Елена Клюева
Использование интерактивных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8», 606407, Нижегородская область,
г
Проект
Тема : «Использование интерактивных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога».
Вид проекта: познавательный.
Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2021г. – май 2022г.)
Участники: воспитанники подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР, воспитатели группы, учитель-дефектолог.
Образовательные области:
• познавательное развитие,
Публикация «Использование интерактивных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2021
• физическое развитие,
• социально-коммуникативное,
• речевое развитие.
Цель: внедрение современных информационно-коммуникативных технологий в работу учителя-дефектолога, с целью повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
Задачи:
• Изучить и внедрить инновационные технологии в коррекционный процесс.
• Повысить эффективность коррекционного обучения, применяя современные методы обучения и технические средства через технологии личностно-ориентированного образования.
• Разнообразить формы и средства проведения коррекционной работы.
Актуальность темы:
Современное общество, в свете предъявления все более высоких требований к системе образования, уже давно осознало неотъемлемую связь повышения качества обучения с информатизацией образовательного процесса.
Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества. Основной целью педагогических коллективов является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни.
Как известно, на сегодняшний день информационные технологии значительно расширяют возможности педагогов и специалистов в сфере коррекционно- развивающего обучения. С помощью компьютерных технологий в своей педагогической деятельности осуществляю следующие виды работы : быстрый поиск в Интернете и распечатка стимульного материала для взаимодействия с детьми, бланков различных упражнений и практических заданий; создание собственных презентаций, хранящихся на компьютере и на цифровом носителе; составление отчетов, фиксацию и хранение результатов работы; совершенствование профессиональной компетентности и повышение профессионального уровня с помощью Интернет (чтение и анализ электронных книг, рассылок, сайтов по коррекционной тематике, дистанционное обучение, участие в различных конкурсах, проводимых в Интернете, общение с коллегами-дефектологами на форумах и сетевых сообществах). Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно развивать способности ребенка.
Реализация проекта.
1. Подготовительный этап:
1. Подбор диагностики по поставленной цели.
2. Изучение литературы по выбранной тематике;
3. Изучение работы в программе LearningApps.org.
4. Работа с интерактивным оборудованием (интерактивный пол, интерактивная панель, MatataLAB
) :
5. Создание интерактивных игр в программе LearningApps.org .
6. Организовывать работу с родителями с помощью современных информационных технологий, с целью усовершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми (Сообщество ВКонтакте).
2. Основной этап:
Перспективно-тематическое планирование
проекта
Коррекционно-развивающая работа Методическая работа Консультативная работа
сентябрь
1. Подгрупповое занятие с использованием интерактивного пола. Ин. игра "Знакомство с геометрическими фигурами"
2. Индивидуальные занятия с использованием интерактивной панели.
1. Психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста
2. Подбор и изучение литературы по выбранной тематике.
3. Изучение работы в программе LearningApps.org.
4. Создание сообщества Вконтакте «Супер Детки» 1. Рекомендации педагогам по индивидуальной работе с детьми по итогам диагностики.
2. выступление на родительском собрании:
- ознакомление с результатами промежуточной диагностики;
- ознакомление с формами работы с родителями в сообществе.
октябрь
1. Подгрупповое занятие с использованием интерактивного пола. Ин. игра "Какой формы?"
2. Индивидуальные занятия с использованием интерактивной панели.
3. Использование созданных интерактивных игр на индивидуальных занятиях, для закрепления пройденных тем.
4. Индивидуальная работа воспитателей по рекомендациям учителя-дефектолога 1. Ознакомление и подбор игр, в интерактивно-развивающем пособии "Готовимся к школе" -
2. Создание интерактивных игр в программе LearningApps.org :
- «Осень»
- «сад-огород»
- «Счет»
3. Работа в сообществе Вконтакте «Супер Детки»
1. Размещение, в сообществе «Супер детки», информации об изучаемой теме недели, согласно перспективно-тематическому планированию; рекомендаций для закрепления и повторения изученных тем. (1 раз в неделю)
2. Рекомендации педагогам по индивидуальной работе с детьми в интерактивно-развивающем пособии "Готовимся к школе" -
ноябрь
1. Подгрупповое занятие с использованием интерактивного пола. Ин. игра "Форма и размер"
2. Индивидуальные занятия с использованием интерактивной панели.
3. Использование созданных интерактивных игр на индивидуальных занятиях, для закрепления пройденных тем.
4. Индивидуальная работа воспитателей по рекомендациям учителя-дефектолога 1. Создание интерактивных игр в программе LearningApps.org :
- «Знаки больше, меньше, равно»
- «Овощи, фрукты, ягоды»
- «Геометрические фигуры»
3. Работа в сообществе Вконтакте «Супер Детки»
1. Размещение, в сообществе «Супер детки», информации об изучаемой теме недели, согласно перспективно-тематическому планированию; рекомендаций для закрепления и повторения изученных тем. (1 раз в неделю)
2. Консультация для воспитателей группы «Роль интерактивных игр в образовательном процессе».
декабрь
1. Подгрупповое занятие с использованием интерактивного пола. Ин. игра "Форма и размер"
2. Индивидуальные занятия с использованием интерактивной панели.
3. Использование созданных интерактивных игр на индивидуальных занятиях, для закрепления пройденных тем.
