Анна Кленкина
Опыт работы «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
Мнемотехника - средство для запоминания стихов, скороговорок, рассказов, текстов. Она состоит из картинок (изображений, соответствующих словам или фразам стихотворения, рассказа. Таким образом, весь текст произведения зарисовывается схематически. Используя мнемотехнику, мы ориентируемся на наиболее развитый вид мышления - наглядно-образное.
Публикация «Опыт работы „Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Воспитатель рассказывает детям произведение, ориентируя их на соотношение текста и графических изображений в мнемотаблице. Дети стараются запомнить произведение, ориентируясь, помимо прочего, на схемы-изображения, и это значительно облегчает им запоминание.
Известно, что детям свойственны:
- ограниченный запас слов и простой строй предложений;
- отсутствие эмоционально-выразительного окраса речи;
- множественные аграмматизмы, нарушение слоговой структуры слов и звукопроизношения.
Многие из этих проблем решаются в том числе и в процессе работы с использованием мнемотехники.
Поэзия и другие виды художественной литературы являются источником и средством обогащения речи. Дети усваивают контексте новые слова, образные выражения, сравнительные обороты. Как правило, авторские произведения являются эталоном правильной и красивой фразы.
При воспроизведении стихов,рассказов,сказок, дети имеют возможность вжиться в образ героя и попытаться особо озвучить его, передать его чувства и переживания путем изменения тембра, силы, высоты, эмоционального окраса голоса.
В процессе работы с использованием мнемотехники мы имеем речевой материал, позволяющий автоматизировать и дифференцировать различные группы звуков, отобрать слоговую структуру слов.
К тому же использование мнемотехники развивает слуховую, зрительную, ассоциативную память, внимание, воображение и мышление.
Дети, а в особенности дети с речевыми нарушениями, с неохотой разучивают стихи, почти все испытывают значительные трудности в работе по пересказу, с трудом удерживают в памяти последовательность событий. Таким образом, мнемотаблицы могут служить и средством для запоминания, и стимульным материалом для развития памяти, а также художественным оформлением произведения.
Примеры мнемотаблиц в большом разнообразии представлены на просторах интернета. Несколько собственных я предлагаю вашему вниманию. Я показала возможность применения мнемотаблиц в разнообразных жанрах и с использованием различных видов исполнения.
Скороговорка (рис. 1)
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
Чистоговорка (рис. 2)
У Любаши - шляпка,
УПолюшки - плюшка,
У Павлушки - шлюпка,
У Илюшки - клюшка.
Стихотворения
Я. Аким "Утром кот" (рис. 3)
Утром кот
Принес на лапах
Первый снег!
Первый снег!
Он имеет
Вкус и запах,
Первый снег!
Первый снег!
Он кружится,
Легкий,
Новый,
У ребят над головой.
Он успел
Платок пуховый
Расстелить
На мостовой.
Он белеет
Вдоль забора,
Прикорнул на фонаре-
Значит, скоро,
Очень скоро
Полетят салазки
С горок,
Значит, можно будет
Снова
Строить крепость
Во дворе!
И. Винокуров "Ходит осень" (табл. 1)
Ходит Осень в нашем парке.
Дарит Осень всем подарки.
Бусы красные - рябине,
Фартук розовый - осине,
Зонтик желтый - тополям,
Фрукты Осень дарит нам.
Описательный рассказ (табл. 2)
Описания овощей, фруктов, ягод.