Романова Наталья Викторовна
«Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Результаты исследований показывают, что число детей с речевыми нарушениями с каждым годом растет, а сами речевые расстройства принимают все более сложные формы. Довольно часто речевой дефект взаимосвязан сразу с несколькими нарушениями соматического и нервно-психического здоровья.
В научной и методической литературе отмечено, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. Одно из основных направлений, способствующих речевому развитию детей раннего возраста, является устное народное творчество: колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички и т. д.
Публикация «„Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Целью моей работы по данной теме является развитие речи детей младенческого и раннего возраста средствами малых форм фольклора.
Исходя из цели, я реализую следующие задачи:
- формирую у детей способность понимать речь; звукоподражать; способность к целостному восприятию произведений разных жанров;
- развиваю слуховое внимание, артикуляционный и слуховой аппарат;
- активизирую словарь детей;
- воспитываю интерес к художественной литературе, эмоциональную отзывчивость.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту, в процессе организации свободной деятельности.
Что такое детский фольклор? Это специфическая область устного художественного творчества, имеющая в отличие от фольклора взрослого свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей, своеобразный инструмент социализации ребенка.
В своей работе с детьми я использую :
1. Колыбельные песни, цель которых уложить спать и успокоить ребенка. В народе их называют «байками» (заговаривать). Важнейшая особенность всех колыбельных песен – монотонный ритм и успокаивающий мелодико-интонационный стих.
2. Пестушки-произведения, предназначенные для сопровождения физических упражнений и гигиенических процедур, необходимых для младенца.
3. Потешки, в которых поэтические произведения соединяются с драматическим сюжетом, где персонажами становятся пальчики, ручки, ножки младенца, руки того, кто его забавляет («Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока-белобока» и т. д.). В потешках содержатся первые уроки нравственности, элементы обучения счету, соотношениях в размерах.
4. Прибаутки-песенки или приговоры более сложного содержания, которыми я забавляю детей. От потешек они отличаются тем, что не связаны с игровыми действиями, а привлекают внимание ребенка исключительно поэтическими средствами. Главное их назначение – сосредоточить внимание и развивать ум ребенка.
5. Заклички – маленькие стихотворные выражения, наделенные заклинаниями и заговорами, с верой в магическую силу слова, воздействующего на природу. Обращения к радуге, солнцу и т. д.
6. Докучные сказки-шутки-балагурки сказочного характера. Докучная сказка предлагается вместо сказки. Например:
Жил-был царь,
У царя был двор,
На дворе был кол,
На колу мочало,
Не сказать ли сначала?
Использование народного фольклора помогает мне обогатить словарь детей.
При отборе малого фольклора учитываю возрастные особенности восприятия художественных произведений, так как не все виды малого фольклора можно использовать в раннем возрасте. Для работы с детьми данного возраста я подбираю потешки, пестушки, заклички, причиталочки, короткие четверостишия, колыбельные песни.
Использую песенки «Жили у бабуси два веселых гуся», «Петя-Петушок» и т. д. Они способствуют развитию фонематического слуха, речевой активности, умению произносить звуки.
Широко использую потешки и пестушки в режимных моментах. Например, провожу гимнастику в стихах : «Воробей нахохлился, скок-поскок», «Мы проснулись-мы проснулись» (развитие понимания речи).
Во время приема пищи использую потешки «А у нас ложки – волшебные немножко», «Кот на печку пошел – горшок каши нашел» (формирование звуковой культуры речи).
Во время одевания «Вова-растеряшка, где твоя рубашка?», «Если хочешь прогуляться, нужно быстро одеваться» (обогащение словаря).
На прогулке использую потешки во время наблюдения, такие как «Солнышко-ведрышко», «Травушка-муравушка» (активизация словаря).
В совместной деятельности использую формы фольклора при играх с куклами, игрушками. Использую потешки «Я пеку, пеку, пеку…», «Ах, ты, деточка, золотая веточка» (умение слушать, повторение за взрослыми необходимых слов).
Использую такой прием работы, как показ разного вида театра: пальчиковый, ложковый, кукольный, настольный.
В «Центре книги» помещаю специальные книжки-малышки, книжки-листалки. Например, «Кошкин дом», «Сорока-белобока», «Теремок» и т. д.
В музыкальном центре помещаю музыкальные инструменты. Когда дети используют дудочку, читаю потешку «Ай, дуду-дуду, сидит ворон на дубу».
Малые формы фольклора хорошо использую в адаптационный период, когда ребенок часто плачет. Читаю потешки, песенки, приговорки. Например, если ребенок ударился, читаю «У Пети болит, у Вовы болит» и т. д.
Таким образом, процесс речевого развития будет проходить успешно, если:
- процесс речевого развития будет иметь систему в работе педагога. Если сам педагог, будет заинтересован в использовании малых форм фольклора в речевом развитии;
- процесс речевого развития с использованием малых форм фольклора будет осуществляться не только на специальных занятиях по речевому развитию, но и в других видах деятельности;
- потешки, прибаутки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь;
- произведения народного творчества должны отражать в себе доступный для понимания мир предметов, вещей и отношений.
Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста невелик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. Интонация должна быть понятной детям: простые, короткие они побуждают малышей к действиям; произнесенные на распев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых.