Анастасия Сиухина
Использование мнемотаблиц в познавательно-речевом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету»
К. Д. Ушинский (слайд № 2)
В дошкольном возрасте ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.
Ребёнок ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, рассуждает о них и делает выводы.
Публикация «Использование мнемотаблиц в познавательно-речевом развитии дошкольников» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников – очень сложное дело. Важно научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я столкнулась с тем, что в речи детей существуют следующие проблемы: (слайд № 3)
- односложная, состоящая из простых предложений речь;
- неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;
- недостаточный словарный запас;
- употребление не литературных слов и выражений;
- отсутствие логического обоснования своих суждений и выводов;
- отсутствие навыков культуры речи;
- плохая дикция;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
- неспособность построить монолог: например, сюжетный или
описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста
своими словами.
В связи с этим, поставила перед собой задачу: научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли и впечатления.
Чтобы повысить уровень развития речи детей, я использую систему методов и приё мов: художественное слово, образец рассказа воспитателя, вопросы к детям о произведениях поэзии, прозы; речевые, дидактические и словесные игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук детей. (слайд № 4)
Сегодня дети перегружены информацией, поэтому необходимо, чтобы процесс обучения для них был интересным, занимательным, развивающим.
Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи: Одним из таких факторов, по мнению Л. В. Эльконина, С. Л. Рубинштейна и др. является –наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Поэтому эффективным средством при обучении связной речи дошкольников служат приёмы мнемотехники. Они заметно облегчают дошкольникам овладение родным языком, сокращают время обучения, развивают память, внимание, образное мышление. (слайд 5)
К методам наглядного моделирования относится мнемотехника.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания».
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника – помогает развивать : ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь, мелкую моторику рук. (слайд № 6)
Мнемотехника даёт возможность накапливать огромное количество информации, даёт колоссальную экономию времени при запоминании, возможность быстрого обучения, мощного развитие мышления и внимания, эффективную гимнастику для мозга. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, переходить на мнемодорожки и позже к мнемотаблицами. (слайд № 7)
Мнемоквадрат — структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы. Это отдельный схематичный несложный рисунок с определенной информацией. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение.
Мнемодорожки — коллаж, состоящий из 3-4 изображений. С помощью него дети учатся составлять истории.
Мнемотаблица — схема, в которой заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, т. е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в моей работе и используются для : развития связной речи у детей, обогащения словарного запаса, обучения составлению рассказов, пересказа художественной литературы, отгадывания и загадывания загадок, заучивания стихов и скороговорок, увеличения объёма памяти путём образования дополнительных ассоциаций, развития мелкой моторики рук. (слайд № 8)
Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка - серая, ёлочка- зелёная. (слайд № 9)
Сейчас для детей старшего возраста применяю схемы в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений. (слайд № 10)
Последовательность работы с мнемотаблицами :
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания. (слайд № 11)
В своей работе я использую мнемотаблицу для составления описательных рассказов по лексическим темам. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определённых символов, обозначающих различные признаки предметов. Например, дикие и домашние животные (знак вопроса – кто это, цвет, части тела, чем покрыто, голос, чем питается, где живёт, что делает и какую пользу приносит человеку.) (слайд № 12)
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Использование таких опорных рисунков превращает занятие в игру.
В руки овощи берем,
Овощи на стол кладем.
Лук, морковка, кабачок,
Помидор, горох, лучок. (слайд № 13)
С детьми младшего дошкольного возраста мы составили мнемотаблицу, которая помогает пересказывать сказку «Теремок». Это проходило в несколько этапов.
1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы, например: - дом, - крыша, - волк, - хвост пушистый у лисы, - медведь, - заяц, - лягушка.
3 этап: пересказ сказки с опорой на символы (образы) т. е. происходит отработка метода запоминания. Например: «Стоял в поле теремок, прибежала и поселилась в нем мышка – норушка, лягушка- квакушка, заяц – длинные уши, лиса – краса, волк – зубами щелк, затем пришел медведь, но он был большой и не поместился в теремок, теремок развалился». При этом пересказ сказки вели сами дети, прибегая к незначительной помощи воспитателя.
4 этап: делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
5 этап: каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка спряталась в таблице? Про кого эта сказка?» (слайд № 14)
Дети очень любят загадки и с помощью мнемотаблиц с удовольствием их отгадывают. При отгадывании загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определять объект.
1. Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)
2. Не куст, а с листочками.
Не человек, а разговаривает. (Книга) (слайд № 15)
А вот такой рассказ мы составили с детьми старшей группы о зиме с помощью мнемотаблицы.
Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения : катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости. (слайд № 16)
А теперь, я вам предлагаю, самим попробовать составить мнемотаблицу к сказке «Красная шапочка».
Используя в своей работе мнемотехнику, я пришла к выводу что у детей:
расширяется круг знаний об окружающем мире;
появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные
истории;
появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок,
загадок;
словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться
перед аудиторией. (слайд № 17)
Чем раньше дети начнут рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к дальнейшему школьному обучению.
А закончить своё выступление мне бы хотелось своим любимым изречением «Не надо воспитывать, надо жить и показывать пример!». Дошкольное детство – пора открытий. Наша с вами задача - помочь ребёнку делать открытия, отчасти от нас зависит, что наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям. На слайде представлен список используемых источников, в которых была найдена необходимая информация для данного доклада. Большое спасибо за внимание!
Литература:
• Журналы ''Дошкольное воспитание'' №12 за 2000 г. ; №3,10,12 за 2001г. ; №4,12 за 2002г; № 9 за1996.
• Ильина М. В. «Воображение и творческое мышление». Серия «Психологическая служба». Книголюб. М. 2005
• Кодолбенко Е. А. «Зашифрованные стихотворения». – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 32 с.
• Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т. А. «Составление описательных рассказов по опорным схемам»
• Метод. руководство, картинный комплект. М. : Книголюб, 2005.
• Сахорова И. И. «Загадки в картинках». – М. :ТЦ Сфера,2008. – 32с.
• Тихомирова Л. Ф. ''Познавательные способности детей 5-7 лет''. М. 2005
• Юзбекова Е. Ю. «Ступеньки творчества» Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. М. Линка-пресс. 2006.