Разорвина Анжела Юрьевна
Использование инновационных технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
1. Введение.
2. Расшифровка категорий ОВЗ в образовании.
3. Виды инновационных технологий в обучении детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.
4. Заключение.
Список литературы.
1. Введение
Основная задача педагогов, воспитателей и родителей ДОУ: помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Занятия с такими детьми ведутся по специальным методикам, разработанным для каждого типа нарушений.
Публикация «Использование инновационных технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Одним из условий правильной организации воспитательного процесса является знание сложной структуры дефекта и понимание того, что отклонения в развитии, названные первичным дефектом, поддаются исправлению, коррекции. Поэтому возникает необходимость глубокого изучения особенностей учащихся. Знание их позволяет выделить общепедагогические и коррекционные задачи воспитания, решаемые в органическом единстве. В этом состоит главная особенность воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Расшифровка категорий ОВЗ в образовании.
Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей, ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствует увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья, что и объясняет практическую актуальность данной темы.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - дети, имеющие
• Нарушения слуха (тугоухость, глухота);
• Тяжелые нарушения речи (ТНР);
• Нарушения зрения (слепые, слабовидящие);
• Нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА);
• Задержка психического развития (ЗПР);
• Умственная отсталость (УО);
• Расстройства аутистического спектра (РАС);
• Множественные нарушения (сочетание двух или более психофизических нарушений).
Специальный государственный стандарт для детей с ОВЗ гарантирует право на получение образования независимо от степени тяжести нарушений, региона проживания и вида учебного заведения. Введение ФГОС направлено на то, чтобы обеспечить детей с ОВЗ компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе.
3. Виды инновационных технологий в обучении детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.
Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС.
Использование инноваций в работе с детьми открывает воспитателю новые возможности преподнесения материала.
В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики.
Главная цель инновационной деятельности — развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик, реализующего инновационные средства обучения, развития и воспитания. К основным функциям инновационной деятельности относится изменение компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т. д.
Одна из направлений инновационной работы в ДОУ это внедрение эффективных педагогических технологий и методик.
В работе с детьми с ОВЗ применяются следующие педагогические технологии :
• здоровьесберегающие;
• дифференцированное обучение;
• моделирование, эксперимент, метод проектов;
• игровые технологии.
Виды здоровьесберегающих технологий :
1. Медико – профu лактические: организация санитарно-гигиенического режима в учреждении, организация и контроль за реализацией охранительно-оздоровительного режима возрастных групп ДОУ, режим питания и профилактические мероприятия по укреплению здоровья воспитанников.
2. Физкультурно – оздоровительные: утренняя гимнастика и организованные физкультурные мероприятия, музыкально – ритмические мероприятия, подвижные игры, прогулки, спортивные праздники, оздоровительная гимнастика после сна, динамические паузы и логоритмические упражнения в процессе коррекционно – развивающего воздействия с использованием дидактических игр валеологической направленности, пальчиковой и артикуляционной гимнастики; элементы самомассажа и дыхательной гимнастики; элементы гимнастики для глаз;
3. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – совокупность мероприятий, обеспечивающих комфортное и позитивное пребывание ребенка в детском саду.
4. Коррекционные технологии : арт-терапия как один из видов здоровьесберегающей технологии (способствует снятию нервно – психического напряжения, и приносит ребенку эстетическую радость, положительную энергетику, благоприятно влияющую на здоровье, самочувствие и формирование личностных качеств).
Виды и методы арт-терапии:
* игротерапия – помогает дошкольнику осознать себя как личность, поднять самооценку, отреагировать все негативные внутренние эмоции, понизить тревожность, ощущение вины и беспокойства.
* изотерапия (тематическое рисование, рисование на мокрой бумаге; монотипии, рисование с использованием техники раздувания краски и др., с целью ослабления эмоционального возбуждения). В изотерапии в коррекционной работе с детьми применяем следующие методики:
- Рисование на мокрой бумаге. На смоченный лист бумаги при помощи акварели наносится рисунок, где используется использование максимально возможной палитры цветов. Нужно наблюдать за тем, как цвета смешиваются друг с другом, ощущать свои чувства, возникающие в процессе наблюдения. Далее образованным на листе бумаги узорам дается название.
