гладкую сторону и вторую половину листа закрасьте этими цветами. У нас получился фон. А теперь возьмем массажный мячик и по нижней части листа хаотическими движениями поводим мячом.
Массажный мячик — эффективное средство развития кистей рук ребенка, движений его пальцев, разработки мышц. Ребристая игольчатая поверхность мяча воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Массажный мячик ускоряет капиллярный кровоток, уменьшает венозный застой и повышает кожно-мышечный тонус. Закруглённые массажные шипы на поверхности мячика воздействуют на биологически-активные зоны кожи головы, туловища и конечностей, способствуют улучшению состояния всего организма. Массажный мяч положительно сказывается на развитии детей. Эта забавная упругая игрушка обогащает сенсорную среду малыша, стимулируя его психомоторное развитие.
А теперь нам пригодятся простые карандаши. Наносить краску на них будем с помощью кисти, небольшую полосу белой краски. Краска должна быть густой. Изобразим в правой стороне в нижней части две полоски, а с левой стороны в нижнем углу изобразим еще одну полоску. Есть еще способ изображения карандашами, способом тычка можно изобразить любой предмет.
Давно я использую в своей практике изображение зубочисткой. Это простое и полезное упражнение для тренировки руки. Возьмем зубочистку и обведем черной краской эти полосы по бокам. Зубочисткой можно изобразить все что угодно, например ежа, птиц, куст или дерево.
- У вас на столах есть половинки листа бумаги, возьмите и сомните этот лист в комочек. Обмакните в желтую краску и примакните этим комочком под белыми полосками.
Изображение мятой бумагой – это очень интересная и необычная техника. Она дает простор для воображения и отличную гимнастику для детских рук и пальчиков. Приготовление бумажных комочков увлекательное действие и с ним дети легко и с удовольствием справляются сами.
- У нас осталась крупа.
Очень интересны для детей игры с крупой. В подносы тонким слоем я насыпаю манку (можно для этой цели использовать коробки от обуви, сделав дно коробки темной). Изображайте пальцем что хотите: волны на море, высокие горы, прекрасные цветы, любимую букву, автомобиль, если вам, что, то не понравилось вы можете одним движением все разровнять. Крупу можно пересыпать в разные емкости, рукой, мерной ложкой, прятать и искать в крупе секреты, сделать тесто из крупы для этого в крупу добавляем воды и начинаем перемешивать полученную массу, выполнить рисунок крупой. А еще на манке хорошо выкладывать фигуры, узоры, целые картины, используя семена фасоли, гороха, арбуза, фиников. Возьмите клей и обведите вокруг белых полос клеем, а теперь манной крупой посыпьте на то место, где вы проводили клеем.
- Что у вас получилось? /Ответы/
Нетрадиционное изображение привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционная техника играет важную роль в общем психическом развитии детей. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.
За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику кляксография и т. д. Всё это в комплексе я внедряю в работе с дошкольниками.
Побуждать пальцы работать – одна из важнейших задач педагога. Данные техники хороши тем, что она доступны маленьким детям, позволяют быстро достичь желаемого результата и вносят определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной. У детей совершенствуется ручная умелость, что стало стимулирующим толчком для развития речи и формированию психических процессов.
Я хочу поблагодарить, участников мастер- класса и позволю спросить Вас:
• что нового вы сегодня узнали на нашей встрече?
• какие выводы вы для себя сделали?
• есть ли у вас дополнительные вопросы по теме? (вопросы участников)
- Какой из представленных способов вызвал у Вас наибольший интерес? Почему?
- Где вы можете их использовать?
- Спасибо за ответы!
- Уважаемые коллеги, спасибо Вам за Ваш интерес и активное участие в мастер - классе, за чудесные картины. И Вам на память я дарю эти замечательные буклеты.