Татьяна Птахина
Использование методов музыкотерапии для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок в детском саду – самое уязвимое звено педагогического процесса. Только придя в детский сад, он испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую форму адаптации. В течение последующего времени пребывания в ДОУ, у любого ребенка еще не раз могут возникнуть ситуации, вызывающие сильное эмоциональное напряжение. Вследствие чего возникают стрессы, состояние повышенной тревожности, утомление, ухудшение детского здоровья в целом. Многие дошкольники не могут самостоятельно справиться с нервно-психическими нагрузками. И задача педагогов всеми доступными средствами помочь детям решить эти проблемы.
Публикация «Использование методов музыкотерапии для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Одним из таких средств является музыкотерапия. Терапевтический эффект воздействия музыки на организм известен с давних времен. С помощью голоса и движения люди умели «налаживать» работу своего организма, избавляться от негативных эмоций, подключаться к естественным ритмам жизни.
Природа силы звука считалась магической, волшебной задолго до того, как оздоровительный эффект музыки был доказан научными исследованиями.
Российская энциклопедия социальной работы (Холостова Е. А, 2016 г.) определяет музыкотерапию, как метод социальной психотерапии, основанный на использовании музыки в лечебных и реабилитационных целях, который часто используется в сочетании с другими видами психотерапии. Данный метод предполагает использование музыки в качестве средства психологической коррекции состояния человека в желательном направлении развития.
В России специальные исследования Л. С. Брусиловского, В. И. Петрушина, В. М. Бехтерева, И. М. Гриневой, С. В. Шушарджан, Г. П. Шипулина выявили положительное влияние музыки на различные системы организма:
• сердечнососудистую,
• двигательную,
• дыхательную,
• центральную нервную систему.
Сегодня этот метод активно используется в коррекции эмоциональных состояний и физических отклонений в развитии у детей младшего возраста.
Они касаются страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении и т. д.
Российский врач М. Л. Лазарев, профессор МПГУ, автор Сонатал-педагогики – педагогики здорового поведения, формируемого с пренатального возраста, подтверждает, что под воздействием специально подобранной классической музыки дети (даже находясь в утробе матери) развиваются гармонично как в физическом, так и в духовном плане.
Установлено, что музыка воздействует на различные сферы жизнедеятельности через три основных фактора:
вибрационный, физиологический, психологический.
Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов в организме на уровне клетки. Эти вибрации способны изменять различные функции организма (дыхательную, двигательную, сердечнососудистую).
Выделяют две основные формы музыкотерапии: активная и пассивная.
Активная форма музыкотерапии заключается в активной деятельности со стороны участника: вокал, игра на музыкальных инструментах, двигательная деятельность, сочетание с изобразительной деятельностью.
Пассивная форма основана на восприятии музыкальных произведений на слух. При этом подбирается музыка, наиболее подходящая эмоциональному состоянию пациента в данный период и способствующая коррекции состояния.
Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, ритма и темпа, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм.
Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка.
Благодаря ассоциативным связям, возникающим в процессе восприятия и исполнения музыки, меняется и психическое состояние ребенка.
Цель нашего ДОУ – создание комфортных условий для адаптации личности ребенка к социуму, сохранение и укрепление психического и физического здоровья ребенка.
Поэтому музыкотерапия – одно из немаловажных направлений работы с нашими воспитанниками.
Основные формы музыкотерапии в нашем ДОУ:
• Прослушивание музыкальных произведений;
• Пение и «голосовые игры»;
• Ритмические движения под музыку;
• Сочетание музыки и изобразительной деятельности;
• Игра на шумовых инструментах;
• Релаксация;
• Музыкальные паузы на занятиях и фоновое звучание музыки в режимных моментах.
Прослушивание музыкальных произведений.
Музыкальное восприятие - сложный творческий процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание. Слушая музыку, ребенок «вживается» в музыкальные образы, которые пробуждают ассоциации, почерпнутые из его личной жизни.
