Ирина Шарафисламова
Использование нестандартного оборудования на занятиях по физической культуре и в повседневной жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Важное значение в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованна предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.
Поэтому в нашем саду используем физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное своими руками, и фабричное.
Публикация «Использование нестандартного оборудования на занятиях по физической культуре и в повседневной жизни» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
В наше время в детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора и т. д.). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.
При изготовлении и использовании нестандартного оборудования необходимо помнить, что к нестандартному оборудованию предъявляются определённые санитарно-гигиенические требования.
Нестандартное оборудование должно быть :
1. Безопасным;
2. Максимально эффективным;
3. Удобным к применению;
4. Компактным;
5. Универсальным;
6. Технологичным и простым в изготовлении;
7. Эстетическим.
Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в физические занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения. Оно объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску. Нестандартное оборудование стимулирует интерес детей, желание двигаться, участвовать в играх; вызывает радость и положительные эмоции.
Представляю вашему вниманию оборудование, изготовленное нами и фабричное, применяемое в работе с детьми в нашем саду.
Дорожки здоровья и массажные коврики
Цели: развитие мышц нижних конечностей, координации, ловкости, внимания, массаж рефлекторных зон стопы; формирование навыков различных видов ходьбы, прыжков.
Материалы: на основу (линолеум, плотная ткань) нашивают и наклеивают различные крышки от пластиковых бутылок, камни, пуговицы, веревки, семена фасоли, деревянные палочки и многое другое.
Задания: ходьба и бег на носках, пятках, ладонях и стопах, прыжки.
Игры с камешками МАРБЛС – это и физическое, и умственное развитие ребенка. Они тренируют мелкую моторику рук, ловкость, глазомер и координацию движений. В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам.
Шарики МАРБЛС и декоративные камушки вызывают у дошкольников чувство радости, счастья, стремление щупать, трогать, перебирать, играть с ними. В силу позитивных эмоций, сопровождающих действия с камешками, значительно повышается работоспособность, снижается утомляемость, что благотворно сказывается на общем состоянии здоровья.
Вариантов использования камешков в физическом развитии множество, например, нужно выполнить столько приседаний или прыжков, сколько камешков дети видят на столе (такие задания можно использовать во время динамической паузы на занятиях). Также с целью развития мелкой моторики рук и воздействия через биоактивные точки пальцев на внутренние органы, появления ощущения легкости, радости, можно применять самомассаж с помощью МАРБЛС.
Самомассаж с камешками: сжимаем и разжимаем камушек правой рукой и левой рукой.
Массажное упражнение: катаем камешек между ладошками, дети чувствуют его форму, ощущают его прохладу или тепло. Затем катают его от кончиков пальцев до основания ладони.
Завинчивание и откручивание: камешек прокручивается в пальцах по часовой и против часовой стрелки так, чтобы он не касался ладони. Упражнение требует определенного навыка и координации мышечных усилий, способствует формированию усидчивости и повышает сосредоточенность. Воздействия на биологически активные точки стопы.
Тренажёры «Бильбоке»
Цели: развитие глазомера, меткости, координации, ловкости, внимания.
Материалы: пластиковые бутылки из-под воды, к которым на шнуре прикрепляются контейнеры от киндер-сюрпризов, шарики.
Задания: поймать шарик ёмкостью.
Эспандер
Цели: развитие силы и гибкости, улучшение координации движений.
Материалы: пустые катушки от ниток, пробки от винных бутылок, костяшки от счётов, шнур.
Эспандер называют универсальным тренажером. Эспандеры используются при выполнении общеразвивающих упражнений в старшем возрасте.
Оборудования пространственного ориентирования на плоскости. «Лабиринт». Для создания первого лабиринта мне потребовались материалы - металлопластиковая труба и тонкая плитка ДВП (крагиса, а для второго - линолеум и скотч синего цвета, мяч и гимнастическая палка. Их можно использовать в ходе спортивных соревнований, досугов, развлечений, а также в повседневной работе с детьми.
Балансировочная подушка. Для создания такой подушки мне потребовалось искусственная кожа и наполнитель. Это оборудование создаёт условия для воспитания здорового, жизнерадостного, физически совершенного, интеллектуально развитого ребёнка. Стимулируем работу отдела головного мозга - мозжечка для профилактики речевых и психических нарушений, раскоординированности в движениях. Развивает физические качества координацию и ловкость в движениях, тренирует равновесие и вестибулярный аппарат, а также осознание ребенком схемы собственного тела. Обогащает двигательный опыт детей посредством формирования новых двигательных умений в играх и упражнениях на тренажёре. Формирует правильную осанку, походку, развивает чувства ритма и темпа. Так же поддерживает интерес к занятиям по физкультуре. Профилактика гиперактивности, нарушений речевой функции, письма, задержки психомоторного развития.
Использование доски Бильгоу
С целью стимуляции мозжечка выполняются упражнения с использованием дощечки. Поверхность установлена на округлой основе, поэтому нужно соблюдать баланс и одновременно выполнять поставленные задачи. Предусмотрена корректировка угла наклона, от него зависит сложность.
Задания не пугают детей, они воспринимаются в виде игры. Начинать их можно по достижению 3-4 лет, процесс займет около 30 минут до четырех раз за неделю. Задания инструктора выполняются в положении стоя на доске, обмениваясь мячом, подкидывание мяча и ловля двумя руками и так далее.
Пособия из обруча (хулахуп) «Воздушный обруч»
Дети, стоя в парах, упражняются в бросках и ловле мяча через обруч ( броски разными способами: двумя руками снизу, от груди и др.). Подвесные обручи могут подниматься и опускаться на нужную высоту.
Упражнения и эстафеты на «Дорожке обручей» помогут укрепить основные мышцы рук, ног, спины и плеч. Кроме того, помогут развить гибкость, силу и хорошую координацию движений, а если выполнять эти упражнения под веселую музыку, то еще и чувство ритма, и хорошее настроение. Подвесные обручи могут подниматься и опускаться на нужную высоту.
«Мягкие модули»
Модули хорошо выдерживают нагрузку, быстро восстанавливают свою первоначальную форму и не требуют сложного гигиенического ухода Модули безопасны для здоровья, не содержат аллергенов, вредных химических соединений Модули универсальны, привлекают своей функциональностью, легкостью, прочностью
Использование мягких модулей : Развитие общей подвижности, тренировка силовой выносливости всех групп мышц, развитие координации и ловкости, развитие равновесия, закрепление основных движений, создание положительного эмоционального фона на занятии
Наши дети очень любят занятия с использованием нетрадиционного физкультурно-игрового оборудования. Одно дело выполнять упражнения для “поддержания здоровья”, и совсем другое – помогать сказочным героям, преодолевать препятствия, участвовать в сюжетной игре.
Нестандартное оборудование мы используем во всех видах детской деятельности : как в организованной (физкультурные занятия, утренняя гимнастика, гимнастика после сна и т. д., так и в самостоятельной, свободной (отдых, индивидуальные занятия и игры). Оно позволяет повысить двигательную активность ребёнка, облегчить адаптацию, развить основные движения, поддержать положительные эмоции, разнообразить игровую деятельность, повысить уровень воспитательно -образовательного процесса, развивать каждого ребёнка с учётом его интересов и желаний.