Емельянова Елена
Использование инновационных технологий в коррекции дизартрических расстройств у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время количество детей, имеющих особенности речевого развития, постоянно возрастает. Одним из самых распространенных нарушений устной речи является дизартрия. По частоте возникновения дизартрия встречается чаще чем алалия, но реже чем дислалия. Чаще всего дизартрия страдают дети, реже взрослые. Среди детей распространенность дизартрии по данным ВОЗ 2017 года составляла 3-6%, сейчас же, по данным 2019 года, количество детей с дизартрией возросло до 7-9%.
Публикация «Использование инновационных технологий в коррекции дизартрических расстройств у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Дизартрия – это нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата [1]. В структуру дефекта при дизартрии входит нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи. Анализируя симптомы дизартрии можно выявить речевую и неречевую симптоматику.
К неречевой симптоматике относятся: нарушение крупной и мелкой моторики, а также нарушение мимики; нарушение высших психических функций, к которым относятся восприятие, внимание, память и мышление; изменения в эмоционально-волевой сфере и поведении.
К речевым симптомам относятся: нарушение артикуляционной моторики; нарушение голосообразования и речевого дыхания; нарушение просодики, проявляющейся в нарушении мелодики, интонации, а также в нарушении темпа и ритма.
Речь детей с дизартрией невнятная, нечеткая, и зачастую малопонятная посторонним людям. Причиной таких проявлений речи является недостаточная иннервация мышц губ, языка, мягкого неба, голосовых складок, гортани и дыхательной мускулатуры, что проявляется в спастичности, гипотонии или дистонии артикуляционных мышц. Мышечная спастика сопровождается постоянно повышенным тонусом и напряжением мышц губ, языка, лица и шеи; у ребенка губы плотно смыкаются, артикуляционные движения ограничены. При мышечной гипотонии наблюдается обратная ситуация - язык очень вялый, он неподвижно лежит на дне полости рта; губы у ребенка не смыкаются, рот полуоткрыт.
Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких формах – при стертой дизартрии, наблюдается искажение отдельных звуков, «смазанная речь». В тяжелых формах наблюдаются искажения, пропуски и замены большого числа звуков, страдает темп и выразительности речи, модуляция голоса. В самых тяжелых случаях, при полном параличе речедвигательных мышц может наступить полное отсутствие речи – анартрия.
У детей с дизартрией нарушена мелкая и общая моторика. Нарушения мелкой моторики проявляются в невозможности застегнуть пуговицы или молнию, зашнуровать ботинки, держать карандаш, пользоваться ножницами. Вследствие нарушения общей моторики дети с дизартрией не могут правильно выполнить физические упражнения, музыкальные элементы.
Вопросом коррекции дизартрии занимались О. О. Правдина, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Е. М. Мастюкова, Е. Ф. Архипова, О. Г. Приходько и др. Логопедическая помощь при дизартрии носит комплексный характер и включает в себя коррекцию дыхания; звукопроизношения; формирование звукового анализа и синтеза; развитие лексико-грамматического строя речи; проведение артикуляционной гимнастики и массажа, а также часто используется лечебная физкультура, физиотерапия и медикаментозное лечение.
С развитием компьютерных технологий и знаний о структуре дефекта при дизартрии в коррекции стали использоваться различные нетрадиционные методы. К ним относятся компьютерные игры, ИЗО-терапия, биоэнергопластика, Томатис-терапия и др.
В век инновационных технологий при работе с детьми с дизартрией используются различные компьютерные программы. Одна из самых известных и популярных на сегодняшний день, это программа-тренажер «Dizartria.NET», созданная Институтом информационных технологий в образовании ЮНЕСКО и НИЦ Биокибернетики (Москва). Использование данной программы помогает в коррекции произношения, как детям, так и взрослым, имеющим дизартрию. Программа включает в себя 3 режима: «речевой протез», «релаксация голосовых связок» и «развитие дикции и просодики». Данная программа имеет две версии: одну бесплатную, которая размещена в интернете в свободном доступе, в нее входят 2 первых режима. Вторая версия – профессиональная, которая включает в себя все 3 режима. К основным задачам данной программы можно отнести: устранение спастичности и недостаточности речедвигательных центров. Использование программы «Dizartria.NET» возможно, как и на занятиях с логопедом, так и для занятий дома.
Еще одной популярной компьютерной программой является «Игры для Тигры», которая разработана в 2004 году в г. Перми и ее автором является Р. Л. Лизунова. Она включает в себя следующие разделы: «Фонематика», «Просодика», «Лексика», «Звукопроизношение». Данную программу можно использовать и при коррекции речи детей с дизартрией, так как задания выстраиваются в связи с особенностями и возможностями такого ребенка. Логопед сам может выбрать раздел, задание и выставить уровень сложности данного задания. Программа очень легка в своем управлении и ее можно использовать и при работе с логопедом, и при занятиях дома.
Телесно-ориентированные техники — это достаточно новые, но эффективные технологии, которые применяются в коррекции речи детей с различными нарушениями речи. Центральное место в телесно-ориентированных техниках отводится биоэнергопластике. Биоэнергопластика включает в себя слаженную работу органов артикуляции и движения руки. Биоэнергопластика улучшает моторику ребенка, помогает в коррекции звукопроизношения и влияет на развитие психики ребенка в целом. Данный метод широко используется и при коррекции речи детей с дизартрией. Особенно хорошо применять данный метод, работая с детьми, со стертой дизартрией. Биоэнергопластика при работе с детьми с дизартрией включает в себя семь основных этапов, которые описаны в работах Р. Г. Бушляковой и Л. С. Вакуленко. Использование при коррекции речи детей с дизартрией метод биоэнергопластики помогает: устранить дефекты звукопроизношения, расширить лексический запас слов, подготовить руку ребенка к письму и избежать появления неврозов или судорог, развить творческие и коммуникативные способности ребенка.
Изо-терапия является одним из основных методов арт-терапии. Приемы изо-терапии широко используются в коррекции речи детей с дизартрией. Изо-терапия может использоваться как на логопедических занятиях, так и в индивидуальном порядке дома с родителями. При работе с детьми можно использовать огромное количество техник изо-терапии, например, таких, как: пальцевая живопись, рисование ладонями, ниткография и многие другие. При работе с детьми с дизартрией необходимо развивать не только речь ребенка, но и затрагивать все стороны его психического развития. Именно с помощью применения метода изо-терапии логопед сможет развивать двигательные навыки ребенка и тем самым создавать условия для развития психических процессов таких как: речь, мышление, воображение и внимание.
Томатис-терапия. Ребенок, страдающий дизартрией, не всегда может правильно воспринимать речь окружающих его людей. Это приводит к нарушению слухового восприятия. В свою очередь, нарушение слухового восприятия будет влиять на адаптацию ребенка в социуме. Дети с дизартрией с нарушенным слуховым восприятием будут испытывать трудности в учебе, у них могут развиваться нарушения письменной речи - дисграфия и дизорфография. Метод Томатис-терапии представляет собой комплекс слуховых тренировок, воздействующих на ухо и мозг ребенка высокими частотами. Главная цель Томатис-терапии заключается в улучшении способности мозга воспринимать и перерабатывать поступающую извне информацию, воспринимаемую на слух. При коррекции дизартрии Томатис-терапия является очень важной коррекционной методикой.
В заключении, хотелось бы сказать, что логопедическая коррекционная работа детям с дизартрией должна быть оказана своевременно и в полном объеме. Только благодаря комплексному подходу и использованию разнообразных логопедических приемов и инновационных технологий возможно преодолеть дизартрию.
Литература:
1. Логопедия: Учеб. Для студ. дефектол. фак. пед. высш. учебзаведений / под редакцией Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС 2002. – 680 с. – (Коррекционная педагогика)
2. Лизунова Л. Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры» : Учебно-методическое пособие. – Пермь. : «ОТ и ДО», 2013.
3. Пантелеева Л. А, Логопедическая работа с междисциплинарным характером в условиях инклюзивного образования//Сборник трудов 2017. – 75-81 С.
4. Полякова К. О, Использование приёмов арт-терапии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста//Colloquium-journal №10(62, 2020. – 164-166 С.
5. Ушницкая О. В, Жулина Е. В, Биоэнергопластика как метод коррекции звукопроизношения у дошкольников с дизартрией//Проблемы современного педагогического образования № 63-3, 2019. – 210-212 С.