- Монотипии. На стекле при помощи густых красок создается изображение, после чего отпечатывается на лист бумаги. В конце производится обсуждение полученных результатов.
- Техника раздувания краски. Наносится водорастворимая краска с большим процентом содержания воды на лист бумаги при помощи трубочки и раздувается получившийся рисунок. Важно при выполнении упражнения использовать максимально возможную палитру цветов. В конце задания ребенок делает попытку распознать получившийся образ, пофантазировать;
* смехотерапия (обыгрывание потешек, чтение юмористических стихов, проведение минуток смеха, игры в смешные слова);
* музыкотерапия (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, игра на музыкальных инструментах, пение и др.). Методы музыкотерапии, в комплексе с другими техниками лечения искусством, способны корректировать различные эмоциональные отклонения и нарушения психики у детей;
* сказкотерапия ( логосказки: пальчиковые, артикуляционные, фонетические, сказки по обучению грамоте, сказки, способствующие формированию связной речи, лексико-грамматические сказки);
* драматерапия активизирует движения органов артикуляционного аппарата, формируют лексико-грамматический строй речи, развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, психические процессы (воображение, эмоционально-волевую сферу, внимание, восприятие, творческие способности;
* песочная терапия - развивает творческое мышление, воображение, мелкую моторику рук, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.
Использование перечисленных видов арт-терапии в комплексе способствует полноценному и всестороннему развитию дошкольников.
В детском саду обычно используются все эти виды арт-терапии в комплексе, что способствует полноценному и всестороннему развитию малышей. Использование арт-терапии в педагогическом процессе проходят в игровой форме.
5. Валеологического просвещения родителей.
В работе с родителями применяем разные формы работы :
- педагогические беседы с родителями (о режиме дня, адаптации в детском саду, об одежде, соответствующая сезону и др.);
- групповые родительские собрания в традиционной и нетрадиционной формах;
-консультации;
-папки – передвижки из серии пальчиковые игры для развития мелкой моторики, буклеты, информация в уголке для родителей, анкетирование, выставки совместных работ, изготовленных детьми вместе с родителями или самими родителями. Совместные мероприятия объединяют семью, выстраивают доверительные отношения между членами семьи.
Технология дифференцированного обучения основана на различие способностей, склонностей темпов обучения детей, гендерных различий и представляющих собой широкий спектр мероприятий, состоящих не только в выявлении потенциальных умственных способностей, но и в решении социальной и коммуникативной компетенций индивида.
По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, различают дифференциацию:
- по возрастному составу (группы, возрастные параллели, разновозрастные группы);
- по полу (мужские, женские, смешанные);
- по области интересов (технические, природоведческие, художественные, социальные);
- по уровню умственного развития (или по уровню достижения) : одаренные дети, дети, входящие в группу общего развития, дети, требующие повышенного индивидуального внимания;
- по личностно-психологическим типам (по типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);
- по уровню здоровья (группы здоровья).
Дифференцированное обучение – не цель, а средство развития индивидуальности. Например, для выполнения одного и того же задания «Построить ракету» применяется дифференцированный подход, детям с высоким уровнем развития предлагается построение с помощью квадрата Воскобовича, со средним – с помощью кубиков Никитина, для более слабой подгруппы – с помощью блоков Дьенеша.
В более сильной подгруппе дети выполняют задания самостоятельно, а в слабой - с помощью воспитателя. Разделение на подгруппы может исходить не только от взрослого, который стремится к созданию ситуации успеха в каждой из них, но и от желания самих детей, что способствует развитию индивидуальности и творчества каждого ребенка, создает комфортную атмосферу внутри коллектива.
Организация системы дифференцированного подхода дает раскрыть исходный уровень возможностей каждого дошкольника и его дальнейшего развития.
Моделирование, эксперимент, метод проектов невозможны без применения исследовательских технологий.
Метод проектов дает возможность закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности, позволяет педагогам расширить образовательное пространство, познавательного мышления ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.
Экспериментирование является одной из форм, где организуется ситуация, провоцирующее познавательную активность, что соответствует требованиям ФГОС. В экспериментировании у ребенка развивается творческие способности, коммуникативные навыки.
