Бадмаева Саглар
Использование дидактических игр при ознакомлении с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то,что окружает его дома,в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми, мировосприятие ребенка. Но это же поражает у ребенка множество вопросов. Значит,мир,приоткрыв свои тайны, пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать больше. Поможем же малышу проникнуть в суть доступных ему явлений. Вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира,помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра. Для обучения через игру созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задания предлагается детям в игровой форме. Дети играют,не подозревая, что осваивают какие - то знания,овладевают навыками действий с определённым предметами,учатся культуре общения друг с другом. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания,игровых действий, игровых и организационных отношений. Познавательное и воспитательное содержание сформулировано как цель, т. е. то, чего хочет достичь педагог,ради чего организует игру. Эта цель конкретизируется в доступной ребёнку форме - в игровом задании, которое,как правило,заинтересовывает детей, но поражает у них вопрос:а как это сделать? В правилах игры заложен и более глубокий смысл - познания мира и воспитания определенных нравственных качеств. Детям же правила важны как способы решения игровой задачи, достижения успеха. Дидактические игры способствуют созданию условий для самоорганизации детей. Роль педагога состоит в том, чтобы связать воедино все структурные компоненты игры, наилучшим образом использовать её потенциальные возможности. Ведь младшие дошкольники ещё не в состоянии самостоятельно вести игру, а старшие и могли бы справиться сами,но не всегда хотят выполнять все требования. Прежде всего, необходимо подготовить нужный материал. Во время подготовки материала обсуждайте с детьми игровые задание,правила,ход игры. Важно, чтобы дети чётко уяснили себе, что надо сделать,какого результат надо достичь игровыми действиями. Но помните - это не самоцель. Успешно выполненным игровое задание сочетается лишь при условии соблюдения правил игры, в которые включены нормы поведения при совместной деятельности. Перед детьми возникает дилемма: если соблюдать правила игры, труднее достичь успеха, если нет - то легче обыграть других. И тогда в честность и справедливость по отношению друг к другу. Главная задача воспитателя - развивать у детей требовательность друг к другу, внимательно,но и критическое отношение к сверстникам. И только если дети не могут справиться с теми, кто нарушает правила, воспитатель должен прийти на помощь. Будьте внимательны к жалобам детей, не расценивайте их как ябедничестно. Поймите,что в данной ситуации ребенок стремиться соблюдать моральные нормы и хочет, чтобы также поступали другие. Только самостоятельности детей,контроле и поддержке со стороны воспитателя,нравственные требования,выраженные в игровых правилах, смогут стать нормой поведения. В построении игр можно выделить несколько типичных ситуации. Первая: Индивидуально независимо друг от друга,выполняют игровое задание (" Оленем куклу на прогулку", "Куда едут машины " и т. д.).
Публикация «Использование дидактических игр при ознакомлении с окружающим миром» размещена в разделах
Вторая: Выполняя игровое задание, вступают в контакт друг с другом: правильное решение задачи одним играющим влияет на успехи других("Знатоки ","Подбери груз к машине "и т. д.). Такие игры создают условия для практического освоения норм взаимоотношений между людьми.
Третья: Наиболее сложные игры с двумя формами взаимодействия - внутри группы и между группами:они воспитывают чувство ответственности, взаимовыручку("Подбери пару","Дом, в котором ты живёшь "). Дети лучше выполняют задание, если игра основана на знакомом им содержании. Тогда они углубляют свой жизненный опыт, совершенстуют познание окружающего мира. Но в каждой игре предусматривается не только повторение уже известного,но и познание нового. Дидактическую игру следует использовать как звено между учебной и самостоятельной игровой деятельностью. Возникая на основе организованного или стихийного обучения дидактические игры фактически продолжают его в игровой форме. Вместе с тем в дидактической игре дети овладевают специфическими способами игровой деятельности - игровыми действиями игровыми отношениями игровыми ролями,позволяющими самостоятельно реализовать свои представления об окружающем предметном мире деятельности и отношениях людей. Игровые ситуации, которые имеются в каждой дидактической игре служат примером создания воображаемых ситуации самими детьми. Постоянно находясь в игровой среде созданной взрослыми дети обычно стремятся продлить удовольствие, организуя самостоятельные сюжетно - ролевые игры. Успех проведения игры зависит во многом от настроения воспитателя. Успех обеспечен если игра доставляет удовольствие не только детям,ночи взрослому человеку.
Дидактическая игра - способствуют более глубокому познанию детьми младшего дошкольного возраста окружающей действительности - предметов действии отношений между людьми и т. д. Именно с этой целью во многих дидактических играх применяется прием "Перевоплощения в игровую роль" что стимулирует естественный переход младших дошкольников от подражательной к сюжетно - ролевой игре. Дидактические игры предполагают необходимость сотрудничество детей с воспитанием (во время подготовки к игре проверки исполнения задания) и друг с другом (во время исполнения игровых действий). Очень важно при объяснении и проведении игры обращать внимание детей на это : ведь дидактическая игра - средство не только обучения,но и воспитания. Желательно использовать игровые мотивы неожиданно повороты самим придумывать варианты - это помогает сохранить интерес детей к игре при ее повторении.