Оксана Старцева
Сборник дидактических игр, направленных на формирование счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Составитель: Старцева О. С.
Аннотация:
В сборнике дано описание игр с математическим содержанием, способствовавшим развитию счетной деятельности старших дошкольников.
Публикация «Сборник дидактических игр, направленных на формирование счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Старшая группа
- Счёт, количество. Игры, дидактические пособия
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Данный сборник может помочь педагогу детского сада для использования в практике дошкольных образовательных учреждений и родителей в работе со старшими дошкольниками в интересной и привлекательной форме.
Оглавление
Пояснительная записка
1. Игры на формирование знания о цифре
2. Игры на формирование количество и счёт
3. Игры на формирование количественных отношений
4. Игры на формирование счетных операций
5. Игры с решением арифметических задач
Пояснительная записка
На сегодняшний день современному обществу необходимы любознательные, активные, физически развитые, способные решать интеллектуальные и личностные задачи, члены общества.
Современные стандарты требуют от воспитателей представленную систему работы с детьми, свойственную развивающей направленности. Это означает, что заданное, освоению детьми содержание, способствует проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира; обогащает ребенка, выявляет его индивидуальные возможности и уровень развития.
На учебных занятиях большое место занимают игры. Это главным образом дидактические игры, т. е. игры, содержание которых способствует либо развитию отдельных мыслительных операций, либо освоению вычислительных приемов, навыков в беглости счета. Целенаправленное включение игры повышает интерес детей к уроку, усиливает эффект самого обучения. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки. В дошкольном возрасте у детей еще сильна потребность в игре, поэтому я включаю ее в занятия по математике. Игра делает образовательную деятельность эмоционально насыщенными, вносит бодрый настрой в детский коллектив, помогает эстетически воспринимать ситуацию, связанную с математикой. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.
Сборник дидактических игр по формированию счетной деятельности для старших дошкольников, составлен на основе программы дошкольного образования детского сада. Материал представлен в определенной системе, что важно для повышения уровня общего умственного развития детей.
Содержанием данного сборника являются дидактические материалы, игровые занятия, направленные на формированию счетной деятельности. Дидактические игры рассматриваются как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя в образовательной деятельности и в других видах деятельности.
Идея включения игр в процесс обучения и воспитания издавна привлекала внимание педагогов, К. Д. Ушинский подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой. Такого же мнения придерживались педагоги Макаренко А. С., Тихеев Е. И., Удальцова Е. И., и другие. Ими было установлено, что с помощью дидактической игры дошкольники используют свои знания в новых ситуациях.
Дидактические игры в сборнике сгруппированы в соответствии с разделами:
1. Игры на формирование знания о цифре;
2. Игры на формирование количество и счёт
3. Игры на формирование количественных отношений;
4. Игры на формирование счетных операций;
5. Игры с решением арифметических задач.
Игры на формирование знания о цифре
«Волшебные ниточки»
Цель: формирование знания об образе цифр, упражнять в их различении; развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: лист бархатной бумаги 15x20 см, шерстяная нитка длиной 25—30 см.
«Фотосалон»
Цель: закреплять образы цифр, понимать их соответствие числу предметов; развивать память и внимание.
Оборудование: карточки с изображением цифр; раз-даточный материал: набор фишек (пуговиц или мелких игрушек, карточка размером 10x15 или 15x20 см, фишки.
«Придите ко мне»
Цель: закреплять умение различать цифры, устанавливать их соответствие числу.
Оборудование: карточки с цифрами.
«Найди себе место»
Цель: упражнять в умении различать цифры, определять их соответствие числу.
Оборудование: 2—5 обручей, в каждом из которых карточка с цифрой; общая сумма цифр должна равняться количеству детей в группе.
«Найди портрет числа»
Цель: закрепить умение считать предметы и устанавливать, соответствие их количества определенной цифре.
Оборудование: фланелеграф; наборное полотно с кар-тинками или счетная лесенка с игрушками; карточки с цифрами.
Игры на формирование количество и счёт
«На зарядку становись»
Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 10.
Оборудование: картинки с изображением мышат (у 4 мышат на майках написаны цифры)
«Сосчитай правильно»
Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.
Оборудование. Карточки с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.
«Считаем по порядку»
Цель: Закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»
Оборудование: веер
«Карточки-домики»
Цель: развивать представление о последовательности числе в пределах 10.
Оборудование: карточки с количеством кружков от 1 до 10.
«Сколько до и после»
Цель: закрепить представление о прямой и обратной последовательности числе.
Оборудование: Числовые фигуры с количеством кружков 4, 6, 8.
«Сосчитай и назови»
Цель: уточнить представление о том, что число не зависит от формы их расположения.
Оборудование: Молоточек, карточки с предметами.
Игры на формирование количественных отношений.
«Угости белочек грибами»
Цель: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе счета, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.
Оборудование: Плоскостные игрушки белочки и грибочки.
«Морковки для зайчат»
Цель: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе счета, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.
Оборудование: Плоскостные игрушки Зайчики и морковки.
«Жучки на листиках»
Цель: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе счета, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.
Оборудование: Игрушки «жучки», нарисованные листики.
«Найди пару»
Цель: формировать умение сравнивать две группы предметов на основе счета, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.
Оборудование: Карточки с разным количеством игрушек
Игры на формирование счетных операций
«Числовые домики»
Цели: Закреплять состав числа в пределах 10; учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее. Учить детей составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
Оборудование: Много разных карточек - домиков с цифрами на крыше от 6 до 10 и карточки - окошки с цифрами от 0 до 10.
«Капитошка»
Цель: Учить детей правильно решать примеры; закрепить знания детей о сложении и вычитании; закрепить счет в пределах 10; поддерживать у детей желание учиться, быть старательным; реализовать интерес детей к школе; развивать наблюдательность, внимание, память, мышление.
Оборудование: облако голубое, лужи с изображениями цифр, капельки с примерами (капитошки)
«С матрешками»
Цель: дать детям представление, что при увеличении любого числа на 1, получается следующее по порядку число.
Оборудование: Набор из 5 матрешек в разноцветных платочках.
«Найди на 1 меньше»
Цель: дать представление о том, что при удалении единицы из любого числа получается предыдущее число.
Оборудование: Наборное полотно, синицы, дятлы (по 10 штук). Карточки с 2 свободными полосками, подносы с набором игрушек 2-3 видов (по 10 штук каждого вида на ребенка).
«Назови число»
Цель: упражнять в увеличении или уменьшении чисел на 1.
Оборудование: Числовые фигуры, кружки
Игры с решением арифметических задач.
«Освободим принцессу»
Цель: развивать логическое мышление; упражнять в порядковом счете, в увеличении и уменьшении числа на единицу.
Оборудование: Фланелеграф, нарисованные башни с цыфрами.
«Поставь блюдце на место»
Цель: упражнять детей в счете.
Оборудование: Чашки и блюдца
«Прогулка в сад»
Цель: познакомить детей с образованием числа 8 и считать до 8.
Оборудование: Наборное полотно, цветные изображения 8 больших, 8 маленьких яблок картинки, на которых нарисовано 6 и 5, 4 и 4 предмета.