Прошкина Виктория Львовна
Использование дидактического пособия палочек Кюизенера для развития математических способностей у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы по самообразованию
«Использование дидактического пособия палочек Кюизенера для развития математических способностей у детей младшего дошкольного возраста»
Воспитатель :
Прошкина Виктория Львовна
2021
Темочки:
- Дидактические игры
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Палочки Кюизенера
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Тема проекта по самообразованию : «Использование дидактического пособия палочек Кюизенера для развития математических способностей у детей младшего дошкольного возраста»
Цель проекта: разработать систему деятельности по обучению основам математики детей младшего дошкольного возраста с использованием палочек Кюизенера.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с цветными палочками Кюизенера.
2. Повысить у дошкольников интерес к математике.
3. Научить использовать игры с палочками Кюизенера в совместной и самостоятельной деятельности. Развитие дружеских отношений сотрудничества.
4. Развивать пространственное мышление воображение при разработке собственных идей при работе по схеме.
5. Закреплять правила обращения с палочками.
6. Использовать палочки в коррекционной работе.
7. Воспитывать усидчивость, внимание, выдержку.
Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счёт новых технологий обучения.
Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эфективность. Используя палочки Х. Кюизенера, реализуется один из важнейших принципов дидактики - наглядность. Игры-занятия с этим материалом позволяют ребёнку овладеть способами действий необходимых для возникновения у детей математических представлений.
Игры-занятия с палочками Кюизенера важны для накопления чувственного опыта, развития желания овладеть числом, счётом, измерением, простейшими вычислениями, помогают в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач.
Математика входит в жизнь ребёнка с момента рождения. Ребёнок растет, и каждый день слышит много для себя нового, в частности: слова, обозначающие количество, название величин, единицы измерения разных величин, названия разных геометрических фигур и их свойств и много другой математической информации. Если с самого начала предоставить ребёнку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру, в которой хочется познавать что – то новое и необычное, тогда позже, в школе, с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему. Знакомство с математикой, её понятиями нужно осуществлять с помощью пособий в играх, весело и ненавязчиво, не разрушая естественной жизни детей. Использование игр с цветными палочками Кюизенера способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, поможет делать много открытий, ставить цель и добиваться результата.
Использование палочек Кюизенера способствует успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности. Работы известных представителей дошкольной педагогики, использование современной научной литературы помогли осуществить данный проект.
Кружок предоставляет возможность проявить на практике свои профессиональные знания, фантазию, творчество.
В начале года провела анкетирование родителей «Инновации в детском саду» .
Владеют информ. о ииновациях в группе 70% родителей
Актуально посещение кружка «Веселые палочки» 100% родителей
Разработала проект по самообразованию : «Использование дидактического пособия палочек Кюизенера для развития математических способностей у детей младшего дошкольного возраста»
Реализовала его в кружке «Волшебные палочки».
Для работы использовала карточки и альбом «Волшебные дорожки»
В начале 2020 учебного года провела мониторинг математических знаний детей группы.
2020уч. г 2021 уч. г
Низкий 10 чел. - 50% Низкий 7 чел. -35%
Средний 4 чел. - 20% Средний 5 чел. - 25 №
высокий 6 чел. -30% высокий 8 чел. – 40 %
Проведенный мониторинг помог установить определённый объём знаний в интеллектуальном развитии, показал качественные результаты в развитии детей. Дети в достаточно полном объёме владеют счётом до 5 ,называют цвета более 7,геометрические фигуры, низкий уровень снизился на 15 %,высокий увеличился на 10%.
Задания для проведения мониторинга качества знаний детей второй
младшей группы
«Формирование элементарных математических представлений»
Цель: выявления сформировавшихся у детей первых мыслительных операций: сравнение, обобщение, установление некоторых связей между предметами и понятиями.
В результате освоения содержания программы по формированию элементарных математических представлений к концу года дети должны:
- находить в окружающей обстановке много предметов и один;
- сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами, каких предметов больше, меньше, каких поровну;
- сравнивать 2 предмета по величине, обозначать словами, какой из предметов больше (меньше, длиннее (короче, выше (ниже);
- узнавать и называть круг, квадрат, треугольник;
- понимать слова: верхняя, нижняя, налево, направо;
Карточка №1
«Геометрические фигуры»
Формирование элементарных математических представлений
Задание №1
Назови фигуры
1балл 1балл1балл1балл1балл
Задание №2
1) Чего больше(1балл)
2) Чего меньше? (1балл)
3) Сколько надо добавить кругов, чтобы получилось поровну? (1балл)
4) Какого цвета добавить круг? (1балл)
5) Сколько надо добавить кругов, чтобы получилось больше, чем треугольников? (1балл)
Задание №3
Найди геометрические фигуры (Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник – по 1 баллу).
Выше стандарта13-15 баллов
Стандарт 6-12 баллов
Ниже стандарта 0-5 баллов
Карточка №2
«Величина»
1) У кого уши длинные, а у кого короткие?
2) У кого хвост длинный, а кого короткий?
3) Какая лента длиннее?
4) Какая лента короче?
5) Кто идет по широкой дорожке, а кто по узкой?
6) У кого дорожка шире?
7) У кого дорожка уже?
8) Какая скамейка широкая, а какая узкая?
9) На какой скамейке лежит мяч?
10) На какой скамейке стоит неваляшка?
11) Кто выше, а кто ниже?
12) Жираф какой?
13) Ослик какой?
14) Покажи высокий дом.
15) Покажи низкий дом.
Выше стандарта13-15 баллов
Стандарт 6-12 баллов
Ниже стандарта 0-5 баллов
Карточка №3
«Количество»
(один балл за каждый правильный ответ)
1) Сколько зайцев едят капусту (много)
2) Сколько капусты (одна)
3) Чего больше (зайцев)
4) Что на рисунке одно: яблоко или божья коровка?
5) Сколько божьих коровок (много)
6) Сколько божьих коровок в квадрате (две?
7) Сколько на рисунке коров (одна)
8) Сколько цветов? (много)
9) Сколько цветов в круге? (три)
10) Сколько зайцев сидит в треугольнике? (три)
Выше стандарта8-10 баллов
Стандарт 4-7 баллов
Ниже стандарта 0-3 баллов
Карточка №4
«Ориентировка в пространстве»
(один балл за каждый правильный ответ)
1Что находится слева? 3Что находится слева?
2Что находится справа? 4Что находится справа?
5Что находится слева от яблока?
6Что находится справа от яблока?
7Где находится яблоко?
8Что находится вверху?
9Что находится внизу?
10Где находится капуста?
Выше стандарта8-10 баллов
Стандарт 4-7 баллов
Ниже стандарта 0-3 баллов
Формирование элементарных математических представлений
№ ФИ ребенка Геометрические фигуры Количество Величина Ориентировка Итог
время Пространство
Выше стандарта
Стандарт
Ниже стандарта
Формирование математических представлений требует постоянной, планомерной и системной работы. Задания должны предлагаться в определённом порядке в игровой форме – от простого к сложному – и это способствует развитию внимания, памяти, воображения, пробуждению интереса к познанию нового.
Использование палочек Кюизенера способствует успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.