Ирина Майрина
Формирование поисково-исследовательской деятельности у дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование поисково-исследовательской деятельности у обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата дошкольного возраста».
Жизнь в меняющимся мире требует от человека самостоятельности и инициативности. Начинают формироваться эти качества уже в детстве под непосредственным руководством взрослого, то есть родителей и нас, педагогов.
Публикация «Формирование поисково-исследовательской деятельности у дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю. К. Бабанский, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Н. Н. Поддъяков, В. В. Запорожец, Г. И. Щукина, И. Д. Зверев и др.) показывают, что возможности умственного развития дошкольников и их потребности в познании окружающего мира значительно выше, чем это предполагалось ранее.
Известно, что ознакомление с каким–нибудь предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира. Усваивается все прочно только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Одним из эффективных методов работы является исследовательская деятельность, а именно экспериментирование.
Поэтому, целью моей работы является развитие познавательной инициативы детей, умения сравнивать предметы и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире.
Цель определила следующие задачи:
- расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
- развивать связную речь: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью– доказательством;
- обеспечивать освоение культурных основополагающих форм упорядочения опыта (причинно-следственные, рядо-видовые);
- обеспечить переход от предметно-практического действия к образно – символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
- вовлекать родителей в совместную деятельность по экспериментированию.
Работа по данной теме проводилась поэтапно:
1. Организационный – составление плана работы, подготовка развивающей среды, определение уровня сформированности знаний и сенсорных способностей детей, уровня овладения навыками экспериментирования.
2. Основной – проведение работы с детьми в совместной деятельности с воспитателем; консультативно – педагогическая работа с родителями: консультации, анкетирование, беседы, собрания, привлечение родителей к выполнению домашних заданий.
3. Заключительный – анализ результатов работы, рекомендации родителям.
В процессе работы, в зависимости от этапа, использовались следующие методы:
- теоретический: изучение литературы по заявленной проблеме;
- практический: непосредственные действия детей, контакт с предметами и материалами, наблюдения.
Технология опыта.
Для создания полной и объективной картины о состоянии данного вопроса в группах было проведено анкетирование родителей и изучение познавательных интересов, знаний, способностей детей.
На основании обследования и наблюдения выяснили, что родители испытывают затруднения при ответе на многие вопросы или же не интересовались этой проблемой. Что касается детей, то их потребность в экспериментировании выражена слабо, предпочтение отдается другим видам деятельности (1 место—игровой уголок, 2 место - уголок изодеятельности, 3 место - чтение книг, 4 место - экспериментирование; дети имеют низкий уровень овладения навыками экспериментирования).
Данные диагностики свидетельствуют о необходимости целенаправленной систематической работы по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста. В связи с этим была изучена, проанализирована специальная литература, и в соответствии с программными задачами разработаны планы работы по экспериментированию для развития познавательных, сенсорных способностей и навыков экспериментирования в разных возрастных группах, созданы картотеки опытов и наблюдений, серия конспектов, пособия для моделирования.
При составлении перспективного плана работы соблюдены следующие принципы:
• доступности материала, достоверности;
• сезонности; • последовательности;
• подачи материала от простого к сложному;
• переход количественных изменений в качественные.
В зависимости от целей, задач, условий, ситуации проводили разные эксперименты, соблюдая при этом структуру, правила. Решая задачи познавательного характера, использовали экспериментирование в структуре занятий по ознакомлению детей с окружающим миром, но основное внимание уделяли блоку совместной деятельности взрослого с детьми и свободной деятельности детей. Работу проводили по подгруппам, что давало детям возможность свободно действовать с предметами, неспешно поразмышлять над своими действиями, в чем-то утвердиться, в чем-то усомниться. Использовали материалы, которые не часто используются в группе при большом количестве детей. Не ограничивали детей в деятельности из гигиенических соображений («испачкаешься», «прольешь»). Педагогу отводилась роль соучастника детских открытий, который не спешит указать им путь решения задач или проблемы, а тактично поддерживает ребенка на пути самостоятельного поиска. Работа по данной теме требует от педагога демократического стиля, поэтому общение, с детьми в ходе проведения экспериментальной деятельности носило доверительный, доброжелательный характер, побуждающий детей к самостоятельному исследованию и активному познанию.
