Татьяна Миколенко
Сказочные персонажи в воспитании и обучении дошкольников английскому языку в ДОО и семье
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок…»
Ребенок появляется на свет не злым, и не добрым. Какие у него сформируются ка-чества, зависит от окружающих, от того, как они его будут воспитывать. Где как не в детском саду дети могут встретиться с прекрасным. Одним из таких «прекрасных», ко-нечно же, является сказка. Встреча со сказкой - это всегда праздник для детей. Она настраивает ребенка на доброжелательность, спокойствие, веру и любовь к себе и ко всем окружающим. Все мы родом из детства. Все мы спешили к телевизору на встречу с лю-бимой передачей «В гостях у сказки», как затаив дыхание смотрели и слушали люби-мых сказочных героев, старались им подражать.
Публикация «Сказочные персонажи в воспитании и обучении дошкольников английскому языку в ДОО и семье» размещена в разделах
- Английский язык для дошкольников
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Работа в соответствии с ФГОС в дошкольных учреждениях подводит педагогов к тому, что все виды деятельности должны быть замотивированными для детей, основан-ными на игровой ситуации. При таком подходе невозможно обойтись без сказочных персонажей. Воспитателя дети видят каждый день, каждую минуту. И тем радостней неожиданная встреча с любимыми героями.
Появление любимого персонажа удивляет и увлекает каждого ребенка, вызывает стремление помочь ему, выручить, выполнить его просьбу или поручение. Самое главное условие эффективности таких встреч – добровольное участие в них детей. Каждый ребе-нок по-своему воспринимает окружающий мир. Но даже самый малоактивный ребенок с интересом прислушается к тому, что говорит им Крокодил Гена.
Мы рассматриваем персонаж (фр. personnage, от лат. persona – особа, лицо, маска) – как вид художественного образа, субъект действия, переживания, высказывания в произ-ведении. В сказке всегда отображается противостояние добра и зла, персонажи делятся на положительных (Буратино, Крокодил Гена, Карлсон, Винни Пух, которые являются во-площением добра и справедливости, и отрицательных (Шапокляк, Лиса, Карабас Бара-бас). Все вышеназванные персонажи «участвуют» в программах для ДОУ по английскому языку
Вашему вниманию предлагается составленная нами классификация сказочных персонажей. Критерии в данной классификации следующие:
• страна создания;
• характер персонажа;
• возможность использования его педагогом на занятии.
Первую категорию мы также можем разделить на страны создатели, ими оказались Англия и Россия. Некоторые герои пришли к нам из Англии, такие как Винни Пух, Пря-ничный человечек, Питер Пен и др.
Ко второй категории относятся сказочные герои, которые имеют ярко выраженные характерные качества. Например: Шапокляк (вредная, злая старуха) или Чебурашка (доб-родушный герой с большими ушами и большими глазами).
А к третям категории относятся персонажи, которых воспитатель может использо-вать в обучающем процессе : педагог изображает данного героя, применяет ростовую кук-лу, пальчиковую куклу. Как один из вариантов использования — это дети или отдель-ный ребенок одеваются в костюмы данных персонажей и ведут себя в соответствии с за-данным сюжетом.
Огромное значение в современном мире придаётся гендерному воспитанию детей дошкольного возраста. Сказочные персонажи могут помочь нам и в этом направлении и даже на занятиях по английскому языку. Детям зачитывались сказки, подобранные по принципу «мужской» и «женский» сюжет, которые должны были продемонстрировать, какими характерными чертами поведения обладают мужские герои, а какими женские героини, дети участвуют в инсценировке этих персонажей.
