Ирина Вороночкина
Использование игры как терапевтического средства
▼ Скачать + Заказать документы
Игротерапия - метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребёнку способ взаимодействия с окружающим миром - игра …
Впервые начали использовать игротерапию в психоанализе. Зигмунд Фрейд, описывая детские игры, утверждал, что ребенок превращает в активную игру свои прошлые пассивные переживания.
Мелани Кляйн начала использовать в психоанализе детей игрушки. Это был первый подобный опыт в истории психологии. Термин «игровая терапия» был предложен именно Мелани Кляйн, она считала игру ребенка аналогом свободных ассоциаций.
Публикация «Использование игры как терапевтического средства» размещена в разделах
Цели игротерапии : дать ребёнку свободу оценивать свое поведение, ценить собственный творческий потенциал и развивать внутреннюю систему вознаграждения и удовлетворения.
Задачи игротерапии :
коррекция поведенческих проблем;
снятие повышенной тревожности;
преодоление психологической защиты ребенка - успокоить или, наоборот, активизировать настроение, заинтересованность;
замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными и развивают навыки взаимодействия с другими людьми;
улучшается речевая функция;
привитие навыка следовать инструкции взрослого;
обучение работе в парах, группе;
укрепление собственного Я ребёнка.
Детство каждого из нас ассоциируется с догонялками, куклами, машинками, играми в песочнице. И эти воспоминания, пожалуй, одни из самых тёплых и беззаботных, но далеко не все задумывались о значении игр в нашей жизни. Что же есть игра – просто приятное время препровождение, или что-то большее? Игра – является не только одним из самых любимых занятий детей, но и ведущей деятельностью, начиная с самых ранних лет и до школьного возраста. А способность играть сохраняется у человека на протяжении всей жизни.
В игре ребёнок может без ограничений и, не задумываясь, выразить свои фантазии, переживания, эмоции. Он может их отразить в глине, песке, игрушках и получить от этого удовольствие. Игра служит для ребёнка разрядкой своих подавленных эмоций. С помощью игры он учится самовыражению, умению принимать решения и действовать спонтанно.
Игротерапия выполняет три функции:
диагностическую, терапевтическую и обучающую, которые связаны между собой и реализуются как на начальном этапе (в спонтанной игре, так и в направленной игре, обычно представляющей собой импровизацию какого-либо сюжета.
Эффект игротерапии определяется практикой новых межличностных отношений, которую приобретает ребенок в ролевой игре как со взрослым, так и со сверстниками. Отношения свободы и сотрудничества, формирующиеся взамен отношений принуждения и агрессии, приводят в конце концов к положительному результату.
Эти игры помогут :- Снять нервное напряжение, накопившееся в детях и взрослых, и зарядить их позитивом и жизнерадостностью!- Уменьшить страх неожиданного воздействия, нападения, наказания, темноты, замкнутого пространства, одиночества. - Наладить контакт между детьми и педагогами. - Развить ловкость и координацию движений.
Игры, направленные на расслабление, снятие напряжения. «Снеговик!» Педагог и дети превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щеки и в течение 10 секунд удерживают заданную позу. Взрослый говорит: «А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять». Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, приседают на корточки и ложатся на пол. «Буратино» Педагог говорит текст и выполняет движения вместе с детьми:«Представьте, что вы превратились в куклу Буратино. Встаньте прямо и замрите в позе куклы. Всё тело стало твёрдым, как у Буратино. Напрягите плечи, руки, пальцы, представьте, что они деревянные. Напрягите ноги и колени, пройдитесь так, словно тело стало деревянным. Напрягите лицо и шею. Наморщите лоб, сожмите челюсти. А теперь из кукол превращаемся в людей, расслабляемся и размякаем»
Игра, способствующая коррекции упрямства, негативизма и агрессии!«Капризная лошадка»Педагог рассказывает сказку про лошадку, и вместе с детьми они сопровождают сказку действиями: «В одной далёкой стране жила лошадка по имени Лу. Она очень любила брыкаться и капризничать. Мама говорила ей: «Покушай свежей травки, доченька» «Не хочу, не буду», говорила Лу. Она капризничала и цокала копытцами. Ещё она брыкалась вот так. Когда она вдоволь набрыкалась и наупрямилась, то стала довольной и весёлой. Она весело скакала и ржала: «Иго-го!»А следующие игры направлены целиком на коррекцию агрессии:«Сражение»Игроки бросаются лёгкими предметами (шариками из бумаги, маленькими мягкими игрушками) друг в друга, можно из укрытия. Заканчивается игра перемирием и объятиями.