Режиссеры-мультипликаторы создали немало мультипликационных фильмов, которые оказались прекрасными иллюстрациями к музыкальным шедеврам композиторов-классиков, и которые очень нравятся как взрослым, так и детям.
Пение и «голосовые игры»
Особое место в музыкотерапии отводится пению.
Голос является составляющей различных психофизиологических процессов, происходящих в организме. Тембр голоса, манера говорить, интонации много могут рассказать о чувствах и характере говорящего, о его настроении и внутреннем состоянии.
На тембр, громкость и другие качества голоса влияют такие факторы как эмоциональный и мышечный тонус. Пение приносит ребенку удовольствие, а использование голосовых игр помогает снять напряжение голосовых связок, расслабить мышцы. Это самый простой и доступный способ профилактики и оздоровления голоса ребенка.
Игры голосом. «Дорожки и горошки»
Предложите малышу спеть какой-нибудь протяженный звук (дорожку) одновременно сделать похожее движение рукой в любом направлении. Чтобы детям стало понятно задание, нужно спеть и показать несколько своих вариантов. Затем, очень коротко произнося на разной высоте звук «у» и помогая себе указательным пальцем, изобразите рассыпавшиеся в разные стороны «горошки». Предложите ребенку сделать то же самое. Покажите рисунки с изображением «дорожки» и
«горошков», спросите, где звук тянется (дорожкой, а где рассыпается (горошком).
Ритмические движения под музыку
Положительный терапевтический эффект имеют произвольные, свободные движения детей под музыку.
С их помощью можно снять у детей эмоциональное и мышечное напряжение, развить координацию в движениях, научить ориентироваться в пространстве и просто удовлетворить потребность ребенка в движении, в игре, в радостном эмоционально-положительном состоянии. Самый простой способ организации игры - повтор ребенком движений взрослого.
Колоссальным терапевтическим эффектом также обладают слаженные, ритмичные движения. Особенно значим эффект ритмического остинато (от итал. ostinato - многократно повторяющийся ритмический или мелодический оборот) - вспомните всемирно известный
«Танец маленьких утят».
Музыка и изобразительная деятельность
Произвольное рисование под музыку – один из приемов арт-терапии. На бумаге можно выразить и оставить собственное психоэмоциональное состояние, навеянное музыкальным произведением.
Всякий раз, когда ребенок слушает музыку и рисует, отражая свои переживания, свое эмоциональное состояние – происходит гармонизация состояния психики.
Рисование под музыку позволяет выносить вовне свои эмоции и чувства (для некоторых детей это единственный способ самовыражения).
Рисунки, произвольно выполненные под музыку - это, как правило, спонтанные рисунки-состояния: абстрактные пятна различных цветов, невиданные конфигурации и пр.
Игра на шумовых инструментах
Музицирование на детских шумовых, народных, нетрадиционных инструментах (т. е. игра на данных инструментах) позволяет детям, аккомпанируя тем или иным музыкальным пьесам, не только оживлять и дополнять музыку своим исполнением, но и отображать, «выплескивать» свое состояние, свои чувства и переживания.
Релаксация
Для достижения состояния релаксации чаше всего используются такие методы расслабления, как нервно-мышечная релаксация, аутогенная тренировка, медитация, контроль дыхания, гипноз и пр.
Однако самым простым и легкодоступным методом релаксации является … музыка!
Это пассивная форма музыкотерапии, которая основана на восприятии музыкальных произведений на слух. Подбирается музыка, наиболее подходящая эмоциональному состоянию ребенка в данный период.
Музыкальные паузы на занятиях и фоновая музыка в режимных моментах.
Музыка может быть постоянным спутником повседневной жизни детей. Она помогает успокоиться и настроиться на занятие, подготовиться ко сну или смягчить пробуждение, более ярко прочувствовать и передать образ на занятии.
Музыка, включаемая воспитателем в различные режимные моменты, вызывает у детей положительные эмоции, радостные чувства и создает хорошее настроение.
