Рена Пулатова
Использование метода мнемотехники в развитии речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Мнемотехника – это искусство запоминания, совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание. Увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Помогает использовать
Мнемотаблицы – это схема, структура, в которую можно заложить различную информацию.
Виды мнемотаблиц.
1. Развивающие
2. Обучающие
Публикация «Использование метода мнемотехники в развитии речи дошкольников» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
«Картинка + слово» (работа с открытками); «трансформация» (работа с пластилином, ковролином, липучкой); «Коллаж» (развитие фотографической памяти, расширение словарного запаса, образного восприятия, умение говорить, рассказывать).
Результаты
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
-словарный запас выходит на более высокий уровень
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держатся перед аудиторией.
Проблемное обучение – использование в работе с детьми проблемно - поисковых методов (проблемно – речевых ситуаций).
Проблемно – речевые ситуации моделируются в различных словесных дидиктических играх (ситуации, где ребёнок становится на место взрослого и пытается сделать свой вывод, полагаясь на имеющийся опыт).
Этапы проблемного обучения
1. Знание или образец действия;
2. Создание проблемного поля;
3. Преобразующая деятельность ребёнка;
4. Новый личный опыт.
Уровни проблемного обучения
1. Воспитатель ставит перед ребёнком проблему и сам её решает;
2. Воспитатель ставит проблему, а дети находят пути её решения;
3. Ребёнок ставит задачу, воспитатель помогает её решить;
4. Ребёнок сам ставит и решает свою проблемную ситуацию (задачу) .
«Синквейн» - от французского «пять строк».
Правила написания синквейна:
1 строка – существительное
2 строка - два прилагательных
3 строка - три глагола
4 строка – фраза из четырёх слов
5 строка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.
Эффективность и значимость «синквейна»
- это его простота, его могут составлять все;
- при составлении синквейна каждый ребёнок может реализовать свои творческие способности, интеллектуальные возможности;
- это игровой приём;
- используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Компьютерные технологии.
Данное направление широко применяется в настоящее время. Выделяют несколько преимуществ:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей интерес, положительные эмоции;
- несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка;
- проблемные задачи, поощрения ребёнка при их правильном решении самым комфортным образом влияют на психику ребёнка;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- ребёнок сам регулирует темп и количество решаемых игровых задач;
- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе.
А главное преимущество – компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит их.
Требования :
1 исследовательский характер;
2. легкость для самостоятельных занятий ребенка;
3. развитие широкого спектра навыков и представлений;
4. высокий технический уровень,
5. соответствие возрасту,
6. занимательность.
Принципы:
- от простого к сложному;
- от постоянного руководства к самостоятельной работе;
- чередование самостоятельной работы детей, работы в парах и фронтальной работы;
- частая смена видов деятельности;
- тесная связь компьютерной игры с дидактической;
- подбор игр и заданий, имеющих различную степень сложности.
Таким образом, подводя итог всему выше изложенному, ученые делают вывод о том, что новые подходы, методики технологии способствуют речевому развитию детей, раскрепощению детей, что в свою очередь ведет к всестороннему развитию личности и позволяет качественно подготовить детей к школе.