МААМ-картинки

Опыт работы «Использование бережливых технологий в обучении и воспитании старших дошкольников»

Наталия Сорокина
Опыт работы «Использование бережливых технологий в обучении и воспитании старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Бережливость – важный источник благосостояния.

Цицерон

Аннотация: в исследовательская работа посвящена организации рабочего пространства группы для старших дошкольников с помощью бережливых технологий.

Ключевые слова: «бережливое производство», доска задач, система 5С, картирование процесса, алгоритм.

Публикация «Опыт работы „Использование бережливых технологий в обучении и воспитании старших дошкольников“» размещена в разделах

Актуальность: современный метод «бережливое производство» на сегодняшний день внедряется во все сферы деятельности людей: промышленность, банковское дело, здравоохранение и т. д. Система образования имеет много специфических особенностей, так как школы и детские сады сами по себе являются сложными организмами. Но, опыт подтверждает, что и здесь пригодятся универсальные, зарекомендовавшие себя методы «бережливого производства.

В нашем ДОУ в образовательную деятельность активно внедряется бережливое производство, целью которого является - повышение эффективности и улучшения качества. Осуществляя педагогическую деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, внедряя в образовательную деятельность детей бережливые технологии, мы ставим цель - вырастить поколение, приученных жить эффективно, применяя свои умения творчески.

Процесс внедрения принципов бережливого производства позволяет по-новому организовать рабочее пространство группы.

Поэтому новизна оформления группового пространства группы заключается в том, чтобы среда для детей была безопасной, понятной, доступной, а также отвечала возможности стимулирования детей на активный поиск новых знаний, создание ситуаций для проявления креативности, предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора в разных видах деятельности.

Рассмотрим несколько известных инструментов бережливого управления, которые мы используем в своей деятельности.

Использование доски задач позволяет нам визуализировать общий объем деятельности. Данный метод позволяет определить уровень загруженности деятельностью детей и своевременно внести корректировки. Доска задач в деятельности с детьми просто необходима, когда работа ведется по какой-то теме и сразу по нескольким направлениям (областям, то возможно при необходимости внести внезапные существенные изменения в планах деятельности.

Наша доска задач составлена из 4 листов А3 ламинированных. Имеет разделы деятельности по 9 направлениям, (5 областям программы ООП ДОУ) в виде картинок: игровая, самообслуживание и элементарный бытовой труд, познавательно - исследовательская деятельность, конструирование, коммуникативная, двигательная, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная. Планирование осуществляется на один день недели. Вверху представлены графы: «бэклог» (не забыть сделать, если будет возможность, надо (дела на день, «делать» (дела, которые сейчас в работе, проверка (сделанные дела, «сделано!» (сделанные дела после проверки (отмечается картинками с изображение звезд – выполнено). Деятельность, которую предстоит выполнить представлена набором картинок по темам на липучке для прикрепления к доске задач. Ребятам старшего дошкольного возраста очень нравится обучаться навыкам самоорганизации. В этом им помогает набор картинок с ситуациями в течение дня. Обсуждая совместно со взрослым, дети, каждое утро сами составляют, какие события будут происходить сегодня, так ребята строят распорядок дня. А визуализировать общий объем деятельности ребятам позволяет использование доски задач. Ребята имеют право и возможность выбора разных видов деятельности, в том числе и тех, которые не включены в план образовательного события. Дети стремятся проявить свою инициативу, активность, любознательность, самостоятельность, способность к выбору и ответственность за него.

Также используется нами в деятельности метод визуализации для повышения безопасности детей, родителей и сотрудников, а также для отображения полезной информации здесь и сейчас для принятия правильных решений. В пространственной среде группового помещения используем систему 5С (картинки - изображения на шкафчиках – это организация хранения необходимых вещей, игр, которая позволяет быстро и просто их найти и использовать; разметка открывания дверей, система стандартизации ежедневных операций в режиме дня воспитанников детского сада (разработаны алгоритмы ежедневных действий (передвижения) детей (совместное обсуждение с детьми на «утреннем круге, вечернем круге». Используется набор картинок с ситуациями в течение дня. Совместно, обсуждая со взрослым, дети с утра сами составляют, какие события будут происходить сегодня, так ребята строят распорядок дня. Ребята, приученные к порядку, умеющие самостоятельно планировать свою деятельность в детском саду, лучше вольются в школьную жизнь. Использование инструмента 5С позволяет нам повысить качество образовательной деятельности по средствам сокращения количества лишних движений, действий.

В группе создана зона комфорта «Уголок уединения и релаксации» Это зона, благодаря которой у детей появилась возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишнее напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищёнными. Уголок представляет собой балдахин желтого цвета с множеством мягких подушек, подушек радости, грустного настроения. Здесь ребёнок может побыть наедине с собой, поиграть с любимыми игрушками, рассмотреть интересную книгу, семейные фотографии или просто помечтать. Уголок содержит материалы для обучения детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции. Это «Коробочка добрых дел», массажные мячики, «Коврик примирения» и др. «Уголок уединения» необходим, ведь он обеспечивает возможность уединения ребенка во время длительного пребывания среди большого числа сверстников.

