Ирина Мартьянова
Использование инновационных технологий на занятиях по музыкальному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания.
Публикация «Использование инновационных технологий на занятиях по музыкальному развитию» размещена в разделах
В своей работе стараюсь использовать новые формы развития эмоциональной сферы ребёнка, оригинальные средства обучения детей, которые способствуют формированию гармоничной личности.
Инновационная деятельность предполагает четыре взаимосвязанных этапа:
1) Поиск новых идей;
2) Формирование нововведения;
3) Реализация нововведения;
4) Закрепление новшества.
На сегодняшний день в своей практике музыкального воспитания я использую следующие инновационные формы и виды деятельности для развития музыкальности ребёнка.
1. Коммуникативные игры и танцы
(«Мы за плечи взяли друга», «Поссорились-помирились», «Я от тебя убегу, убегу», и др.)
Музыкальные коммуникативные игры, танцы — это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств.
Цель коммуникативных игр:
- развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к сотрудничеству;
- развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
- развитие позитивного самоощущения, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, ощущения своей значимости в детском коллективе, а так же формирование положительной самооценки.
2. Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые : «Роботы - бабочки», «Лесная зарядка» и др.)
Координационно-подвижные игры это - игровые модели, соединяющих в себе движение и речь, движение и музыку
Основной задачей данного жанра является:
- развитие музыкального слуха у детей.
- развивает у детей память, чувство ритма и двигательные способности.
- А также способствуют развитию творческого мышления и воображения. Ребенок учится слаженно работать в коллективе, и тактично относиться к партнеру во время занятии.
Координационные игры являются неотъемлемой частью детского творчества, поэтому я активно используются их на своих занятиях.
2. Игровые распевания
На занятиях в распевках, я использую знакомые и понятные детям
сюжеты, героев сказок или образные зарисовки, предлагаю
несложный текст и мелодия в трё х регистрах: среднем, высоком и
низком.
Подбираю контрастные образы, которые помогают детям чётко
сопоставлять и воспроизводить их голоса и, что немало важно,
играть в них.
Изучила опыт работы Картушиной. По её мнению "распевание"-
это "белое пятно" в программе музыкального воспитания детского
сада, оно слабо разработано и имеет сравнительно небольшой
репертуар.
Но, в наше время есть интернет - ресурсы, которые помогают
музыкальным руководителям найти и разнообразить музыкальный
материал.
По моему опыту работы - систематическое использование
маленьких песенок - распевок помогает выровнять звучание голоса
детей, добиться естественного легкого пения. И я считаю, что очень
важно, чтобы каждое упражнение имело интересное содержание
или игровой момент и могло увлечь ребёнка. Эмоциональность и
выразительность педагога при показе также необходимы, так как
они облегчает подражание и эмоционально заряжает детей.
Стараюсь брать такие распевки, которые сопровождаются
жестами, хлопками, щелчками, притопами, звуками шумовых
инструментов, использую элементы пальчиковой гимнастики. Это
помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики,р и т м а.
Разучивание и пение распевок с детьми иногда провожу на ковре в форме круга. По мнению психологов, круг несё т в себе воспитательные и терапевтические задачи: каждый ребенок может ощутить свою значимость для других детей, почувствовать их поддержку и защиту.
На своих музыкальных занятиях я использую сказку - распевку «Соня- Петушок» :
Жил был Петушок, Он очень любил поспать.
И вот однажды утром Петя проспал рассвет,
И не разбудил никого.
Проснулась первая Кошка, и очень удивилась, что солнышко взошло, а все спят. Она подошла к Пете и пропела:
«Мяу, мяу, мяу, пора вставать!» (по 5*3*1 ступени мажорного трезвучия вниз)
Но Петя все спал.
Второй проснулся Гусь, и тоже пропел:
«Га, га, га, пора вставать!».
Но Петя продолжал спать.
Далее просыпаются домашние животные, птицы.
Последней просыпается Собачка:
«Гав, гав, гав, пора вставать!»
Петушок встрепенулся и закричал:
«Кукареку- пора вставать!»
И все засмеялись.
Петушку стало стыдно, и он больше никогда не просыпал утро.
Театрально-игровой приём. Упражнение «Дружная семейка» Гаврилюк Л. А.
Утром семья собирается на прогулку.
У кого самые низкие голоса?
