Газетова Илона Зауриевна
Консультация «Использование чистоговорок»
Использование чистоговорок
Процесс развития речи у детей дошкольного возраста во многом зависит от степени способности различать сходные звуки и правильно употреблять их в своей речи. Недостаточная сформированность слухового восприятия может стать причиной неправильного произношения как отдельных звуков, так и целых слов и даже фраз. Хорошо развитый фонематический слух жизненно необходим при подготовке детей к обучению грамоте и «является важнейшим условием усвоениями грамматического строя русского языка, морфологической системы, а также предпосылкой к развитию чувства рифмы и ритма, восприятия музыкально-ритмического строя речи. Эффективной формой работы, способствующей развитию речевого слуха, являются фонематические пятиминутки, которые можно проводить на занятиях по развитию речи практически во всех группах детского сада.
Публикация «Консультация „Использование чистоговорок“» размещена в разделах
Материалом для фонематических упражнений могут служить разные чистоговорки, стихи, считалочки, потешки, в которых часто повторяются какие-то определенные звуки. Они дают возможность работать не только над развитием фонематического слуха, но и над правильной артикуляцией, ритмикой и интонацией, развивают слуховую память, знакомят детей с русским фольклором. Ценность их в переключении внимания на новый, развлекательный вид работы, стимулирующей интерес детей и предупреждающий усталость.
Сначала стихотворение или скороговорка прослушивается детьми - затем заучивается наизусть.
Особенно эффективными будут диалоги при заучивании чистоговорок, направленных на дифференциацию похожих звуков. Так, при работе над твердыми и мягкими согласными дети делятся на две команды, из которых одна произносит твердые согласные, а другая - мягкие.
Для фонематических пятиминуток можно также использовать считалочки и ритмостихи. Но они, развивая фонематический слух, выполняют и дополнительную функцию, вырабатывая ощущения ритма слова, фразы. Так ритмостихи, считалки представляют этот ритм очень четко, ярко. Фонетические упражнения рекомендуется проводить 2-3 раза в неделю на занятиях по развитию речи, на прогулке, как в групповом, так и в индивидуальном общении.
При организации фонетических пятиминуток, воспитатель должен помнить следующее:
- До начала заучивания стихотворения, считалки и т. д. звуки должны быть хорошо отработаны в медленном произношении.
- Воспитатель при проведении фонетических упражнений, сам должен уметь читать скороговорки в быстром темпе, а стихи - правильно и выразительно.
- Материал время от времени можно повторять, так как он быстро забывается.
Игровая форма пятиминуток оживит занятие по развитию речи и сделает более результативным ознакомление детей со звуками и нормами произношения. Благодаря таким фонетическим упражнениям дети осознают, что слова могут звучать громко и тихо, быстро и медленно, что они бывают разные и похожие по звучанию, а это в свою очередь поможет выработке отчетливого произношения слов и фраз, хорошего темпа речи.
Фонетические пятиминутки способствуют обогащению и активизации словаря дошкольников, развивают их память, мышление, воображение.