Например, самыми популярными сказками для мальчиков стали «Три поросен-ка», «Имбирный (пряничный) человечек». В них обнаружен важный для мужчины архе-тип Борьбы. Причем если в «Питер Пене» показан успешный сценарий победы над пре-восходящим силой противником или примирением с противником, то в «Вине Пухе» со-держится важное предупреждение о том, при каких условиях можно потерпеть пораже-ние и одержать победу. Фактически на этих незамысловатых историях можно объяснить мальчику типологию противника, лучшие сценарии борьбы с ним. В противостоянии с одним противником нужна сила, с другим - осторожность и предусмотрительность, а с некоторыми – хитрость и надежная команда и т. д.
Наиболее популярными «женскими» сказками можно назвать «Красная Шапоч-ка», «Спящая красавица», «Белоснежка», Золушка» и т. д. Во всех «женских» сказках обя-зательно присутствует мужской персонаж. Героине приходится либо строить с ним отно-шения, вступая в борьбу («Красная Шапочка», либо устанавливать сбалансированные отношения («Спящая красавица», «Золушка»). Фактически все "женские" сказки помога-ют девочке постичь смысл женственности, умение договариваться, строить бытовые от-ношения.
Все действия участников обучения на занятии сопровождаются английскими ре-пликами, ведется несложный диалог/монолог по сюжету.
При помощи сказочных персонажей можно выявить сложившиеся ложные стерео-типы поведения, что позволяет спланировать коррекционную работу, в которой необхо-димо показать равные социальные возможности девочки и мальчика. Таким образом, сказка и сказочные персонажи является как одним из средств гендерного воспитания до-школьников, так и средством овладения основами английского языка.
В современном обществе такая семейная традиция, как чтение сказок детям, посте-пенно утрачивается. На смену такому досугу приходят просмотр мультфильмов, элек-тронные игры. Об этом остается только пожалеть, но нельзя не отметить и важность чте-ния родителями книг своим детям с точки зрения укрепления семейных взаимоотноше-ний, формирования атмосферы доброжелательности. Поэтому так важно сохранить тра-дицию семейного чтения. Тем не менее необходимо верно определить объем и вид сказки в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Многие ро-дители владеют основами иностранного языка, чаще всего английского, поэтому могут читать «простые» сказки на английском своим детям.
Не мешает прислушаться к рекомендациям психологов, которые обращают внима-ние на то, что дети 4-5лет сопоставляют себя с персонажами сказок. Малыши начинают анализировать поступки героев на основе собственного опыта. В этом возрасте возникает интерес к волшебным сказкам. Также психологами отмечено, что именно в 4-5 лет у детей нередко появляются различные страхи. Поэтому важно обратить особое внимание на со-держание сказки : не следует делать выбор в пользу произведений с элементами жестоко-сти, лжи, обмана, двусмысленности. Используя новый сказочный сюжет педагогам необ-ходимо учитывать возможности сочетания содержания перед прочтением малышу. Оче-видны размышления детей о роли семьи на примере сказки «Питер Пен», о роли друзей – Чебурашка, Карлсон который живет на крыше. В сказках для детей 4-5 лет мораль не должна «лежать на поверхности» - малыши должны учиться размышлять и делать соб-ственные выводы. Они увлеченно слушают волшебные сказки. Главными героями могут быть не только люди и животные, но и волшебники, маги, колдуны, рыцари и принцес-сы. Немало девочек в своих мечтах превращались в прин-цесс, фей, волшебниц, творящих добрые дела, а мальчики – в волшебников, рыцарей, ге-роев защищающих слабых и обиженных. И все это не только на родном языке, но и на английском (на доступном для них уровне).
Сказка является эффективным средством воспитания ребенка как в семье, так и на занятии по английскому. В процессе «сказочного путешествия» малыш познает окружа-ющий мир в доступной для него игровой, воображаемой форме, учится мыслить, делать собственные выводы, анализировать поступки. В процессе слушания сказки, а затем уча-стие в инсценировке на английском языке развивается речь ребенка, фантазия, раскрыва-ются творческие способности. Чтение и участие в инсценированной сказке — это не только увлекательный досуг, но и эффективный метод всестороннего гармоничного раз-вития личности ребенка.