Правильно, у папы и дедушки.
Споём эти слова.
У кого голоса звучат выше?
У бабушки и мамы.
Настроимся на их голоса.
А как звучит голос ребёнка?
Ещё выше.
Давайте соединим эти партии и посмотрим, что у нас получилось. Получилась настоящая песенка про дружную семью.
А теперь споём все вместе
А теперь попробуем распределить роли.
«Веселый кубик»
Ход игры: дети стоят в кругу
По часовой стрелке дети под музыку передают друг другу кубик и поют:
«Ты не стой и не зевай,
Кубик дальше передай!
Этот кубик не простой,
Он укажет нам с тобой,
Какую песню будем петь,
Чтоб голосочки разогреть».
Ребенок, на котором остановился кубик, бросает его на пол. На верхней стороне куба видит иллюстрацию к знакомой песенке- распевке. Все исполняют ее. С окончанием песни берет кубик в руки и передает его дальше, игра повторяется.
Детям полезно это упражнение по нескольким причинам: - проговаривая этот текст, дети отрабатывают дикцию; - ещё раз осознанно анализируют выбор нужного регистра голоса; - распеваются перед игровым распеванием, что очень помогает более качественно исполнить сюжетную распевку. И не забыть про дикцию и дыхание!
И так, такое игровое распевание многофункционально:
1. Благодаря наглядности и игровой ситуации, оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса (среднего или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей, т. е. чистое интонирование.
2. Формирует самоконтроль, умение анализировать своё пение и пение товарищей;
3. Развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении;
4. Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает разыгрывание ТЕАТРАЛЬНЫХ ЭТЮДОВ с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.
5. Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру, танец, повтор и закрепление музыкально- ритмических движений, музицирование детей.
6 В свободное время я рассказываю детям «Историю про песенку. Дети с удовольствием слушают.
«А теперь я расскажу вам историю про песенку, которую посадили за забор и закрыли в темницу. Как она хотела вырваться на свободу! Как пыталась очутиться на воле! Как же нам спасти песенку? Давайте откроем темницу (ротик) и уберём забор (зубки) и тогда путь песенке будет свободен- и она вылетит и запоёт звонко- звонко!» (использую зеркала)
Ещё можно сравнить песенку с птицей, которая сидит в скворечнике, а скворечник заколочен досками. (зубками) Сможет песенка- птичка вылететь? (показываю пение с почти зажатыми зубами и губами). А если открыть путь птичке, освободить выход из скворечника (кстати, он тоже круглый, как ротик, свободно и легко птица вылетит из него? Ответ детей очевиден. «Ребята, давайте попробуем и освободим птицу - песенку!» Пробуем мы оба варианта- и полузакрытым ртом, и открытым, кругленьким! А попробовав, и убедившись, что ТАК петь красивее, в будущем достаточно сказать – выпустите свою птичку из горлышка- как сразу ротик у детей открывается шире, становится круглым и звук становится ярче, звонче.
А ещё очень действенный приём, когда дети поют тихо: я предлагаю поискать и найти – где у них находится кнопка для усиления звука? Ну, как в телевизоре… Они серьёзно так ищут… я вместе с ними и, наконец, находим – пупок! Вот она, кнопка! Подвожу к себе ребёнка, говорю: «Ну-ка, где твоя кнопочка, давай проверим- работает?» Ребёнок нажимает на пупочек- и поёт так звонко! Все смеются и тоже пробуют!
3. Речевое музицирование
Основным жанром речевого музицирования является речевая пьеса.
Это педагогическую модель, в которой текст не поется, а ритмично декламируется. В музыкально – речевых пьесах могут удачно сочетаться речь, «звучащие» жесты, музыкальные инструменты.
Те или иные способы озвучивания должны соответствовать возможностям детей, их интересам, времени года и т. д. Важно научить детей чувствовать и понимать смысл текста и побуждать находить свои способы озвучивания.
«Здравствуйте, все»
Здравствуйте, здравствуйте все, все, 2 р
Мы желаем счастья, 2р всем людям 2 р.
Начинаем, 2 р
«Ехали медведи»
Ехали медведи на велосипеде. – хлопки на каждое слово
А за ними кот задом наперед. - поочередные хлопки по коленям
А за ним комарики на воздушном шарике – щелчки пальцами
Едут и смеются, пряники жуют. – притопы ногами
Это стихотворение можно озвучить как с помощью музыкальных инструментов, так и с помощью движений и «звучащих» жестов.
