МААМ-картинки

Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений

Ольга Никулина
Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы

Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.

Игра - это потребность растущего детского организма.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания.

Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие в целом.

Публикация «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений» размещена в разделах

Интеллектуальные игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя.

Примеры игр по формированию математических представлений у дошкольников.

Интеллектуальные игры условно делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами.

2. Игры путешествие во времени.

3. Игры на ориентирование в пространстве.

4. Игры с геометрическими фигурами.

5. Игры на логическое мышление.

6. Игры по сенсорному воспитанию.

1. К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет или детские картинки игровой тематики (животные, транспорт, овощи и фрукты, герои мультфильмов) детей знакомят с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки.

Дидактические игры, такие как : «Веселый счет», «Число как тебя зовут?», «Чего больше?», «Сосчитай-ка», «Математика на счетах». и многие другие используются в ходе ООД по математике в свободное время и на прогулке с целью развития у детей внимания, памяти, мышления

В качестве обучающей системы, в электронные образовательные ресурсы могут входить компьютерные дидактические игры. Практика применение таких игр показывает, что они являются эффективным средством обучения, т. к. обладают рядом положительных сторон :

-возможности звука, движения, цвета в играх вызывают интерес и помогают передать информацию в доступной, понятной и привлекательной форме ребенку; возможность реализации индивидуального обучения.

Математические онлайн игры для маленьких детей познакомят ребят с цифрами, числами, порядковым счётом.

igraemsa.ru›igry-dlja-detej/matematicheskie-igry

bibusha.ru›matematicheskie-igry-dlya-detej

2. Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени) служит для знакомства детей с временами года и частями суток. Объясняется, что каждое время года имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали их название, используются такие дидактические игры как : «Когда это бывает?», «Что за чем?», «Определи по картинке время года», «Сколько времен года ты знаешь?», «Что за чем у нас идет каждый день и круглый год?». Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность времен года неизменна. Для закрепления знаний о частях суток организуется рассматривание соответствующих картинок и д/игра «Утро, день, вечер, ночь. Провожать их не спеши, что ты делал расскажи», «Загадки о частях суток».

3. В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Задачей педагога является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому предмету и к себе. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: “Расскажи про свой узор”, “Мастерская ковров”, “Кто где?”, “Путешествие по комнате”, «Левая и правая», «Что изменилось?»(пространственное расположение игрушек). Играя в рассмотренные игры дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов (справа, слева, вверху, внизу, сзади, впереди, посередине).

4. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: “Какую геометрическую фигуру напоминает тарелка?” (поверхность крышки стола, лист бумаги т. д.). Проводится игры типа “Геометрическое лото”, «Найди фигуре свой дом», «Подбери по форме»,

«Разложи фигуры по тарелочкам», «Геометрическая мозаика».

Подвижная / игра- «Найди свой гараж».

Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.

Огромный интерес вызывает у детей конструирование из плоскостных геометрических фигур, которое воспитывает эстетический вкус, усидчивость, работоспособности; дает возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда. В работе с игре с объемными модулями и кубиками у детей развиваются творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при выполнении творческих работ. Дети знакомятся с понятиями : куб, цилиндр, кирпичик.

5. Логическое мышление ребенка необходимо постоянно развивать. Это поможет ему быстро освоить основные математические понятия, разовьет умение сравнивать, конкретизировать, обобщать, анализировать. Игры и упражнения помогут вам научить ребенка находить выход из проблемных ситуаций, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению.

Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям. Логические игры воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться.

Используются такие настольные дидактические игры для развития логического мышления: «Ассоциации», «Что сначала, что потом?»,

«Кто где живет?», «Найди по описанию?», «Кто в сказке живет?»,

«Кому что нужно (профессии, «Сложи целое из частей».

Игра с логическим и речевым развитием (Мяч бросай и отвечай) : «Доскажи словечко», «Что будет, если…», «Кто и что –летит, плывет, бежит, ходит?», «Кто чем занимается? (профессии, «Скажи наоборот», «Третий лишний», «Что бывает круглым, длинным, зеленым?.», «Кто как кричит?- животные». и т. д.

Игра с напольной модульной мозаикой (нахождение изображения по трафарету, также способствует развитию у детей внимания и логического мышления. Особое внимание заслуживает игра с палочками Кюизенера, которая позволяет не только знакомить ребенка с понятием «длиннее- короче», но и в ходе конструирования развивает воображение и логику (как нужно расположить палочки, чтобы получились: ракета, солнышко, домик и т. д)

Интеллектуальная игра в детском саду – возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности.