Но всегда ли влияние музыки на человеческий организм является положительным?
Вообще, растения и животные предпочитают гармоничную музыку.
Например, дельфины с удовольствием слушают классическую музыку, особенно Баха; услышав классические произведения, акулы собираются со всего океанского побережья (что случилось в ходе эксперимента); растения и цветы под классическую музыку быстрее расправляют свои листья и лепестки.
Под звуки современной музыки коровы ложатся и отказываются есть, растения быстрее вянут, а человек загромождает свое жизненное пространство хаотическими вибрациями.
Японскому исследователю Масару Эмото удалось сфотографировать фрактальные структуры воды под воздействием различной музыки и слов.
Говорились слова, а впечатления воды фиксировались с помощью её стремительного замораживания в криогенной камере. Под под воздействием злых слов и "тяжелой" музыки структура воды разрушалась. Под воздействием молитвы и музыки Баха та же самая вода приобретала форму чрезвычайно красивого кристалла.
Советы по использованию музыкальных композиций в различных состояниях
(пассивная форма музыкотерапии).
Эти рекомендации помогут как при работе с детьми, так при нормализации собственного состояния.
Как уменьшить чувство тревоги и неуверенности? В этом вам помогут мажорные (веселые) мелодии, темпа ниже среднего. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности. Хорошее воздействие могут оказать этнические (музыка народов мира) композиции и классика: музыка Шопена, знаменитые вальсы Штрауса.
Как уменьшить нервное возбуждение? Гиперактивным детям полезно чаще и подолгу слушать спокойную, тихую музыку. Как правило, помогают следующие произведения знаменитых классиков: Бах «Кантата 2», Бетховен «Лунная соната» и «Симфония ля-минор».
Хотите спокойствия? Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы (шум моря, леса, вальсы, произведения Вивальди, Бетховен «Симфония 6» - часть 2, Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария», Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Лунный свет».
Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, активности нужна ритмичная, бодрящая музыка. Можно использовать различные марши: их прослушивание повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии, что оказывает бодрящее, мобилизующее воздействие.
Из классики «вялым» детишкам можно поставить: Чайковский «Шестая симфония» - часть 3, Бетховен «Увертюра Эдмонд», Шопен «Прелюдия 1, опус № 28», Лист «Венгерская рапсодия №2».
Депрессия или уныние? Помогут скрипичная и церковная музыка. Произведения Моцарта, Бизе «Кармэн» - часть 3.
Сердечно-сосудистую систему и кровяное давление, приведет в норму «Свадебный марш» Мендельсона, «Ноктюрн ре-минор» Шопена и «Концерт ре-минор» для скрипки Баха.
У вас мигрень, головная боль? Ставьте диск с религиозной музыкой или классикой: Моцарт «Дон Жуан» и «Симфония № 40», Лист «Венгерская рапсодия № 1».
Для уменьшения агрессивности, непослушания подойдет опять же классика: Бах «Итальянский концерт», Бетховен «Лунная соната».
Как слушать и когда слушать музыку взрослым?
Продолжительность - 15-30 минут. Лучше всего прослушивать нужные произведения утром после пробуждения или вечером перед сном. Во время прослушивания (если это происходит дома) старайтесь не сосредотачиваться на чем-то серьезном, можно выполнять обычные бытовые дела (уборка игрушек, сбор учебников, подготовка постели). А еще лучше занимайтесь чем-нибудь приятным, например просмотром фотографий, поливкой.
Конечно, не обязательно слушать только классику, можно выбирать и другие стили. Но, как показывает опыт психологов, работающих с музыкотерапией, именно классическая музыка влияет «базово», глубоко и надолго, а значит, гораздо лучше помогает добиться необходимого эффекта.
Слушайте музыку! Наблюдайте, какие произведения и как на вас воздействуют. Собирайте в свою фонотеку те, которые вам помогают, те, которые оказывают положительный эффект на детей группы, те, чья гармоничная и богатая звуковая аура способна сделать вас и ваш мир совершенней.