«Ранним утром»
Ранним утром на рассвете – Шух, шух, шух! – маракас
То ли аист, то ли ветер – Шух, шух, шух! – маракас
Пролетел среди берез, – Ууууууу! – бубен
Новость новую принес. – Ууууууу! – бубен
И по лесу тут же слухи – Шшшшш! – бубенцы
Полетели точно мухи. – Ззззззз! – колокольчик
Покатился лесом гул, – Гуууу! – барабан
То спросонок лес вздохнул. – Гуууу! – барабан
И посыпалась роса, – Кап-кап-кап-кап! – треугольник
Зазвучали голоса – Аааааа!
Букет цветов
Посадили зернышко --- треугольник,
Выглянуло солнышко ---колокольчик,
Солнышко, свети, свети – бубенцы,
Зернышко, расти, расти,-, металлофон,
Появляются листочки,- стиральная доска,
Распускаются листочки - бубенцы
4. Пальчиковые игры (музыкальные и речевые «Этот пальчик дедушка», «Здравствуй, солнце золотое»).
Благодаря непосредственному комплексному воздействию музыки на человека в ходе двигательной активности под аккомпанемент или с пением улучшаются выразительность, ритмичность движений, их чёткость, координация, плавность, слитность, переключаемость; развиваются интонация, слух, внимание, память; воспитывается временная ориентировка, то есть способность уложить свои движения во времени в соответствии с различным ритмическим рисунком мелодии.
Использование в педагогической практике музыкальных пальчиковых игр опирается на определё нные принципы и методы: прежде всего, это направленность на создание общей благоприятной атмосферы. Процесс совместного музицирования вызывает эмоциональный отклик у детей, развивает мышление и фантазию. Перед игрой необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения, что позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнения.
Учитывая, что объём детского внимания невелик, важно помнить о принципе доступности материала: лаконичные песенки-игры с ясной формой, запоминающейся мелодией в удобном диапазоне способствуют развитию певческих навыков. Вспомогательным моментом может стать небольшое вступление: оно настроит детей на определённый характерный образ и поможет в восприятии игры. Особенно актуальны принципы постепенности и систематичности. Важно подобрать упражнения так, чтобы они соответствовали индивидуальным и возрастным особенностям ребёнка. В перспективе хотелось бы направить детей не только на повторение, но и на самостоятельный творческий процесс придумывания движений и интонаций.
Концентрации внимания ребё нка и его распределению помогает выразительность подачи материала: многообразные интонации в голосе, чёткая дикция, выразительная мимика, и яркое художественное исполнение песни. Процесс может сопровождаться показом ярких иллюстраций. К примеру, дети очень эмоционально реагируют на слайд-шоу, предварительно подготовленное и демонстрируемое с помощью проектора на большой экран. Также большой интерес дошкольников вызывает процесс коммуникации с персонажем кукольного или пальчикового театра.
В своей работе я использую, помимо материалов известных авторов, музыкальные пальчиковые игры собственного сочинения, подробное описание которых предложено далее:
1. Пальчиковая игра «Коза и козлята»
исходное положение рук – кисти сомкнуты, пальцы направлены вверх в разомкнутом положении, как будто держат большой мяч.
Жила-была Коза, и было у неё семеро козлят. Однажды отправилась мама Коза на работу, на лужок пастись и поё т козляткам-ребяткам:
«Козлятушки-ребятушки,
Я на луг пойду, молочка принесу!
Закрывайте дверцы серебряные:
Раз - дверца, два - дверца, три - дверца, (по очереди соединяем подушечки
Четыре - дверца, пять – дверца… пальцев, начиная с мизинцев)
Все дверцы закрыли?
Закрывайте замки золочё ные:
Раз – замочек, два - замочек, три - замочек, (по очереди перекрещиваем Четыре – замочек, пять – замочек… пальцы, сжимаем в «замок»)
Все замочки закрыли?»
Проверим – крепок ли замок? Крепок! (пытаемся «разжать замок»)
Целый день мамочка Коза работала, вечером приходит домой и поё т козляткам-ребяткам:
«Козлятушки-ребятушки,
Я домой пришла, молочка принесла!
