Минхажева Зарина
Творческий проект в работе логопеда «Сказка о веселом язычке»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказка о Весёлом язычке» Информационный проект (краткосрочный, 3 месяца)Составитель: Минхажева З. М., учитель-логопед.
Пояснительная записка.
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями.
Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс лишь в той степени может повысить возможности и качество развития ребенка с речевым недоразвитием, в какой педагог умеет им грамотно управлять. Успех определяют методы и приемы образования воспитанника.
Использование, наряду с традиционными, инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речи, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.
Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.
Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими.
Многолетний опыт логопедической работы позволил выделить некоторые трудности и противоречия, которые могут возникнуть в процессе реализации данного вопроса.
Во-первых, устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития.
Во-вторых, чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к коррекционной работе.
В-третьих, слабая мотивация ребенка к познавательной деятельности, отсутствие полноценной речевой активности с одной стороны и низкий уровень заинтересованности и компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
В четвертых, степень разработанности проблемы. В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих тему использования проектного метода в работе с дошкольниками. Но область применения данного метода в логопедической практике остается пока слабо разработанной.
Целью повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.
Задачи проекта:
Развивающие:
- развивать речевую деятельность;
- развивать фантазию, воображение;
Воспитательные:
- вызвать желание творить и приносить радость другим
- вызвать желание у детей и родителей участвовать в проекте.
Обучающие:
- формировать представления об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения
- формировать понятие «Артикуляция», выделить характерные особенности правильного произнесениязвуков
- создать условия для знакомства детей с органами артикуляции
Коррекционные:
- вырабатывать тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата с использованием нетрадиционных комплексов.
Предполагаемый результат:
1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.
3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный, коллективный.
Тип проекта: краткосрочный.
Состав участников проекта: дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Продукты проекта:
• книжка-самоделка «Сказки о Веселом Язычке»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Интеграция детских видов деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная, коммуникативная, чтение (восприятие художественной литературы).
Предметно-пространственная развивающая среда: в группе, в кабинете учителя-логопеда: наглядные пособия.
Средства и оборудование:
Технические: ноутбук.
Методические: наглядные пособия (профиль артикуляции, иллюстрации к артикуляционным упражнениям,подборкасказок о «Весёлом язычке».
Организационные: столы, клеенки, бумага, восковые мелки, акварель, гуашь, кисточки.
Этапы проекта «Сказка о Веселом Язычке» для детей 5-7 лет с нарушением речи.
Этапы проекта.
1 этап. Поисковый. Создание условий для вхождения в проблемную ситуацию для детей и родителей.
Выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта.
Формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.
2 этап. Аналитический. Сбор информации:
- подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;
- изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;
- пополнение предметно-развивающей среды;
- привлечение родителей к работе над проектом;
- подборка консультаций по теме проекта. Дети планируют с педагогом, что будут для этого делать все вместе: рисовать, клеить, разучивать стихи, песни, танцы, договариваться с родителями о совместной работе, несут из дома дополнительный материал.
3 этап. Практический. Проектирование текущей работы по проектной деятельности.
- провести занятие по рисованию;
- разучить комплексы артикуляционных упражнений;
- придумать сказку о Веселом Язычке;
- создать условие для практического применения полученных знаний.
Дети рисуют Весёлого язычка;
Разучивают артикуляционные упражнения;
Придумывают сказку о Весёлом язычке
4 этап. Презентационный. Презентация коллективной книжки-самоделки «Сказки о Веселом Язычке»
Практическое применение продуктов проекта в утренней коррекционной гимнастке Выставка коллективной книжки-самоделки «Сказки о Веселом Язычке»
Итоги проекта.
В октябре 2020 года была проведена работа по исполнению проекта «Сказка о Веселом Язычке» с детьми, которые занимаются на логопункте ДОУ. Вид проекта был представлен, как информационно-практико-ориентированный,коллективный. Продолжительность проекта 1 неделя.
Мы способствовали формированию положительных эмоций, активности в творческой и познавательной деятельности. В течение всего проекта продолжали изучать строение органов артикуляции. Знакомились с различными артикуляционными упражнениями, учили стихи к этим упражнениям. Старалась вызвать у детей эмоциональный отклик. Продолжала активизировать словарный запас, формировать чёткую артикуляцию. Со всеми детьми была проведена индивидуальная работа. Для родителей были подготовлены и проведены консультации и мастер классы.
Используемая литература:
1. Бабина Е. С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005.
Буденная Т. В. «Логопедическая гимнастика», СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 1999-64с. ;
2. Буйко В. «Чудо – обучайка», Екатеринбург, Издательский дом «Литур»,2006г
3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010
4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М. 2005
Киселева Л. С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005
5. Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. «Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии», СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2012-112с. ;
6. Крупенчук О. И. «Стихи для развития речи»», СПб. : Издательский Дом «Литера», 2004-64с. ;
7. Нищева Н. В. «веселая артикуляционная гимнастика»», СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2017-32с. ;
8. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007.
9. Репина З. А., Буйко В. И. «Уроки логопедии», - Екатеринбург, издательство «Литур»,1999 г. ,- 208с.