Игры, где нужно искать одинаковые свойства или признаки предметов : “Чудесный мешочек”, “Определи предмет на ощупь”, “Найди предмет, отличающий от других”, «Петрушка, угадай какая игрушка?». В таких играх ребенок учится рассуждать, быть внимательным.

Для развития интеллектуальных способностей дети играют в такую игру как “Что изменилось? Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, на поиск чисел, их последовательность. Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов, чисел или геометрических фигур. Детям предлагается продолжить ряд или найти пропущенный элемент.

Кроме того, даются задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты и круги желтого и красного цвета (д / игра «Бусы для мамы»). Постепенно данное задание усложняется.

6. Игры по сенсорному воспитанию

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов : их цвете, форме, величине.

Используем игры на различение и правильное называние основных цветов: «Укрась ёлочку шарами» (магнитная доска, «Цветовое лото»,«Разноцветные шары», «Спрячь мышонка», «Подбери по цвету лепестки», «Найди матрешке пару», - «Волшебная перчатка», «Веселые прищепки».

Дидактические игры на сравнение предметов по величине : «Пирамидка»,«Большой- маленький» (сравнение мячей, кубиков и т. д. Цель: сортировать предметы по размерам, «Домики для животных» (Цель игры : активизировать в речи детей слова «большой, маленький», «Чья башня выше?» (Цель игры : сравнение предметов по высоте).

Современное общество живет в эпоху развития компьютерных и нано - технологий. И поэтому современные дети должны быть интеллектуально развитыми личностями. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и учитывая возрастные особенности мы должны помнить, что основной метод развития- проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Для дошкольников игра имеет огромное значение: игра - это учеба, игра - это труд, игра - это серьезная форма воспитания, а также способ познания окружающего их мира.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Забавные прищепки» для развития мелкой моторики, внимания и элементарных математических представлений.Дидактическая игра «Забавные прищепки» для развития мелкой моторики, внимания и элементарных математических представлений. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу показать Вам свою игру "Забавные прищепки". Данная игра предназначена для развития мелкой.

Дидактические игры «Геометрические фигуры» по формированию элементарных математических представленийДидактические игры «Геометрические фигуры» по формированию элементарных математических представлений Дидактические игры для детей дошкольного возраста имеют огромное значение, в дошкольных образовательных учреждениях их используют практически.

Картотека дидактических игр для развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста Методическая разработкаКартотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений «Ориентировка в пространстве».

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в форме игры «Что? Где? Когда?» Цель: развивать математические способности детей. Задачи: Образовательные: Закреплять знания детей о геометрических фигурах.

Макетирование как средство развития математических представленийМакетирование как средство развития математических представлений Как мы делали макет «Город» Дети группы «Капельки» и педагоги Маркина М. В., Янченко П. П. Цель: Создавать условия: • для творческой и игровой.

Математические раскраски -как средство улучшения восприятия элементарных математических представлений у дошкольниковМатематические раскраски -как средство улучшения восприятия элементарных математических представлений у дошкольников Математика - царица наук и мощный фактор интеллектуального развития ребёнка. Математикой мы пользуемся каждый день, поэтому навыки математического.

Оснащение уголка сенсорного воспитания и развития элементарных математических представлений (часть 1)Оснащение уголка сенсорного воспитания и развития элементарных математических представлений (часть 1) Часть 2 Познавательное развитие дошкольников в соответствии с ФГОС предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование.

Оснащение уголка сенсорного воспитания и развития элементарных математических представлений (часть 2)Оснащение уголка сенсорного воспитания и развития элементарных математических представлений (часть 2) Часть 1 Уважаемые коллеги, хотелось бы сегодня продолжить рассказ о нашемУголке сенсорного воспитания и развития элементарных математических.

Презентация «Театрализованная игра как средство развития у дошкольников математических представлений» Презинтация"Театрализованная игра как средство развития у дошкольников математических представлений "Любовь МайороваДоброго времени суток.

Электронные дидактические пособия как средство закрепления знаний при формировании элементарных математических представлений Электронные дидактические пособия как средство закрепления знаний при формировании элементарных математических представлений у детей старшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений
Опубликовано: 31 января 2021 в 09:41
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Никулина (УИ 431725) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД