Оксана Муковнина
Проект «Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе.
Публикация «Проект „Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика – царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Изучив литературу по педагогике, я пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, использую дидактические игры, занимательные упражнения, задачи и развлечения.
Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.
Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:
- Проанализировать педагогическую литературу по данной проблеме.
- Дать общую характеристику содержания понятия формирование элементарных математических представлений.
- Исследовать эффективность использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
- Разработать систему занятий по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр.
Образовательно-воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей я выстраиваю с учё том следующих принципов:
1. Доступность — соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
2. Непрерывность — на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.
3. Целостность – формирование у дошкольников целостного представления о математике.
4. Научность – сущность его состоит в том, что в сознании ребенка должны проникать реальные знания, правильно отражающие действительность.
5. Системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
6. Преемственность — обучение продолжается в начальной школе.
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является — игра. Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.
Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников :
1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
3. Все психологические новообразования берут начало в игре
4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.
5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.
Начиная работу с группой детей необходимо изучить эмоциональное самочувствие ребенка, его отношение к математике. В этом может помочь один из тестов, который определит предпочтение ребенка в выборе деятельности. Предлагается показать ребенку изображение пяти домиков, на каждом из которых схематично изображено то, что подчеркивает принадлежность к определенной сфере :
1. «Математический домик» - украшен цифрами;
2. «Домик для грамоты» - буквами;
3. Краски и кисти на домике показывают, что он предназначен для изобразительной деятельности;
4. Книги – здесь можно послушать сказки;
5. Игрушки – здесь можно играть.
Задается вопрос: «В каком домике тебе будет интереснее всего? Почему? В какой еще домик тебе хотелось бы зайти? В какой домик тебе заходить совсем не хочется? Почему?»
Становится ясно, кто из детей тяготеет к математическим знаниям, а кто не стремится «посетить» этот домик.
Естественно, игра – ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте.
Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествия во времени
3. Игры на ориентировку в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
1. Игры с цифрами и числами. К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, я знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10. Такие дидактические игры, как "Сколько?", "Математическая ромашка», «Изучаем цифры и счет» учат детей свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Игра «Считай не ошибись» помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда в прямом и обратном счете. Для подкрепления порядкового счета помогают игры со сказочными героями: «Репка», «Заюшкина избушка», «Колобок».
2. Игры путешествие во времени. В старшей группе дети знакомятся с днями недели. Название дней недели обозначаются кружочком разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это сделано для того, чтобы дети смогли сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. В путешествии во времени можно использовать такие игры как : «Живая неделя», «Дни недели», «Круглый год», «Части суток».
3. Игры на ориентировке в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Существует множество игр и упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей: «Отгадай, кто где стоит?», «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Художники», «Найди игрушку», «Путешествие по комнате». Благодаря этим играм, дети лучше справляются со всеми заданиями, употребляют в своей речи слова для обозначения положения предметов.
4. Игры с геометрическими фигурами. С целью закрепления знаний о геометрических фигурах проводятся игры: «Лото», «Цвет и форма», «Ассоциации», «Подбери по форме», «Геометрические фигуры». Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» используют с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания, воображения у детей. Так же применяются игры на распознавание величины «Мячики», «Яблоки», «Большая-маленькая», «Телефон».
5. Игры на логическое мышление. Существует множество игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей: «Ежики», «Найди лишний предмет». В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения. Например, Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (Ножницы). Занимательные математические вопросы и задачки шутки - способствуют развитию у детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное, сравнивать.
В дошкольных учреждениях на занятиях внедряют в свою работу пальчиковые упражнения. Игры пальчиками дают возможность в увлекательной для детей форме развивать математические представления. Они развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, помогают проявить творческие способности, фантазию, способствуют формированию математических представлений.
Пальчиковые игры можно разделить на два блока:
1. Пальчиковые игры, направленные на ориентировку
в пространстве, освоение понятий "впереди - сзади", "слева - справа".
2. Пальчиковые игры, направленные на изучение счета.
Использование различных дидактических игр, физкультминуток, пальчиковых игр в работе с детьми способствует лучшему усвоению программного материала по математике, повышает эффективность педагогического процесса. Кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая детей в процессе игры, надо стремиться к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!