Сидорова Екатерина Владимировна
Применение нетрадиционных форм работы с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Применения нетрадиционных форм в работе с родителями
Сидорова Екатерина Владимировна
воспитатель, МБДОУ «Медвежонок, «с. Майма»
E-mail : yureva_katya@list.ru
Для полноценного прохождения процесса обучения, формирования личности, воспитания ребёнка необходимо создать микроклимат между педагогом, учащимися и семьёй, и решение этой проблемы становится всё более актуальным и востребованным.
Публикация «Применение нетрадиционных форм работы с родителями» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
На сегодняшний день специалистами в области дошкольного образования понимается важность участия родителей в образовательном процессе детей. Однако зачастую традиционные формы и методы работы с родителями оказываются либо недостаточными, либо неэффективными в силу разных причин и поиск баланса между традиционным и более новым в этой области для повышения эффективности образовательного процесса является актуальным.
Сейчас открываются широкие возможности для того, чтобы создать для детей благоприятные условия в стенах детского сада. И для этого педагогам дошкольного учреждения необходимо приложить усилия, чтобы ребята с радостью приходили в детский сад и с удовольствием оставались на весь день. Это возможно, если существует цепочка «педагог-ребёнок - родители» [1].
В настоящие время существует несколько форм нетрадиционной работы с родителями, для себя я выделила следующие:
«Родительская гостиная» помогает познакомить и сплотить родителей. Родительские гостиные проводятся в объединении примерно 1 раз в год, как правило без детей, где в непринужденной обстановке родители слушают друг друга, высказывают свое мнение, делятся своими мыслями на заранее обозначенную тему.
«Интернет общения с родителями» позволяет быстро в письменной форме информировать родителей о предстоящей совместной работе в объединении или учреждении дошкольного образования, поздравлять с праздниками и т. д. Главное условие для общения в интернете - доброжелательный тон, радость общения.
«Семейный мастер-класс» позволяет воспитателю более глубоко раскрыть способности детей, широко использовать их творческий потенциал, а также объединить усилия для создания единого воспитательного пространства совместно с родителями.
В наше время нетрадиционная форма работы с родителями «семейный мастер-класс», который подходит для организации совместного времяпровождения детей и родителей с пользой для гармоничного развития личности ребёнка и для укрепления внутрисемейных отношений является новизной.
В своей педагогической деятельности я применяю такую форму нетрадиционной работы - «Семейный мастер-класс». Участие в «семейных мастер-классах» позволяет родителям получить теоретические знания, практические умения, по-новому взглянуть на своего ребёнка, расширить собственные психолого-педагогические возможности.
Цель в проведении «семейных мастер – классах» заключается в создании оптимальных условий функционирования и совершенствования сотрудничества в организации работы с родителями посредством нетрадиционной формой работы.
Главным в проведении «семейного мастер-класса» является, то, что данная форма помогает родителям приобщиться к интересам ребенка. Родители и дети, совершая общее интересное дело, становятся ближе друг к другу, лучше понимают интересы друг друга. Эта нетрадиционная форма работы очень эффективна, во время данного мероприятия возникает много возможностей для общения детей и родителей. Родители наблюдают за ребенком в разных ситуациях, что и позволяет им лучше узнать его.
У меня в этот момент появляется возможность создания партнерских отношений с семьей каждого ребенка, установить атмосферу взаимной поддержки и общности интересов.
Для проведения «семейных мастер-классов» не нужно знать определенной методики, в данной работе нет строгих и единых норм, что помогает мне фантазировать и воображать. Для проведения «семейных мастер-классов» я выбираю разные темы, например «Чтоб пожаров избежать»; «Что за жёлтые комочки? Семенят с мамой рядом?»; «Делу время, а игре час».
Каждый воспитатель может сам разработать план проведения «семейного мастер – класса».
В проведение «семейных мастер-классов» я выделила несколько этапов, которые помогают мне быстро и качественно организовать мою работу :
Подготовительный этап для воспитателя:
• Выбор темы «семейного мастер-класса», техники его выполнения.
• Заранее приглашение родителей с детьми на «семейный мастер-класс».
• Планирование: разработка программы и плана-конспекта «семейного мастер-класса».
• Подбор теоретических материалов, зрительного ряда, литературы.
• Подбор практических материалов (оборудование, материалы, инструменты для работы).
• Отработка приёмов выполнения работы и её этапов в выбранной технике.
• Выполнение презентации о практической части «семейного мастер-класса», этапах выполнения задания.
• Подготовка раздаточных материалов.
Организационный этап:
• Подготовка и оформление места проведения «семейного мастер-класса» : место для педагога, для участников, необходимое оборудование, место для выставки.
• Организация фото съёмки на «семейном мастер-классе» и результатов работы.
• Представление фотоматериалов на сайте объединения, фото отчет.
Практический этап («семейный мастер-класс» : этапы проведения) :
• Организационный момент: рассаживание участников, подготовка рабочих мест, проверка готовности.
• Предоставления темы «семейного мастер-класса», её актуальности, практической значимости, результаты, которые ожидаются.
• Презентация «семейного мастер-класса», вся техника работы, этапов выполнения работы.
• Практическое занятие по освоению темы «семейного мастер-класса» : все этапы показа должны сопровождаться подробным словесным объяснением, раздаточным материалом для каждого участника.
• Подведение итогов: совместное обсуждение результатов «семейного мастер-класса»; выставка.
• Организационный момент: совместная уборка рабочих мест, приведение в порядок аудитории.
Результатом проведения «семейных мастер – классов» является сотрудничество с семьёй, создаются оптимальные условия, которые позволяют добиваться позитивных результатов в развитии, воспитании и обучении личности. Происходит объединение усилий в стремлении к достижению оптимальных результатов, что делает дошкольное образование привлекательным для родителей и детей, стимулирует творческую активность педагога. При сложившихся трудных ситуациях положительный опыт общения позволяет педагогу решать возникающие проблемы спокойно, доброжелательно, с доверием. Воспитатель находит не только единомышленников, но и союзников, помощников для достижения одной общей цели – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь, используя традиционные и нетрадиционные методы и формы взаимодействия с родителями.
«Семейные мастер – классы» способствуют установлению позитивной эмоциональной атмосферы, благодаря которой родители становятся более открытыми для общения. Здесь они выступают не зрителями и не наблюдателями, а активными участниками в данном мероприятии нашей группы детского сада. Вся репродуктивная деятельность, которая сделанная своими руками или ручками наших детей – это необыкновенная, памятная вещь, содержащая частичку души ее создателя, а весь процесс создания– это приятные моменты нашей жизни. Игрушки, сделанные родителями, становятся самыми дорогими для детей.
Главным условием целостности семьи и прочности духовных основ, заложенных в детях, является взаимная любовь. Беречь любовное единство семьи, не стесняться проявлять любовь к своим близким и в первую очередь к детям помогает такое направление, как «семейный мастер-класс». Истинно любящий живет не собою и не для себя, а тем и для тех, кого любит: его мысли и чувства подчинены и посвящены только жизни для любимых. «Семейный мастер-класс» способствует гармонизации детско-родительских отношений и отношений педагога с детьми и родителями.
В целом использование нетрадиционных форм работы с родителями способствует повышению эффективности работы с родителями, их заинтересованность и активное участие в воспитательно-образовательном процессе.
Список использованной литературы
1. Ронами Т. Ю. Формы и методы работы с родителями в учреждениях дополнительного образования // Воспитание школьников. – 2011. – № 5. – С. 33-37.