«Злые - Добрые кошки»По очереди превращаемся то в злых, то в добрых кошек. Злые кошки шипят и царапаются (только понарошку, добрые кошки ласкаются и мурчат. «Каратист»На пол кладётся обруч или газета. Каратист становится в обруч (за его края выходить нельзя, делая резкие движения ногами, а зрители подбадривают его: «Сильнее, сильнее!» Интенсивные движения и поддержка зрителей помогают выплеснуть агрессивную энергию. «Боксер» (с 3 лет)Эта игра очень похожа на игру «Каратист», только вместо движений ногами надо делать движения руками. «Ругаемся овощами, фруктами и ягодами!» Игроки ругают друг друга с сердитым выражением лица и с сердитыми интонациями: «Ты - капуста». В ответ: «А ты - редиска» или «А ты - слива» и т. д. Игра останавливает, если слышны какие-нибудь обидные слова или возникает физическая агрессия. Затем участники называют друг друга цветами с соответствующей интонацией: «Ты - колокольчик!», «А ты - розочка!».
Игры, направленные на коррекцию страхов:«Смелые мыши» (с 2 лет)Выбирается кот и мышь. Кот спит в домике, мышь бегает и пищит. Кот просыпается и догоняет мышь. Мышь может спрятаться в домике. Затем они меняются ролями. «Привидение» (с 3 лет)На ведущего надевается простыня, он становится привидением, бегает за остальными игроками и пугает их громкими криками: «У - у - у.» Тот, кого он поймал, становится ведущим. «Пчёлка в темноте» (с 3 лет)Взрослый произносит текст, а ребё нок выполняет действия: «Пчёлка перелетала с цветка на цветок (в качестве цветов используются стулья и диваны). Когда пчёлка налеталась, наелась нектара, она уснула в красивом цветке (под стулом или столом). Наступила ночь, и лепестки цветка стали закрываться (стул или стол накрывается темной материей). Взошло солнце (материал убирается, и пчёлка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок». Игру можно повторить, усиливая плотность материи, т. е. степень темноты.
Игры при болезнях дыхательной системы. «Пастушок дудит в рожок».Взрослый просит ребенка как можно громче подуть в рожок (трубку, чтобы созвать всех коров. Показать, что необходимо вдохнуть воздух через нос (рожок в носу) и резко выдохнуть в рожок. Побеждает тот, кто продудит громче всех. «Король ветров». Взрослый говорит: собрались как-то ветры с разных сторон света и решили выбрать самого сильного. Устроили соревнование: какой ветер дует сильнее всех. Ребенку дают 3 шарика, связанные на ниточке. По команде ребенок вдыхает через нос и резко выдыхает через рот. Провести в форме соревнования: мама дует свои шарики, ребенок – свои. Кто победил, становится «королем ветров».«Бульканье».Поставить перед ребенком стакан с водой и соломинкой. Показать ребенку, как правильно дуть: глубоко вдохнуть через нос и сделать глубокий длительный выдох в трубочку, чтобы получился долгий булькающий звук.
