Смирнова Катерина
Исследовательские технологии в образовательном процессе по ознакомлению детей с природой
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня здесь собрались творческие, активные, просто интересные люди – настоящие профессионалы. Приглашаю вас поучаствовать в обсуждении темы «Исследовательские технологии в образовательном процессе по ознакомлению детей с природой»
Публикация «Исследовательские технологии в образовательном процессе по ознакомлению детей с природой» размещена в разделах
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность.
Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления. Это не значит, что воспитатель видит в подопечных будущих профессиональных исследователей, экспериментаторов и учёных, он даёт ребятам ощутить восторг открытия. Неправильно вкладывать в детей информацию в чистом виде. Правильно позволять им открывать мир заново. При помощи визуального, акустического и сенсорного восприятия дошкольники выявляют качества и свойства предметов, с развитием аналитических умений — устанавливают причинно-следственные связи в окружающей действительности, обобщают и систематизируют накапливаемые знания.
В современной теории исследовательского обучения выделяется три уровня его практической реализации. Назовите их.
- педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти воспитаннику;
- педагог ставит проблему, но уже метод ее решения ребёнок ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск);
- на третьем, высшем, уровне постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются детьми самостоятельно (Дж. Шваб, П. Брандвейн, А. Леви и др.).
Культурно-смысловыми контекстами или формами занятий познавательного цикла могут выступить доступные и интересные дошкольникам «типы исследования» :
1) опыты (экспериментирование);
2) коллекционирование (классификационная работа);
3) проектная деятельность
4) путешествие по карте;
5) путешествие по «реке времени».
Первые два «типа исследования» уже присутствуют в свободной самостоятельной деятельности старшего дошкольника. Всем известно, с каким азартом ребенок разбирает механические устройства, чтобы посмотреть, как они действуют, или манипулирует различными предметами с целью вызвать какой-либо эффект. Также ребенок может увлекаться сбором простых коллекций, сортировкой включенных в нее предметов (камней, марок, вкладышей и т. п.).
«Исследования-путешествия» инициируются взрослым, но принимаются ребенком, поскольку такой условный, воображаемый план роднит их с сюжетной игрой.
Что нужно воспитателю для организации «Путешествия по карте»?
Для «Путешествия по карте» в качестве материала нужны глобус и большая физическая карта полушарий, которые служат наглядно-графическими заместителями целостного «пространства мира». Эти предметы не экзотичны для современного старшего дошкольника. Они естественным образом входят в его жизнь через средства массовой коммуникации и познавательную литературу.
С чего начинается воображаемое путешествие?
Начиная воображаемое путешествие, воспитатель и дети обсуждают и выбирают пункт назначения (отправиться ли на этот раз в Австралию, на родину кенгуру, или на реку Лимпопо, по следам доктора Айболита, и т. п., подходящий для путешествия вид транспорта, намечают маршрут (выбирают возможные пути) на глобусе, «прокладывают» его цветным маркером на карте, высказывают предположения о том, что может встретиться в пути.
Какую пользу несет в себе такое «путешествие»?
Такое путешествие – повод для того, чтобы сравнить растительный и животный мир разных уголков Земли, узнать, как живут там люди, чем занимаются и т. н. В такой форме дети легко осваивают природные и культурные метки-символы частей света (например, для Австралии это могут быть кенгуру и бумеранг и т. п.).
Постепенно в ходе таких занятий карта полушарий (или заготовленная воспитателем на листах ватмана большая контурная карта, раскрашенная вместе с детьми) «оживает» – заполняется линиями пройденных маршрутов, маленькими вырезками-«метками» частей света (животные, растения, люди, занятые типичным трудом).
Где хранится созданная карта?
Эта карта, фиксирующая приобретенные представления, как и классификационные таблицы, остается в группе, чтобы дети затем могли продолжить обсуждение «путешествия» в свободном общении.
Что необходимо воспитателю для организации «путешествия во времени»?
Для «путешествий во времени» также нужна своего рода карта панно. Это длинный бумажный лист (можно использовать обои, на котором прямой полосой синего цвета обозначается «река времени», симво-лизирующая линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Вдоль «реки времени» намечается несколько условных «остановок», например: «древность» – «старина» – «наше время» ( в соответствии с историческими эпохами: древний мир, Средневековье, современность). Воспитатель заранее наклеивает на панно небольшие иллюстрации – лаконичные «метки» каждой «остановки». Такими символами- метками могут быть изображения человека в типичной для исторической эпохи среде (например, кочевники у костра; жители средневековой крепости; обитатели современного города).
Остановки на «реке времени» от занятия к занятию должны обживаться – заполняться соответствующим иллюстративным материалом. Там, где это возможно, следует подкрепить рассказ воспитателя и обсуждение не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать их в действии (удобно ли было пользоваться для письма гусиным пером, перьевой ручкой и чернильницей и т. п.).
Где может находиться в групповом помещении панно «Река времени»?
Для классификационных таблиц, карты полушарий и панно «Река времени» следует найти постоянное место на стенах группового помещения, чтобы в свободное время ребенок мог подойти и «поработать» с ними: все они «открыты» для дополнения детьми по собственной инициативе. Эти материалы должны быть мобильны, на очередном занятии надо иметь возможность снять их со стены, расположить на полу или на большом столе для дальнейших «исследований».
Проектная деятельность детей способствует саморазвитию каждого ребёнка. Проекты в дошкольном возрасте отличаются несложностью, простотой. Дошкольник должен отчётливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и пути её решения, при помощи педагога составлять план работы над проектом
В дошкольном учреждении исследовательская деятельность является методом обучения, которая позволяет детям формировать в своем сознании картину окружающего мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлениях взаимосвязей, умозаключениях. Эксперименты и опыты вызывают у детей интерес к исследованию природы, развивают умение делать анализ, классификацию и обобщение предметов; стимулируют любознательность и познавательную активность, активизируют восприятие материала по ознакомлению с природными явлениями.
Какой центр в группе создан специально для реализации исследовательской деятельности?
Центр экспериментирования. Дети исследуют свойства камней, песка, воды, глины, играют с ними.
Какие эксперименты проводят дети в данном центре?
Льют, процеживают через сито, переливают через лейки, трубочки ; пробуют делать пену, надувают мыльные пузыри ; из какого песка можно лепить и строить, а из какого – нет ; для чего растениям свет, вода и т. д.
Какой структуры мы должны придерживаться при проведении экспериментов?
1. постановка проблемы;
2. поиск путей решения проблемы;
3. проведение наблюдения, действия;
4. обсуждение увиденных результатов;
5. формулировка выводов.
Исследовательская деятельность, как стержневая, может быть "обрамлена" другими видами деятельности. Какие возможны сочетания деятельности?
1. Чтение небольшого художественного произведения, водящего в конкретную тему - затем собственно исследовательская деятельность.
2. Исследовательская деятельность - затем продуктивная деятельность, продолжающая тему.
3. Исследовательская деятельность - затем сюжетно-ролевая игра.
В завершении прошу вас поделиться советами для проведения исследовательской деятельности.
1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии;
2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты.
3. Объясняйте ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели;
4. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит;
5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете;
6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности;
7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям;
8. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.