При организации работы в группе детей, создание бережливых технологий тесно связано с необходимостью сделать окружающую среду безопасной, понятной, доступной. Основным методом работы, является картирование процесса – схема (алгоритм, изображающая каждый этап движения материальных и информационных потоков с целью выявления возможностей совершенствования текущего процесса и его приближения к идеальному состоянию). Нами разработаны алгоритмы схемы одевания детей на прогулку по сезонам: осень, зима, весна, лето. Их применение очень удобно для детей. Ребята смотрят, вспоминают, повторяют в действии. Мытье рук — обязательная гигиеническая процедура для детей и взрослых, поэтому детям необходимо научиться руки мыть самостоятельно. Алгоритм «Мытье рук» располагается в туалетной комнате над раковинами. Дети, обученные мыть руки, реже болеют, по сравнению со своими неаккуратными ровесниками.

Основной целью внедрения бережливого производства является формирование бережливого сознания дошкольников, бережливого отношения к вещам, книгам, предметам. Соблюдая принципы 5С, у детей прививаются навыки правильного одевания, экономии времени, бережного отношения к игрушкам, соблюдения чистоты и многие другие.

Старшим дошкольникам интересны бережливые игры. Очень важной и интересной для ребят старшей группы является тема бережливости. Посмотрев видеофильм «Чистая планета», «Раздельный сбор отходов», ребятам стало понятно, где и когда возникает мусор, то, что мусор можно переработать, что из него получится. Ребята делятся друг с другом своими впечатлениями о том, какой мусор им в жизни встречается, что они выбрасывают и почему, и кто уже сдавал мусор в нашем городе в пункты приема вторсырья. Попробовав вместе сортировать мусор, используя картинки различных видов мусора, ребята поняли о том, как важно беречь окружающую нас природу, чистоту нашего города Старый Оскол!

Применяя в своей образовательной деятельности методы бережливого производства, мы увидели следующие результаты: у детей формируется самоорганизация личности для применения культуры бережливого мышления в жизни; замечается минимизирование потерь (времени, финансов, материалов, усилий); происходит повышение качества (образовательных услуг, взаимоотношений субъектов образовательной деятельности, личного поведения); взаимодействие с семьями воспитанников стало более эффективным.

Таким образом, первостепенным фактором и фундаментальной основой значительных преобразований в организации образовательной деятельности со старшими дошкольниками явилась вовлеченность и мотивированность детей.

Поэтому, внедренные принципы бережливого производства позволили воспитать в детях бережливое мировоззрение, навыки самоорганизации. Дети осознают, что в жизни есть место порядку. Это является одним из элементов подготовки ребёнка к самостоятельной школьной жизни.

Список литературы:

1. Вэйдер, Майкл Инструменты бережливого производства. Мини-руководство по внедрению методик бережливого производства / Майкл Вэйдер. - М. : Альпина Паблишер, 2017. - 125 c.

2. Чернов А. Г. / Ред. серии О. Бараева Бережливая школа. Применение методов бережливого производства в общеобразовательном учреждении / Учебно-методическое пособие. Нижний Новгород: АО «Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения им. И. И. Африкантова, 2019. — 106 с, ил. (Электронная версия).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опыт работы «Использование кейс-технологии в рамках ранней профориентации старших дошкольников»Опыт работы «Использование кейс-технологии в рамках ранней профориентации старших дошкольников» Одной из важнейших задач образовательного процесса в ДОУ является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, а одним.

Дополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольниковДополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольников Дополненная реальность — новый способ подачи образовательного материала, и в усвоении информации дошкольниками. Трехмерное изображение стимулирует.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Инновационный педагогический опыт работы. Использование развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников Инновационный педагогический опыт работы «Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста».

Использование прищепок в качестве предметов-заместителей в развивающем обучении дошкольниковИспользование прищепок в качестве предметов-заместителей в развивающем обучении дошкольников ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ-ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ В РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ (ПРИЩЕПКИ). Подготовительный этап. Показываю детям.

Использование здоровьесберегающих технологий при обучении дошкольников английскому языкуИспользование здоровьесберегающих технологий при обучении дошкольников английскому языку Здоровье – самая большая драгоценность, которая у нас есть. Действительно, здоровье – это не только отсутствие болезни, а физическая, социальная,.

Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУОпыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ Физическое воспитание детей - одно из приоритетных направлений деятельности дошкольных учреждений. В связи с этим разработка эффективных.

Опыт работы по экологическому воспитанию детей «Природа в развитии и воспитании ребенка» Тема: «Природа в развитии и воспитании ребенка». Автор опыта: воспитатель «Солодушинский детский сад» Куликова Анна Викторовна Место нахождения:.

Опыт работы «Региональный компонент в экологическом воспитании дошкольников Мурманской области»Опыт работы «Региональный компонент в экологическом воспитании дошкольников Мурманской области» Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает.

Педагогический опыт работы «Использование проблемно-поисковых технологий для развития игровой деятельности детей»Педагогический опыт работы «Использование проблемно-поисковых технологий для развития игровой деятельности детей» Актуальность: Ранний возраст является уникальным и значимым периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Использование бережливых технологий в обучении и воспитании старших дошкольников»
Опубликовано: 5 января 2023 в 19:05
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Использование бережливых технологий в обучении и воспитании старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Сорокина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД