Москвитина Елена Викторовна
Консультация для родителей из личного опыта «Поэтика народных традиций-детям»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей из личного опыта на тему :
«Поэтика народных традиций – детям»
Новогодние, рождественские, святочные праздники остаются в памяти нашей на всю жизнь. Детьми, мы конечно, не вникаем в романтическую суть традиций. Это придет значительно позднее. Но первые впечатления, как известно, особенно ярки, долговременны.
Публикация «Консультация для родителей из личного опыта „Поэтика народных традиций-детям“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
В раннем возрасте новогодние праздники дети воспринимают ситуативно; реагируют сиюминутно и конкретно на то, что разворачивается перед их взором. Красочное действо вызывает в душе живой отклик, эмоциональный подъем, активное соучастие. Последнее чрезвычайно значимо для поддержания здоровья. Современная наука отмечает: в зимний период физические силы детского организма утрачивают свою устойчивость, накопленный за лето витаминный запас теряется, снижается иммунитет, в связи с чем наблюдаются учащение простудных заболеваний, быстрая утомляемость, нервная усталость.
Сказанное позволяет констатировать : рождественские праздники, новогодняя елка, излучающая тысячи огней, - идеальный объект, расцвечивающий жизнь ребенка на фоне белой и студеной зимы.
Естественно, возникает вопрос: как воспринимают дети фольклорные образы зимнего праздника – Деда Мороза, Снегурочку, сказочных животных? Самым маленьким особенно значимо народное поэтическое слово. Об этом мы не раз писали. Однако напомним: в потешках, песенках, пестушках отражена сущность детства – видеть мир таким, каким он предстает перед взором малыша – без лукавства и фальши. В наиболее ранние годы ребенок не видит противоречия между реальным и фантастическим. Во-первых, не сформировалось развитое наглядно-образное мышление и воображение; во-вторых, не дифференцируется фантастическое и реалистическое, потому что нет достаточного опыта, а главное, малыши не способны еще анализировать ситуацию, оперировать образами. Следовательно, есть риск. Ребенок может испугаться сказочного Деда. Психологи установили: период от 1 года до 1 года 6 месяцев – особый в плане формирования ориентировочной активности. Характеризуется он высокой тревожностью, может сопровождаться негативизмом ко всему новому, незнакомому, выражаться особой настороженностью к чужим взрослым. Вот почему можно ограничиться только зрелищностью елки, загорающейся огоньками, а Деда Мороза и Снегурочку представьте в виде игрушек.
Новогодний праздник прекрасен тем, что включает вереницу тревожных превращений. И эту особенность уже улавливает ребенок третьего года жизни. Он ярко откликается на сказку и игровое взаимодействие со взрослым. И это объяснимо. Дети третьего года жизни уже способны действовать в ролевых рамках. У них интенсивно развивается воображение. Следовательно, формируются ролевая игра, продуктивные виды деятельностей (лепка, рисование). Это значит, что ребенок выделяет игровую ситуацию; мало того, может входить в игровое взаимодействие со взрослым, брать на себя определённую роль; готов к восприятию сюжета бытовой сказки, чувствителен к поэтике народного слова; легко входит в игровое взаимодействие со сказочными персонажами.
В дошкольный период детства восприятие сказочной тематики еще более усиливается, потому что старшие дети прекрасно воспринимают волшебные сказки. Значит, у взрослых есть возможность разыграть впечатляющее рождественское действо. Поэтика народных традиций должна найти яркое отражение в педагогическом процессе. Предвидим вопрос: почему? Поэтический песенный, танцевальный фольклор святочных игр, сочетающий все виды искусств – сильнейший стимул воздействия на эстетическое развитие ребенка.