4. Индивидуальная работа воспитателей по рекомендациям учителя-дефектолога 1. Создание интерактивных игр в программе LearningApps.org :
- «Зима»
- «состав числа 5»
2. Изготовление буклетов "Игры на смартофоне"
1. Размещение, в сообществе «Супер детки», информации об изучаемой теме недели, согласно перспективно-тематическому планированию; рекомендаций для закрепления и повторения изученных тем. (1 раз в неделю)
2. Консультация для родителей в форме буклетов "Игры на смартфоне"
январь
1. Подгрупповое занятие с использованием интерактивного пола. Ин. игра "Форма и размер"
2. Индивидуальные занятия с использованием интерактивной панели.
3. Использование созданных интерактивных игр на индивидуальных занятиях, для закрепления пройденных тем.
4. Индивидуальная работа воспитателей по рекомендациям учителя-дефектолога. 1. Создание интерактивных игр в программе LearningApps.org :
- «Транспорт»
- «обратный счет»
2. Изучение работы интерактивного оборудования MatataLAB.
1. Размещение, в сообществе «Супер детки», информации об изучаемой теме недели, согласно перспективно-тематическому планированию; рекомендаций для закрепления и повторения изученных тем. (1 раз в неделю)
февраль
1. Подгрупповое занятие с использованием MatataLAB.
2. Индивидуальные занятия с использованием интерактивной панели.
3. Использование созданных интерактивных игр на индивидуальных занятиях, для закрепления пройденных тем.
4. Индивидуальная работа воспитателей по рекомендациям учителя-дефектолога 1. Создание интерактивных игр в программе LearningApps.org :
- «Дикие животные»
- «Птицы»
2. Подготовка консультации для родителей «Плюсы и минусы в «общении» с компьютером» 1. Размещение, в сообществе «Супер детки», информации об изучаемой теме недели, согласно перспективно-тематическому планированию; рекомендаций для закрепления и повторения изученных тем. (1 раз в неделю)
2. Консультация для родителей «Плюсы и минусы в «общении» с компьютером»
март
1. Подгрупповое занятие с использованием MatataLAB.
2. Индивидуальные занятия с использованием интерактивной панели.
3. Использование созданных интерактивных игр на индивидуальных занятиях, для закрепления пройденных тем.
4. Индивидуальная работа воспитателей по рекомендациям учителя-дефектолога 1. Создание интерактивных игр в программе LearningApps.org :
- «Дикие животные»
- «Птицы»
2. Подготовка индивидуальной консультации для педагогов группы «Роль интерактивных игр в образовательном процессе». 1. Размещение, в сообществе «Супер детки», информации об изучаемой теме недели, согласно перспективно-тематическому планированию; рекомендаций для закрепления и повторения изученных тем. (1 раз в неделю)
2. Индивидуальная консультация для педагогов группы «Роль интерактивных игр в образовательном процессе».
апрель
1. Подгрупповое занятие с использованием MatataLAB.
2. Индивидуальные занятия с использованием интерактивной панели.
3. Использование созданных интерактивных игр на индивидуальных занятиях, для закрепления пройденных тем.
4. Индивидуальная работа воспитателей по рекомендациям учителя-дефектолога. 1. Создание интерактивных игр в программе LearningApps.org :
- «Весна»
- «Мебель»
1. Подготовка папки-передвижки «Интернет - играем с пользой».
1. Размещение, в сообществе «Супер детки», информации об изучаемой теме недели, согласно перспективно-тематическому планированию; рекомендаций для закрепления и повторения изученных тем. (1 раз в неделю)
2. Размещение папки-передвижки «Интернет - играем с пользой».
май
1. Индивидуальные занятия с использованием интерактивной панели.
2. Использование созданных интерактивных игр на индивидуальных занятиях, для закрепления пройденных тем.
3. Индивидуальная работа воспитателей по рекомендациям учителя-дефектолога. 1. Итоговая диагностика подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
2. 1. Создание интерактивных игр в программе LearningApps.org :
- «Лето» 1. Размещение, в сообществе «Супер детки», информации об изучаемой теме недели, согласно перспективно-тематическому планированию; рекомендаций для закрепления и повторения изученных тем. (1 раз в неделю)
2. Консультация педагогов и родителей по результатам итоговой диагностики.
Список используемой литературы
Нормативно-правовые документы :
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (29 декабря 2012 г.)
2. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года)
3. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;
4. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова, 1993 г.) ; Ананьев Б. Г, Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 2004.
Методическая литература :
1. Азамова М. Н. «Использование информационных компьютерных технологий в процессе развития детей дошкольного возраста [текст] / М. Н. Азамова //Молодой ученый. – 2012.-№11, с. 385-387.
2. Бугуславская З. М., Смирнова Е. О. «Развивающие игры для детей дошкольного возраста», М. 2002.
3. Венгер А. А., Дьяченко О. М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». М., 2001.
4. Лизунова Л. Р. «Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. -Пермь, 2009. -60с.
5. Лынская М. И. «Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ». Логопед в детском саду – Л., 2006. – № 6 (13).
6. Моторин В. «Воспитательные возможности компьютерных игр». Дошкольное воспитание. 2000г., №11, с. 53-57.
7. Научно-практический журнал «Управление ДОУ», 2011, №9(75, с. 86-89.
8. Петрова Е. «Развивающие компьютерные игры». Дошкольное воспитание. 2000 г., №8, с. 60-68.
Электронные ресурсы :
1. https://www.maam.ru/ - международный образовательный портал
2. https://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования
3. https://ds11.edumsko.ru/ - сеть сайтов образовательных учреждений
4. https://www.prosv.ru/ - издательство «Просвещение»