Открывайте замки золочё ные:
Раз – замочек, два - замочек, три - замочек, (разжимаем пальцы, снова
Четыре – замочек, пять – замочек… соединяем их подушечки)
Все замочки открыли?
Открывайте дверцы серебряные:
Раз - дверца, два - дверца, три - дверца, (разъединяем пальчики, возвращаем
Четыре - дверца, пять – дверца… в исходное положение)
Все дверцы открыли?»
Зашла мама Коза домой, напоила козляток-ребяток молочком, и начали они от радости плясать:
«Три-татошки, три-тата, («бегаем» пальцами правой руки по ладони левой,
Вышла кошка за кота, затем наоборот)
За кота-котовича,
За Петра Петровича!»
Вот какая сказка! (развели руки в стороны)
5. Логоритмические упражнения (воздействие на слух, память, речь и эмоции ребенка с помощью слова, ритма и музыки «Мишки и пчелы», «Яблочко»)
Это метод преодоления речевых нарушений, подразумевающий развитие двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Музыка – это наиболее доступный детскому восприятию вид искусства.
Она способна не только привлечь внимание и заинтересовать, но и обогатить, эмоционально окрасить чувства ребенка и представления его о мире.
Связь движений и речи:
— нормализует состояние мышечного тонуса,
— помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости,
— развивает координацию процессов дыхания, голосоведения, артикуляции,
— способствует регулированию темпа и ритма речи,
— устраняет смазанность, нечеткость звукопроизношения.
Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.
Развитие дыхания
Поиграем животиками
Цель: формирование диафрагмального дыхания.
Описание упражнения
Вариант 1
В положении лежа на спине дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают- при этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую – либо небольшую игрушку.
Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимается вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто она качается на качелях.
Вариант 2
В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.
Упражнение выполняется под счет: вдох - 1,2,3 и выдох – 1,2,3 или
музыкальные звуки (до –ре - ми- вдох, ми – ре -до – выдох) от трех до семи раз подряд.
(Речевое дыхание)
Назови по порядку
Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слов.
Закрепление в памяти детей названий чисел, времен года, дней недели, месяцев.
Описание упражнения
Детям младшего и среднего возраста предлагается сосчитать свои пальчики, игрушки или предметы на картинке – «один, два, три, четыре, пять …» (количество названных на одном дыхании чисел не должно превышать количества лет ребенка) Дошкольникам среднего и старшего возраста, кроме того, дается задание перечислить по порядку времена года, дни недели, месяцы.
Ах, как пахнет!
Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу.
Оборудование : ароматный цветок или носовой платок, надушенный духами.
Описание упражнения
Педагог дает ребенку понюхать ароматный цветок и предлагает повторить фразы:
Ах!
Ах, пахнет!
Ах, как пахнет!
Ах, как приятно пахнет!
Ах, как цветок приятно пахнет!
Мимика
Развитие мимических мышц может строиться на использовании естественных мимических движений:
«Плакса» - зажмуривание глаз;
«Надуем шарик» - надувание щек без сопротивления и с надавливанием;
«Мы удивились» - приподнимание и опускание надбровных дуг;
«Тигренок» - оскаливание зубов;
«Упрямые бараны» - нахмуривание мышц лба и т. д.
Сначала тренируются движения отдельных лицевых мышц, затем они объединяются в комплексы, отражающие такие сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование и т. д.
Подарок
Цель: выразить мимикой и общими (торопливыми) движениями большую заинтересованность.
Оборудование: коробка, перевязанная лентой, в коробке игрушка.
Описание игровой ситуации
Мальчику на День рождения сделали подарок. Мальчик развязывает коробку с подарком, ему поскорее хочется узнать, что внутри.
Раздумье
Цель: выразить мимикой и позой (подпереть голову рукой) глубокое раздумье.
Описание игровой ситуации
Девочка заблудилась в лесу. Наконец она вышла на дорогу. Но в какую сторону идти?
Этюд разыгрывается под музыку.
Артикуляция.
Для развития артикуляционной моторики на занятиях ритмикой проводятся упражнения для губ, языка, нижней челюсти:
«Прятки» - чередование плотного смыкания губ с растягиванием их в улыбке с обнажением зубов;
«Вкусное варенье» - круговое скользящее движение языка по губам;
«Футбол» - движения языка вправо и влево в полости рта с выпячиванием щеки;
«Язычок сердиться» - упор кончика языка альвеолы верхних резцов и др.