Игровые технологии :
В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах ДО игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника.
Игровые технологии — совокупность методов и приемов организации психолого-педагогического процесса в форме различных игр.
Феномен и значение игровой технологии состоит в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, творчество, терапию, воспитание, труд.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ являются :
· развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
· развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
· формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
· формирование социальных навыков и социализации;
· обеспечение эмоциональной разрядки.
Главным принципом достижения эффективности обучения и воспитания при использовании инновационных технологий является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизических возможностей, также с учетом быстрой психической и физической истощаемости детей с ОВЗ.
Главные условия при проведении занятия с детьми с ОВЗ :
- Темп обучения должен быть замедлен.
- Привлекать регулярно детей к предметно-практической деятельности.
- Опираться на возможности и способности ребенка.
- Учитывать особенности ребенка и корректировать его деятельность.
Рекомендации воспитателям ДОУ, работающим с детьми с ОВЗ :
- Необходимо составлять план занятий и осуществлять его, учитывая особенности ребенка и его диагноз.
- Наряду с индивидуальными занятиями с детьми с ОВЗ необходимо проводить и групповые занятия, что повысит активность ребенка и умение работать в группе.
- Обращать внимание на психическое состояние ребенка до проведения занятий.
- Оказывать помощь при выполнении заданий и поручений.
- Развивать моторику посредством специальной гимнастики, игр, заданий.
Таким образом, инновационные педагогические технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. Классификация методов обучения и воспитания постоянно модернизируется с учетом инноваций, внедряемых в образовательную систему.
4. Заключение:
Инновационные технологии – это внедрённые новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся результатом интеллектуальной деятельности педагога. Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.
Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.
Инновационные технологии в логопедической практике — это лишь дополнение к общепринятым проверенным временем технологиям. Новые и обладающие повышенной эффективностью методы и приёмы, инструменты, являющие конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.
Новые способы взаимодействия педагога и ребёнка; новые стимулы, которые служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических процессов.
Список использованной литературы :
1. Абрамова И. В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения//Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 11. C. 98-102.
2. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы. - М. : ВЛАДОС, 2003.
3. Браткова М. В., Караневская В., Титова О. В. Индивидуальный образовательный маршрут как инновация в реализации личностно ориентированного подхода в современном образовании// Инновации в образовании. - 2013. - № 10. - С. 19- 26.
4. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства //Дошкольное воспитание. - 2004. - №1. - С. 114-117.
5. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ // Управление ДОУ. - 2012. - №5. - С. 24-31.
6. Малофеев Н. Н. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: проект. – М. : Просвещение, 2013.
7. Семёнова Т. М. Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников// Дошкольная педагогика. - 2012. - №10. - С. 17-21.
8. Шутько Е. В. Образование детей с ограниченными возможностями: инновационные модели и технологии. - Екатеринбург, ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», 2014.
9. Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы / Л. И. Акатов. - М. : ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
10. Волкова, Т. Вариативные формы дошкольного образования / Т. Волкова // Дошкольное образование - 1 сентября : газета. - 2012 .- №10 .- С. 30-31.
11. Волошина, Л. Организация здоровье сберегающего пространства / Л. Волошина //Дошкольное воспитание. - 2004. - №1. - С. 114-117.
12. Карпюк, Г. А. Реализация права ребенка на игру. / Г. А. Карпюк //Старший воспитатель. - 2007 - №6.
13. Касаткина, Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. / Е. И. Касаткина // Управление ДОУ. - 2012. - №5. - С. 24–31.
14. Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С. Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. - № 2. - С. 171-187.
15. Пенькова, Л. А., Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников.
16. Семёнова, Т. М. Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников / Т. М. Семёнова // Дошкольная педагогика : журнал. - 2012 .- №10 .- С. 17-21.
17. Серов, Н. В. Светоцветовая терапия. Смысл и значение цвета. - СПб. : Речь, 2001. - С. 64-108.
18. Терновская С. А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении / С. А. Терновская, Л. А. Теплякова // Методист. - 2005. - N4. - С. 61-65.
19. Шевченко, С. Г. Подготовка к школе детей с ЗПР / С. Г. Шевченко – М. : Школьная пресса, 2003. – 96 с.