Для формирования познавательной активности и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе оборудован и оформлен «уголок для экспериментирования и исследовательской деятельности», в оснащении которого принимали участие родители. Весь материал в «уголках» динамичен, прост, дешев и доступен, что немаловажно в современных условиях сложного финансового положения.
Работу по экспериментированию начинали с детьми средней группы и направили ее на знакомство и уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости одних объектов и явлений от других. Поэтому содержание исследований и экспериментов направлено на формирование следующих представлений:
* о растениях;
* об агрегатных состояниях воды;
* о воздухе;
* о песке, почве, глине;
* о природных явлениях;
* о материалах и предметах;
* о звуке и слухе;
* об особенностях организма.
Работа по формированию поисково – познавательной деятельности велась по трем взаимосвязанным направлениям «Живая природа», «Неживая природа», «Предметное окружение». В процессе обучения старались задействовать все органы чувств, а не только слух и зрение. Живая природа (о системе потребностей растений, об общей зависимости их состояния от соответствия условий среды потребностям). Выявляя потребность растения в воздухе, пытались понять, как происходит процесс дыхания у растений, смазывали одну сторону листа вазелином, наблюдали, делали вывод, что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, выглядели очень слабыми. Наблюдали за состоянием растений в зависимости от полива, провели опыты «Витамины на окошке» (средняя группа, «Необходимость влаги для роста растений» (средняя группа, «Посев и проращивание семян» (старший возраст) и сделали вывод, что растения без воды жить не могут, «Растениям для роста нужен свет» (средняя группа, «Прорастание моркови и свеклы» (старший возраст). Проверяли зависимость роста растений от тепла. В итоге пришли к выводу, что растение живое. Неживая природа (воздух, вода, снег, лед, почва, глина, песок, свет, звук, электричество, явления природы). В занимательных опытах и экспериментах выявляли свойства воды: прозрачная, не имеет формы, запаха, вкуса, льется, тяжелая и т. д. «Вода прозрачная», «Вода льется» (средняя группа, «Вода не имеет формы» (старший возраст). Пытались обнаружить воздух в окружающем пространстве при помощи полиэтиленового пакета, соломинки и банки с водой, резиновой груши и других предметов: «Ветер-ветерок» (младшая группа). «Почувствуй воздух» (средняя группа, «Поиск воздуха» (старший возраст). Много интересных опытов провели со снегом и льдом, например, «Защитные свойства снега» : вода в трех бутылках зарывается в снег на разной глубине, где вода быстрее замерзнет, почему? Нравится детям проводить опыты с песком: как можно сделать песчаный конус? Получатся ли тоннели из сухого песка? Предметное окружение (предметы и материалы, из которых они сделаны). Поддерживая естественное расширение интересов детей, оказывали помощь в познании предметов ближайшего окружения: в переходе от выделения ярко выраженных в них качеств и свойств к пониманию связей и отношений. При этом использовали систему обследовательских действий (погладить, надавить, понюхать, попробовать на вкус и т. д., то есть формировали чувственное познание окружающего мира.
В старшем дошкольном возрасте сложность опытов возросла. Со своей стороны мы постарались организовать работу так (учет возрастных особенностей, подготовка теоретической базы, развивающей среды, чтобы у детей сформировалась устойчивая привычка задавать вопросы, самостоятельно на них отвечать. Дети активно проявляли познавательный интерес, применяли полученные знания в самостоятельной деятельности. К концу этого возраста начали практиковать такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывали опыт, продумывали методику, распределяли обязанности между собой, сами выполняли и сами делали выводы. В таких случаях наша роль сводилась к наблюдению за ходом работы и выполнением правил безопасности. Безусловно, по сравнению с обычными опытами, доля таких экспериментов невелика, но они доставляли детям огромную радость. Предоставляли детям возможность самим выдвигать гипотезы, проверять их истинность, делать вывод о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы.
