Светлана Воровская
Использование инновационных технологий в организации сюжетно-ролевых игр старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день существует множество методов инновационных технологий, одним из которых является игровое проектирование или метод проектов.
Метод проектов рассматривается современной наукой как цикл инновационной деятельности и является одной из перспективных педагогических технологий во многих видах деятельности дошкольников. Метод проектов может быть использован в организации любого вида творческих игр: сюжетно-ролевых, театрализованных, строительных.
Публикация «Использование инновационных технологий в организации сюжетно-ролевых игр старших дошкольников» размещена в разделах
Освоение проектного метода в организации сюжетно-ролевых игр позволяет создать в детском саду условия для планомерной и эффективной воспитательно-образовательной работы.
Именно об использовании метода проекта в организации сюжетно-ролевых игр старших дошкольников я и хочу сегодня рассказать.
Сюжетно-ролевые игры - самая привлекательная деятельность для детей, ребенок в процессе игры ощущает свободу и в действиях, и в отношениях, и в суждениях. Ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Игры имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.
В начале учебного года в рамках подготовки к педсовету мною был запланирован и проведен групповой познавательно-творческий проект «Витаминное кафе». Поскольку сюжетно-ролевая игра отражает явления окружающей действительности, то появление новых знаний о витаминах в продуктах питания вызвало потребность создать ролевые игры с новым сюжетом.
В процессе проектной деятельности мы с детьми выполняли заранее запланированные конкретные задания, практические творческие дела, поэтапно двигались и осваивали новые знания, а продуктом проекта стала уже самостоятельно развернутая детская игра.
Цель проекта: обогащение опыта детей по организации новых сюжетно-ролевых игр на основе полученных знаний. Поставленная цель определила задачи проекта, они представлены на слайде.
Задачи:
- пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
- приобщать детей к процессу познания витаминов, содержащихся в продуктах;
- формировать у детей представления о правильном питании и здоровом образе жизни.
- создавать эмоционально-положительную атмосферу во время игр.
Актуальность данного проекта в том, что он имеет большое значение в социальной адаптации ребенка и реализации его возможностей в будущем.
Для организации ролевой игры с новыми сюжетами, направленной на социализацию и индивидуализацию личности ребенка, интеграцию его в современное общество, необходимо овладение новым, более сложным способом построения игры – совместным сюжетосложением.
Сюжетно-ролевая игра не только игровой процесс, но и образовательный. Поэтому при подготовке проекта я тщательно продумала, какую информацию включить, какие задания подготовить для того, чтобы дети получили не только веселье, но и знания.
Для закрепления знаний о пользе употребления фруктов, овощей и ягод и воспитания стремления к здоровому образу жизни, был подобран материал для сюжетно-ролевых игр «Магазин «Овощи и фрукты», «Фруктовое кафе», «Бар «Полезные напитки».
Организация сюжетно-ролевой игры протекает с опорой на непосредственный опыт детей. Успех отражения впечатлений в игре зависит от того, что видел и знает ребенок. Поэтому знакомство с полезными свойствами овощей и фруктов происходило разными доступными способами: чтение художественной литературы, разучивания пальчиковой гимнастики, творческую деятельность детей – оформление стенгазеты «Азбука Витаминки», дидактические игры, работа в рабочих тетрадях в ходе НОД.
Также была проведена работа с родителями, которая включала в себя консультацию «Во что играют наши дети?», индивидуальные беседы. Кроме того, всем родителям были предложены памятки на тему «Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте». (Эти памятки я хочу предложить и вам. Может они пригодятся в вашей работе).
В результате реализации проекта предметно-развивающая среда пополнилась дидактическими играми, пособиями, детской художественной литературой, у детей расширился уровень знаний о здоровом образе жизни, здоровом питании, пользе овощей и фруктов, и что очень важно обогатился социально-игровой опыт. Дошкольники научились изменять игровое взаимодействие в зависимости от замысла сюжета; у них сформировались навыки сотрудничества, позитивного общения и речевого этикета; закрепились знания о правилах поведения в общественных местах. Дети стали самостоятельно и с интересом играть, выполняя соответствующие игровые действия («Магазин «Овощи и фрукты», «Фруктовое кафе», «Бар «Полезные напитки»).
Проектный метод организации сюжетно-ролевой игры актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность развивать творческие способности, коммуникативные навыки, расширять словарный запас.