Татьяна Корнева
Использование игровых методов обучения для формирования математических представлений у учащихся с ОВЗ
Особое внимание при обучении младших школьников уделяется изучению наглядной геометрии, формированию элементарных геометрических представлений и понятий, чертёжных, графических и измерительных умений и навыков, которые обогащают и расширяют их жизненный опыт, пополняют математический кругозор, играют большую роль в коррекции и компенсации дефектов умственного и эмоционально – личностного развития учащихся, способствуют подготовке к производительному и общественно - полезному труду, успешной социальной адаптации и реабилитации.
Публикация «Использование игровых методов обучения для формирования математических представлений у учащихся с ОВЗ» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Поиски наиболее эффективных путей формирования геометрических представлений учащихся с интеллектуальной недостаточностью требует от педагога широкого кругозора в области современного образования, уверенного владения коррекционно-развивающими и здоровьесберегающим технологиями, развитых дидактических умений, технологической культуры, сформированных ИКТ - компетентностей.
Поэтому особое место в своей деятельности уделяю повышению профессионального мастерства, обучение на курсах повышения квалификации, обмен опытом работы с коллегами, участие в методической работе образовательного учреждения и учреждений города.
В процессе изучения геометрического материала школьники учатся абстрагироваться от свойств конкретных предметов, сравнивать и сопоставлять геометрические формы, дифференцировать и классифицировать геометрические фигуры и тела, в результате чего развивается их способность к обобщениям.
Это помогает формированию геометрических представлений, активизирует познавательную деятельность, развивает практическую ориентацию в окружающем пространстве, моторику, обогащает словарь, развивает речь и мышление, то есть обеспечивает коррекционную направленность процесса обучения математике.
Изучение геометрического материала вооружает учащихся прак-тическими навыками измерения, черчения, построения геометрических фигур.
Геометрические знания способствуют успешному изучению таких учебных предметов, как естествознание, география, рисование физкультура, является теоретической базой для овладения профессионально-трудовыми умениями.
В конце 40-х—начале 50-х годов в специальной методике математики появились экспериментальные исследования, посвященные совершенствованию обучения школьников с нарушением интеллекта, различным разделам арифметики и элементам наглядной геометрии.
В книге «Обучение учащихся I—IV классов коррекционной школы», в главе «Обучение математике», написанной В (алентиной) В (асильевной) Эк, и в ее книге «Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы» большое внимание уделяется пропедевтике обучения математике, изучению возможностей детей с нарушением интеллекта в овладении математическими знаниями, реализации дифференцированного подхода на уроках математики, даются конкретные методические советы учителям младших классов, раскрыты интересные приемы формирования математических знаний у умственно отсталых школьников.
Работе с геометрическим материалом посвящено методическое пособие В. В. Эк, Маргариты Николаевны Перовой «Обучение элементам наглядной геометрии во вспомогательной школе». В нем раскрываются задачи обучения наглядной геометрии, показаны особенности и трудности усвоения учащимися геометрических знаний, овладения измерительными, графическими и чертежными умениями, как в младших, так и в старших классах.
Разработаны задачи, последовательность и система изучения геометрического материала, методы и средства обучения и контроля, организация обучения элементам наглядной геометрии, установление более тесной связи геометрических знаний с жизнью, профессиональным трудом.
Усвоение геометрических знаний и их последующее применение школьниками с интеллектуальными нарушениями имеет специфические особенности, обусловленные недоразвитием познавательных процессов, своеобразием учебной деятельности, высокой степенью абстракции геометрического материала, зависит от выбора форм, методов и приемов обучения, их целесообразного сочетания, правильности использования в учебном процессе и предполагает созданием оптимальных педагогических условий.
Формирование геометрических представлений у учащихся с интеллектуальными нарушениями проходит через непосредственное восприятие материальных моделей геометрических фигур, предметов окружающей действительности..
Все это требует от учителя необходимости создания особой образовательной среды.
Создание оптимальной образовательной среды способствует формированию познавательного интереса к предмету, помогает визуализировать учебную информацию, дифференцировать процесс обучения, развивать мышление, усиливает мотивацию обучения, позволяет формировать специальные навыки у детей с интеллектуальными нарушениями, делает уроки более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития учащихся, способствует формированию ключевых компетенций. Помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал в полном объёме.
Выбор программного обеспечения, наглядно – дидактического и раздаточного материала определяется целями и задачам урока, изучаемого геометрического материала, индивидуальными психофизическими возможностями ребенка,
Применение традиционных и интерактивных наглядных пособий, постепенное изменение их видов и функций, варьирование приемов их использования позволяет формировать обобщенные, дифференцированные и прочные геометрические знания и умения; осознанно их использовать при решении различных учебно-познавательных и практических задач; способствует развитию учащихся с интеллектуальными нарушениями, коррекции их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, моторики и речи.
Для отслеживания результативности обучения осуществляется мониторинг знаний, умений и навыков.
Он демонстрирует положительную динамику сформированности элементарных математических представлений по перечисленным параметрам. Общий уровень сформированности составил 48 % с ежегодной положительной динамикой 6 %.
Данные мониторинга позволяют с уверенностью говорить, что применение игровых методов обучения положительно влияет на формирование элементарных математических представлений обучающейся.
Считаю, что данный опыт работы будет полезен не только начинающим педагогам, поэтому активно тиражирую его в профессиональном сообществе.
При подготовке презентации использовала следующую литературу:
1. Василевская В. Я. Понимание учебного материала учащимися вспомогательных школ. – М. : Классике Стиль, 2000. – 120 с.
2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В. В. Воронковой. - М. : Школа-Пресс, 1994. - 416 с.
3. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. - В кн. : Избранные психологические исследования. - М. : Генезис, 2006, с. 453-480.
4. Никольская И. А. Информационные технологии в специальном образовании: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования/И. А. Никольская. - М. : Академия, 2011.-144с.
5. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др. ; Под ред. Б. П. Пузанова. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.
6. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. / Под ред. В. Г. Петровой. – М. : Просвещение, 1982. - 459 с.
7. Петкевич И. Е. Применение информационных и коммуникационных технологий в специальном образовании // Дефектология. - 2006. - № 1. - С. 3-14.
8. Перова М. Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. инс-тов. - М. : Просвещение, 1999. - 408 с.
9. Перова М. Н., Эк В. В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 1992.-144с.
10. Эк В. В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя. - М. : Просвещение, 2005.-221 с.