«Запасливые хомячки».Хомячки носят запасы в щечках. Нужно перенести через болото зерно. Необходимо от стула до стула («болото», шагая по листам бумаги, преодолеть «болото» и перенести фанты на другую сторону. Ребенок берет в руку фант, надувает щеки и переходит через «болото» по «кочкам». На другой стороне оставляет фант, на стуле, хлопает себя по щекам и возвращается так же по кочкам обратно. «Чей шарик (кораблик) дальше»Взрослый садится рядом с ребенком. Каждому вручается теннисный шарик или кораблик. По команде вдохнуть через нос и подуть на свой предмет. Там, где шарик остановился, напротив ставится стойка. Побеждает тот, у кого дальше уплыл предмет.
«Ау – Ау!»
Выбрать, кто будет водить.
Спрятавшийся время от времени
говорит «Ау! Ау! Отгадай, где я стою».
«Карусели»
Родители с ребенком встают, в круг идут вправо и говорят:
Еле – еле – еле- еле,
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
Затем команда «ГОП!», переворачиваются, идут в другую сторону: Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите:
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
«Веселый танец»
В соответствии с текстом выполнять хлопки в ладоши над головой,
перед собой, по коленям.
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу.
Он играет во трубу
Во серебряную.
«Лев в цирке»
Предложить ребенку поиграть в цирк, быть в нем дрессированным львом.
Поставить обруч, сказать «ГОП!», по этому сигналу, ребенок прокатывает
мяч, и пролезает в обруч, затем темп ускорить.
Оздоровительные упражнения для горла:
«Лошадка».
Вспомните, как по мостовой цокают копыта лошадки.
Цокаем язычком то громче, то тише.
Скорость движения лошадки то убыстряем, то замедляем.
«Ворона».
Села на забор и решила всех развлечь своей веселой песней.
Произнести протяжно «ка-а-а-аар» (5 - 6 раз).
Так громко каркала, что охрипла и стала каркать беззвучно
с закрытым ртом (5 – 6 раз).
«Змеиный язычок».
Представляем, как длинный
змеиный язычок пытается высунуться как можно дальше и
достать до подбородка.
«Зевота».
Сидя, расслабиться; опустить голову,
широко раскрыть рот, вслух произнести «о-о-хо-хо-хо-о-о-о», позевать.
Игры для укрепления психического здоровья
Эти игры проводятся с целью создания хорошего настроения,
развития внимания, снятия напряжения нервной системы и утомления.
«Третий лишний», «Не попадись».
(Игроки стоят за пределами круга,
ловишка в центре круга.
Дети впрыгивают в круг и выпрыгивают
из него, а ловишка
бегает в кругу, стараясь
коснуться игроков).
Игры-эстафеты : «Принеси предмет»
(дети бегут до предмета и возвращаясь
к команде, выполняют задания с предметами- со скакалкой прыгают; с мячом- отбивают или подбрасывают; мешочек –нести на голове или плече) и т. д.
Веселые соревнования - полоса препятствий (пробежать по узкой дорожке,
перепрыгнуть через ручеек, пролезть через обруч, вернуться к своей команде.)
Игры по профилактике плоскостопия
Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему; упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе, укреплять мышцы и связки стоп с целью предупреждения плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.
Эстафета «Загрузи машину»
Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки и передают их друг другу по цепочке, последний складывает в машину. (усложненный вариант – соревнуются две команды).
«Горячий мяч»
Дети сидят в кругу и ногами передают мяч друг другу.
«Стирка»
Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают 2 раза (стирают). Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут, снова собирают в гармошку – отжимают и вешают платочек сушиться.
«Карусель»
Взрослый держит в руках один край веревки, перед ребенком лежит другой ее конец. Пальцами ноги поднять веревку и наматывать ее на передний отдел стопы.
«Нарисуй картину»
Дети, стоя босиком, пальцами
ног составляют разнообразные
сюжеты, используя палочки
разного цвета и длины.
«Сложи узор»
Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют узор по образцу из палочек (фломастеры, карандаши разной длины и цвета).
Игры на укрепление осанки.
Цель: совершенствовать навыки правильной осанки в различных исходных положениях, с различными движениями рук, укреплять мышцы спины и брюшного пресса, совершенствовать координацию движений.
