Газетова Илона Зауриевна
Консультация «Использование чистоговорок»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование чистоговорок
Процесс развития речи у детей дошкольного возраста во многом зависит от степени способности различать сходные звуки и правильно употреблять их в своей речи. Недостаточная сформированность слухового восприятия может стать причиной неправильного произношения как отдельных звуков, так и целых слов и даже фраз. Хорошо развитый фонематический слух жизненно необходим при подготовке детей к обучению грамоте и «является важнейшим условием усвоениями грамматического строя русского языка, морфологической системы, а также предпосылкой к развитию чувства рифмы и ритма, восприятия музыкально-ритмического строя речи. Эффективной формой работы, способствующей развитию речевого слуха, являются фонематические пятиминутки, которые можно проводить на занятиях по развитию речи практически во всех группах детского сада.
Темочки:
Материалом для фонематических упражнений могут служить разные чистоговорки, стихи, считалочки, потешки, в которых часто повторяются какие-то определенные звуки. Они дают возможность работать не только над развитием фонематического слуха, но и над правильной артикуляцией, ритмикой и интонацией, развивают слуховую память, знакомят детей с русским фольклором. Ценность их в переключении внимания на новый, развлекательный вид работы, стимулирующей интерес детей и предупреждающий усталость.
Сначала стихотворение или скороговорка прослушивается детьми - затем заучивается наизусть.
Особенно эффективными будут диалоги при заучивании чистоговорок, направленных на дифференциацию похожих звуков. Так, при работе над твердыми и мягкими согласными дети делятся на две команды, из которых одна произносит твердые согласные, а другая - мягкие.
Для фонематических пятиминуток можно также использовать считалочки и ритмостихи. Но они, развивая фонематический слух, выполняют и дополнительную функцию, вырабатывая ощущения ритма слова, фразы. Так ритмостихи, считалки представляют этот ритм очень четко, ярко. Фонетические упражнения рекомендуется проводить 2-3 раза в неделю на занятиях по развитию речи, на прогулке, как в групповом, так и в индивидуальном общении.
При организации фонетических пятиминуток, воспитатель должен помнить следующее:
- До начала заучивания стихотворения, считалки и т. д. звуки должны быть хорошо отработаны в медленном произношении.
- Воспитатель при проведении фонетических упражнений, сам должен уметь читать скороговорки в быстром темпе, а стихи - правильно и выразительно.
- Материал время от времени можно повторять, так как он быстро забывается.
Игровая форма пятиминуток оживит занятие по развитию речи и сделает более результативным ознакомление детей со звуками и нормами произношения. Благодаря таким фонетическим упражнениям дети осознают, что слова могут звучать громко и тихо, быстро и медленно, что они бывают разные и похожие по звучанию, а это в свою очередь поможет выработке отчетливого произношения слов и фраз, хорошего темпа речи.
Фонетические пятиминутки способствуют обогащению и активизации словаря дошкольников, развивают их память, мышление, воображение.