Лена Звягина
Конспект занятия для дошкольников «Почтительное и уважительное отношение к старшим в устном народном творчестве»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для дошкольников старшего возраста : "Почтительное и уважительное отношение к старшим в устном народном творчестве" адресован педагогам дополнительного образования, воспитателям детского сада, учителям начальных классов.
Публикация «Конспект занятия для дошкольников „Почтительное и уважительное отношение к старшим в устном народном творчестве“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Устное народное творчество
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
Цель: создать условия для формирования у дошкольников почтительного и уважительного отношения к старшим
Задачи: разъяснить, кто такие люди старшего поколения, познакомить с пословицами в устном народном творчестве об уважении к старшим, развивать познавательный интерес детей, воспитывать уважительное отношение к старшим.
Ход занятия
I. Введение в тему.
Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня мы поговорим об уважении к старшим. Ответьте сначала на мои вопросы:
Кого называют «люди старшего поколения»?
Можно ли к этой группе людей отнести всех, кто старше вас?
А как вы думаете, имеем ли мы право грубить людям старше себя? Убеждены ли вы в том, что наш долг уважать дедушек и бабушек? Согласны ли вы, что старикам необходимо помогать, а родителей слушаться во всем?
Как вы считаете, почему надо так поступать? Дети отвечают на вопросы педагога, ситуации обсуждаются. Давайте поговорим об этом подробнее.
II. Основная часть.
Страницы истории.
В Священном писании говорится: «Заступи в старости отца твоего, и не опечали его». Теперь вам понятно, что с древних времен люди беспокоились об отношении молодежи к старшему поколению. Недаром русский народ сложил пословицу : «Почитай отца и мать и наступит благодать». Это означало, что слушая и уважая мнение старших, ты всегда будешь поступать правильно, и в твоей жизни все будет хорошо.
В повседневной же жизни мы часто наблюдаем, как малыш грубит маме или бабушке. Подросток может сказать дедушке или бабушке, что они не современны и ничего не понимают в жизни, забывая о почтении, уважении и житейском опыте старшего поколения.
А ведь еще в 1717 году Царь Петр I издал указ «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению». В нем говорится:
«Во-первых, наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. …с великим почтением, … подобно слугам. В доме ничего своим именем не повелевать.
Дети не имеют без приказа родителей ничего бранить, или словами плохими попрекать, они должны вести вежливо и учтиво.
Когда говорят родители, речей перебивать не надлежит, надо ожидать, пока они выговорятся. Стоять при родителях должны прямо.
Без спросу не говорить, а когда говоришь, то должны они отозваться или отвечать тотчас, как услышат голос родителей и не дерзновенно отвечать».
Нарушавшие эти правила, подвергались наказанию. Как вы понимаете эти правила? Нужны ли они сегодня? Какие из перечисленных правил вы выполняете?
Народные пословицы об уважительном уважении к старшим.
В русской традиции большую роль играла преемственность - накопление опыта и передача его следующим поколениям. Русский крестьянин традиционно ссылался на опыт дедов и прадедов в обоснование и своих поступков. Старики были главными хранителями обычаев, обрядов, знатоками фольклора и исторических событий, поэтому нормой русской крестьянской этики было уважение к старику, стремление почтить его возраст и опыт. Пословица - один из важнейших источников, раскрывающих отношение народа к авторитету стариков. Русская пословица подчеркивает житейский опыт и мудрость старого человека :
Старик — да лучше семерых молодых,
От совета старых людей голова не болит,
Молодой работает, старый — ум дает.
Народы разных национальностей так же единодушно требуют глубокого уважения к старшим :
Кто старшего не послушался, в большую яму упал, - считают чеченцы,
Старших уважай, младших воспитывай,- говорят тувинцы;
Учись мудрости у того, кто прежде тебя износил рубашку,- услышишь от узбека;
Слушай, что говорят старики,- посоветует японец;
Молодой красив, старый умен, Старый умен, хотя и не силен, - скажет финн.
Из народных пословиц видно, что нужно учиться у старших, прислушиваться к добрым советам, ценить их опыт, продолжать начатые дела, брать с них пример. Правда, если примеры отрицательные, то такие поступки повторять нельзя! ( Примеры: курение, брань).
Однако проявляйте терпимость в отношении вкусов и привычек, которые сложились у старшего поколения за всю жизнь, даже если они кажутся вам старомодными, вредными и неприятными.
Проявляйте заботу о здоровье и самочувствии людей старшего поколения, об их быте и отдыхе. Знайте, что одиночество - неизбежный спутник старости, который очень тяжело принять. Каждая морщинка на лице ваших бабушки и деда – след их слез, переживаний, перенесенных бед, тяжелых испытаний.
Нам необходимо помнить, как мы относимся к своим бабушкам, дедушкам, родителям, так и к нам в свое время будут относиться наши дети и внуки.
Послушайте, пожалуйста, внимательно отрывок из стихотворения С. Михалкова «Лапуся».
Я не знаю, как мне быть -
Начал старшим я грубить.
Скажет папа: - Дверь открыта!
Притвори ее, герой! -
Я ему в ответ сердито
Отвечаю: - Сам закрой!
За обедом скажет мама:
- Хлеб, лапуся, передай! -
Я в ответ шепчу упрямо:
- Не могу. Сама подай! -
Очень бабушку люблю,
Все равно - и ей грублю.
Очень деда обожаю,
Но и деду возражаю.
Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить.
Хорошо ли ведет себя мальчик по отношению к старшим в своей семье? Чем обидели мальчика бабушка, папа и мама? Что вы посоветуете герою стихотворения? Как мы должны относиться к старшему поколению? А теперь послушайте рассказ еще об одном мальчике:
Рассказ В. Осеевой «Просто старушка».
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
– Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
– Это твоя бабушка?
– Нет, – ответил мальчик.
– Мама? – удивилась подружка.
– Нет!
– Ну, тётя? Или знакомая?
– Да нет же, нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка!
Почему так удивилась девочка? О чем эта история? Чему научил вас этот случай? Ответы детей. Правильно, чужих стариков не должно быть!
III. Практическое задание.
Русскую народную сказку «Репка» вы хорошо знаете. Кто помог дедушке и бабушке вытащить репку? Правильно, внучка и ее младшие друзья! А если бы они нагрубили и отказались помогать старикам? Что было бы тогда? (Дети отвечают и начинают работать с заготовкой – раскраской по теме занятия, используя цветные карандаши).
IV. Итог занятия.
Спасибо, ребята! Вы хорошо сегодня потрудились. Я уверена, что теперь вы будете внимательнее и добрее к старым людям. Берегите близких и относитесь уважительно к пожилым людям. Они заслужили наше почтение и уважение! Ведь и мы когда-нибудь станем стариками.
Использованные интернет-ресурсы:
https://miniskazka.ru/basny_michalkov/lapusya.html
https://ped-kopilka.ru/semeinaja-biblioteka/valentina-oseva-raskazy-dlja-detei.html
https://www.planetaskazok.ru/oseevavalskzsth/udivitelnyjdomoseevaval