«Рыбки и акула»
Выбирают водящего – «акулу», остальные дети –рыбки. По сигналу рыбки разбегаются по залу, а водящий - «акула» ловит детей (дотрагивается рукой). Чтобы спастись от «акулы», игрок останавливается и принимает положение строевой стойки.
Правила: если остановившись, игрок не успел принять положение правильной осанки, водящий может его осалить; пойманные рыбки отходят к стене и принимают положение правильной осанки, стоя спиной к стене (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок касаются стены, живот подтянут, руки внизу ладонями вперед).
«Футбол»
Дети лежат на животе по кругу, лицом в центр круга. Руки под подбородком, ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумя руками, при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатыми к полу.
«Морская фигура»
Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Размахивая руками вперед-назад, произносят слова: Волны качаются -раз, волны качаются- два, волны качаются –три, на месте фигура, замри! После слова «замри» дети принимают положение правильной осанки, стоя, сидя, опустившись на колени. Педагог выбирает лучшую «фигуру» -ребенка, который сумел принять и сохранить положение правильной осанки.
Ребенок, не сумевший сохранить положение правильной осанки, отходит в сторону и выполняет корригирующее упражнение.
«Садовник»
Дети идут по кругу, взявшись за руки, и произносят текст:
Есть красивые цветы: розы, маки, васильки.
Есть повыше, есть пониже (останавливаются, поднимают руки вверх, поднимаясь на носки, приседают). Вот какие посмотри! (принимают положение правильной осанки – встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища, плечи расправлены, голова прямо).
Выбранный садовник выбирает красивый цветок – кто правильно встал.
«Часовой»
Дети двигаются в колонне друг за другом. По сигналу (хлопок в ладоши; по свистку, удару в бубен и др.) последний в колонне ребенок останавливается и принимает положение правильной осанки.
Игры при заболеваниях сердечно-сосудистой системы:
"Пальчик о пальчик"
Цель. Уравновешивание нервных процессов, укрепление тормозных реакций, выполнение действий по команде, координация движений рук.
Ход игры. Ребенок сидит перед вами. Под вашу песенку повторяет за вами движения:
Пальчик о пальчик тук да тук, (Повторить 2 раза.)
Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай! (Хлопают в ладоши.)
Ножками топай, топай! (Повторить 2 раза.)
Спрятались, спрятались (Закрыть лицо руками.)
Пальчик о пальчик тук да тук.! (Повторить 2 раза).
Игры после перенесенных инфекционных заболеваний:
"Заинька- паинька"
Цель. Развитие координации движений, повышение эмоционального тонуса, развитие чувства ритма и навыка выполнять команды.
Ход игры. Встаньте напротив ребенка и попросите его повторять движения в соответствии со словами песни:
Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись, (Кланяется в разные стороны.)
Вот так, вот сяк поклонись.
Заинька, повернись,
Серенький, повернись,
Вот так, вот сяк повернись. (Поворачивается, руки на поясе.)
Заинька, топни ножкой,
серенький, топни ножкой.
Вот так, вот сяк топни ножкой. (Топает по очереди каждой ногой.)
Взрослый следит за правильным выполнением движений.
Наблюдает, чтобы не было переутомления и сверхвозбуждения.
Итак, игротерапия является ведущим средством профилактики и коррекции поведения детей потому, что игра, в отличие от других видов деятельности, активнее влияет на процессы становления личности ребенка дошкольного возраста, сильнее затрагивает его глубинные эмоциональные переживания. Сначала в игре, а потом и в реальной жизни для ребенка становится доступным: определение конкретных целей своих поступков; выбор из множества вариантов адекватных средств достижения целей; предвидение конечного результата своих действий и поступков; принятие на себя ответственности за свое поведение и поступки; отклик адекватными эмоциями на чувства и эмоциональные состояния других людей, на события и явления окружающей действительности.