Екатерина Харламова
Интерактивный стол как средство развития дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Ничто не стоит на месте, дети, приходя в детский сад, уже знают, как работает сотовый сенсорный телефон. Как с помощью пальчика можно перелистнуть, сменить или разукрасить картинку на телефоне.
В современном мире, в век развития технологий, все больше времени мы уделяем цифровым технологиям. Происходит постепенная интеграция ИКТ в образование.
Публикация «Интерактивный стол как средство развития дошкольника» размещена в разделах
В настоящее время совсем не редкость, если в группах старшего дошкольного возраста детского сада размещены мультимедийные устройства. родители воспитанников по-разному воспринимают современные гаджеты в ДОУ.
Одни принимают это, другие же наоборот считают, что все цифровое - это не развитие детей, а отвлечение их. Посмотрим на ситуацию использования ИКТ технологий, с другой стороны. Что она нам дает?
В настоящее время существует несколько видов ИКТ технологии, которые используются для дошкольников : интерактивные, мультимедийные, мобильные и беспроводные.
Интерактивный стол - это горизонтальная сенсорная панель, работающая на основе технологии мультитач, управляемая посредством касаний.
Работа на интерактивном столе способствует развитию у детей социальных и моторных навыков. Современные дошкольники достаточно быстро и с наибольшим интересом осваивают различные технические гаджеты и устройства.
Интерактивные столы в дошкольном учреждении используются для индивидуальной и подгрупповой работы с дошкольниками. Компьютерные игры, созданные специально для дошкольников, развивают у детей такие важные операции мышления как обобщение и классификация.
Сенсорный стол способен привлечь и удержать их внимание. Такой новый подход в обучении, как показывает практика, показывает лучшие результаты, чем устаревшие методики без применения цифровых технологий.
Работая в команде друг с другом на интерактивном столе они с интересом усваивают материал в игровой форме
Благодаря этому дети рассматривают большие цветные изображения, хорошего качества, которые могут самостоятельно передвигать.
Плюсы использования интерактивного стола в процессе обучения :
- это эффективный способ заинтересовать «гиперактивных» или «трудных» детей;
- ребенок не боится допустить ошибку и исправить ее, как в случае с бумажными носителями передачи и хранения информации;
- воспитанник чувствует себя раскованнее, поскольку напрямую взаимодействует только с экраном и своими сверстниками;
- дети учатся решать задачи в команде;
- с их помощью можно разделять задания для группы детей с различным уровнем подготовки и возможностей, делая возможным применять индивидуальный подход к обучению каждого ребенка;
- воспитатель уменьшает расходы на методический наглядный материал.
Кто может использовать интерактивные столы в своей работе?
• Специалисты-логопеды. Современное сенсорное оборудование помогает ребенку в более увлекательной, игровой форме осваивать навыки правильного речевого дыхания, содействует улучшению навыков фонематического анализа, способствует эффективной подготовке дошкольника к грамоте и грамматическому строю речи.
• Педагог-психолог. Совместное взаимодействие детей за интерактивным столом способствует формированию коммуникативных способностей. Дети учатся совместно принимать решения, прислушиваться к мнению других. Интеграция современных технологий положительно влияет на процесс социальной адаптации детей.
•Воспитатели. Дидактические занятия в процессе самостоятельной деятельности детей в свободное от занятий время. Сенсорные устройства способствуют формированию у детей необходимых навыков. В игровой развлекательной форме они учатся запоминать поставленные задачи, объяснять принятие тех или иных решений, что значительно повышает качество усвоения полученных знаний.
В нашем ДОУ интерактивный стол появился в 2021 году. Он уже имеет определё нный набор программ: по окружающему миру и по развитию речи. Каждое приложение позволяет организовать работу определенным образом. Кроме графических материалов есть звуковое сопровождение, голосовые инструкции, сигналы правильности выполнения задания. Управлять сенсорным столом легче, чем компьютером, так как нет, не мышки, не клавиатуры - просто нажимай на экран пальчиком. Все задания соответствуют по сложности каждой возрастной подгруппе:
- для детей 3-4 лет («Что за звук?», «Чей детёныш?», «Чей голос?», «Найди по описанию», «Что магнитится?»);
- для детей 4-5 лет («Отгадай загадку», «Составь слово», «Расставь звуки»);
- для детей 5-7 лет (задания на развитие логического мышления, задания по географии «Континенты», а также «Собери узор», «Составь описательный рассказ», «Найди звуки», «Расставь слоги».)
На выполнение заданий отводится определённое количество времени. Для детей с 3-х до 5-ти лет отводится до 10 минут на выполнение задания на сенсорном столе, а для детей с 5 до 7 лет до 20 минут.
Для решения поставленной задачи применяем различные формы их организации:
• индивидуальное задание для ребенка под руководством воспитателя или группы детей, которые по очереди руководят его действиями (при необходимости);
• одновременная работа у стола двоих или троих детей (каждый выполняет задание – с возможностью трех касаний одновременно);
• два задания, которые выполняются двумя парами (здесь требуется от детей умение договариваться, прийти к общему мнению и отстоять (доказать) свою точку зрения).
Смена деятельности при выполнении различных заданий, работая парами, группой, способствует развитию общения и взаимодействия со сверстниками, формированию способности к совместной деятельности.
Стол несет в себе образовательные функции и вместе с тем поддерживает игру, как ведущий вид деятельности дошкольника.
Использование форм организации работы детей за интерактивным столом снимает ряд таких проблем, как утомление, нервно эмоциональное напряжение и отказ от коммуникативных отношений. Время работы за столом проходит быстро, интересно, познавательно.
В работе, с использованием интерактивного стола используются различные стили обучения:
• визуальные,
• кинестетические,
• слуховые.
На интерактивном столе представлены задания различного типа и назначения. Это и задания-развлечения, и обучающие задания, задания на развитие логического мышления, на развитие речи, памяти, внимания, быстроты реакции.
Например, задание по развитию речи у старших дошкольников «Составление описательного рассказа». Дети по очереди описывают животное, опираясь на картинки. А затем, кто-то один составляет рассказ об этом животном
Таким образом обучение становится более комфортным для ребенка и происходит на понятном для него языке современных технологий.
Ни какое другое оборудование не дает таких возможностей, видеть предмет в более ярких красках, увеличивать или уменьшать размер предмета, перемещать или наблюдать, как он двигается. Сенсорный стол позволяет гармонично сочетать желания современного, живущего в XXI в. дошкольника, его не поддельный интерес к цифровым технологиям и компьютеризированному миру с пользой для умственного и личностного развития.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад №33 «Ромашка»
«Интерактивный стол как средство развития дошкольников».
Воспитатель логопедической группы № 3:
Харламова Е. А.
Воскресенск 2023г.