Конечно, сказанное выше не может быть отнесено ко всем детям. Среди них имеются значительные различия. Но мы понимаем, что степень овладения определяется не возрастом, а условиями, а также индивидуальными особенностями каждого ребенка. Поэтому со своей стороны проявляли терпение при обучении детей навыкам экспериментирования. Осуществляя работу по обучению детей экспериментированию с целью познания окружающего мира, развития познавательной активности, мы использовали разные формы (от манипулирования предметами в раннем возрасте, к разделению его на три направления: игру, экспериментирование, труд, до экспериментирования в привычном для нас смысле слова). Мы руководствовались тем принципом, что овладение каждой формой экспериментирования подчиняется закону перехода количественных изменений в качественные. Таким образом, можно сказать, что специально организованное исследование – это возможность для грандиозных открытий детей, неиссякаемый источник получения новой информации и положительных эмоций. Прежде всего, как говорилось выше, родители помогли в оснащении «уголка экспериментальной деятельности». Данный вопрос обсуждался на родительском собрании: «Сенсорное воспитание – основа умственного развития». Использовали такую форму работы, как родительская гостиная «Мы познаем мир». С целью ознакомления и повышения уровня знаний родителей по заявленной теме был проведен ряд консультаций, например, «Способности детей на кончиках их пальцев», «Развитие руки: просто, интересно, эффективно» и др., сделан ряд рекомендаций: «Рекомендации по организации развивающей среды в семье», «Игры с мокрым песком», «Опыты с водой», «Домашняя лаборатория». Чтобы заинтересовать родителей, были проведены тематические недели: «Маленький исследователь», «Знайка», где мы совместно с педагогами и детьми показывали интересные опыты. Родители же со своей стороны были активными участниками и помощниками в проведении различных мероприятий: конкурс «Лучший домик для птиц», «КВН- Знатоки»; изготовлении пособий для моделирования.
Считаем, что совместная деятельность детей и родителей положительно влияет на детей. Они не только получают знания, удовольствие, но и, испытывая гордость за своих мам и пап – уверенность в себе.
Заключение.
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком уровне, в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» (К. А. Тимирязев).
Считаю, что система работы, проведенная по формированию познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментирование в совместной деятельности, доказала свою состоятельность и эффективность т. к. была достигнута цель и решены поставленные задачи
Результаты работы свидетельствуют об эффективности выбранной стратегии. Благодаря сотрудничеству и сотворчеству педагогов, детей и родителей удалось достичь намеченной цели и решить поставленные задачи:
Расширены представления детей об окружающем мире через знакомство с основными свойствами и явлениями.
Сформированы основы естественно – научных и экологических понятий, целостного видения мира.
В заключение хочу сказать, что экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дети получили возможность удовлетворить присущую им любознательность. Совместное экспериментирование помогло детям более детально узнать интересующие его вещи, сделать правильные выводы, а также получить доказательства более доступным языком. Для нас экспериментирование – не самоцель, а только способ ознакомления с миром.
Список использованной литературы
1. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений. - М. : ТЦ Сфера, 2005. (Программа развития).
2. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. - М. : Педагогическое общество России, 2003.
3. Костюченко М. Экспериментируем // Дошкольное воспитание 2006/8
4. Комлева И. Дети экспериментируют? Да! // Дошкольное воспитание 2004/8.
5. Любина Г. А. Рука развивает мозг// Ребенок в детском саду 2004/1.
6. Павленко И. Н. Как организовать эксперименты в детском саду// Управление ДОУ 2004/4.
7. Поддьяков Н. Н., Аванесов В. А. Сенсорное воспитание в детском саду.
8. Рыжова Н. А. Волшебница вода. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. -М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1997.
9. Рыжова Н. А. Я и природа. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1996.
10. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : Методическое пособие. СПб. : ДЕТСТВО –ПРЕСС, 2008.
11. Шемаханова О. А. Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром// Дошкольная педагогика 2008/4.