Упражнения должны выполняться ритмично, под счет, на акцент в музыке.
Часики
Рот открыт, губы в улыбке. Острый кончик языка совершает движения на «раз» - к левому уголку рта, на «два» - к правому. В данном упражнении счет: «раз – два» можно заменить на звукоподражания: «тик – так». Перед выполнением артикуляционного упражнения
предложите детям прослушать музыкальную иллюстрацию - «Часы» ; сл. С. Маршака, муз. Е, Тиличеевой.
Качели
Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка совершает движения: на «раз» - поднимается к носу, на «два» - опускается к подбородку.
В данном упражнении счет можно заменить на слова: «вверх – вниз».
Развитие голоса
Далеко и близко
Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания, активизация мышц губ.
Описание упражнения
Педагог объясняет детям, что, когда звук раздается близко, то его хорошо слышно, но если он доносится из далека, то кажется тихим и его трудно расслышать.
Затем одному ребенку взрослый дает задание произносить любое звукоподражание то тихим, то громким голосом (это может быть голос животного, например, - му, мяу, и – го-го, га-га и т. д. или какой-либо из звуков города – би-би,
ту-ту, дзинь-дзинь, тук-тук).
Задача других детей отгадать, далеко или близко находится животное или звенит звонок.
Затем звуковую загадку предлагается загадать другому ребенку и так далее до тех пор, пока все дети не побывают в этой роли.
Тишина
Цель: изменение силы голоса, выразительное чтение стихотворения.
Описание упражнения
Изменяя силу голоса, ребенок читает стихотворение:
Была (произносится голосом обычной силы)
тишина, тишина, тишина. (произносится тихим голосом)
Вдруг (сила голоса начинает постепенно нарастать)
грохотом (громче)
грома (еще громче)
сменилась она. (громко)
И вот уже дождик (произносится голосом обычной силы)
тихонько (произносится очень тихо)
Ты слышишь? (произносится тихим голосом)
Закапал, закапал, (произносится голосом обычной силы)
Закапал по крыше…
Лягушки и кукушки
Цель: изменение высоты голоса, автоматизация звука К.
Описание упражнения
Ребенок читает стихотворение, по ходу чтения изменяя высоту голоса.
Ква, ква - (произносится низким голосом) урчат лягушки.
Ку – ку - (произносится высоким голосом) кричит кукушка.
Целый день по лесу:
Ква – ква (произносим низким голосом,
Ку – ку (произносим высоким голосом).
Ква –ква (произносим низким голосом,
ку – ку (произносим высоким голосом).
Большие ноги шли по дороге
Цель: развитие у детей умения менять темп речи в соответствии с темпом выполняемого движения.
Описание упражнения
Под слова педагога: «Большие ноги шли по дороге…» дети не спеша шагают на месте, высоко поднимая ноги,
и медленно говорят: «ТОП – ТОП».
Под слова: «Маленькие ножки бежали по дорожке» дети бегут на месте мелкими шажками и быстро говорят: «Топ-топ-топ-топ».
В дальнейшем упражнение может выполняться под музыку.
Карусели
Цель: развитие у детей умения координировать речь с движением, постепенно меняя их темп.
Описание упражнения
Дети вместе с педагогом встают в хоровод и начинают идти по кругу, говоря слова:
Еле, еле, еле, еле
Завертелись
Карусели
(говорить в медленном темп
А потом, потом, потом
(темп постепенно нарастает
Все бегом, бегом, бегом.
(говорить в быстром темпе)
Тише, дети, не спешите
(темп постепенно замедляется)
Карусель остановите
(говорить в медленном темпе)
Раз, два, раз, два –
(хлопать в ладоши и медленно говорить).
Вот и кончилась игра.
Упражнение можно выполнять под музыку.
6. Анимационные танцы – это набор движений под четкую музыку, выполняемые в среднем ритме, где не нужна особая подготовка. Дети выполняют все по показу взрослого и им это очень нравится. Родители во время праздников с удовольствием танцуют с детьми.
В заключение хочется отметить, что я буду продолжать искать новые пути, формы, методы, приемы, инновационные технологии по развитию музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста, развитию их певческих навыков, творческого воображения, артистизма, тем самым способствовать гармоничному становлению личности типично развивающихся детей и детей с проблемами в развитии.