Маркова Елена Владимировна
Инновационные образовательные технологии речевого развития в работе в ДОУ
▼ Скачать +Заказ
Доклад-презентация к педсовету №4 от 10.04.2024г. подготовил воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад №1
Маркова Елена Владимировна
Тема: «Инновационные образовательные технологии речевого развития в работе в ДОУ»
Говорить умеет каждый, но говорить правильно, умеют единицы из нас. Разговаривая друг с другом, мы используем речь, как средство передачи информации. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира.
Публикация «Инновационные образовательные технологии речевого развития в работе в ДОУ» размещена в разделах
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет область речевого развития. Таким образом, перед педагогами ставится задача организовать воспитательно-образовательный процесс в ДОУ таким образом, чтобы требования стандарта нашли отражение в содержании деятельности с дошкольниками. Формирование речи детей дошкольного возраста является важной и трудной задачей для педагогов ДОУ. В настоящее время становится все более востребованным поиск эффективных методов и приемов, направленных на развитие речи.
В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. В связи с этим, все чаще стал подниматься вопрос о внедрении и применении инновационных технологий в ДОУ.
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи является важной и очень труднорешаемой задачей. Однако развитие речи в настоящее время представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи у дошкольников.
Условия успешного речевого развития :
1) Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками.
2) Владение педагогом правильной и литературной речью
3) Обеспечение развития звуковой культуры речи со стороны детей со стороны их возрастных особенностей
4) Обеспечение для детей условий для обогащения их словаря с их учетом возрастных особенностей
5) Создание условий для овладения детьми грамматическим строем речи
6) Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей
7) Развитие у детей понимания речи, упражняя детей в словесной инструкции
8) Приобщение детей к культуре чтения художественной литературе
9) Поощрение детского словотворчества
Технология – совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Инновационные технологии – система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях.
Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, позволяют нам организовать личностно-ориентированный подход к детям, обеспечивая при этом педагогический процесс с учетом способностей и уровня развития каждого воспитанника. Инновационные технологии сочетают в себе современные, прогрессивные, креативные технологии и стереотипные элементы образования, проверенные временем и доказавшие свою эффективность.
Рассмотрим основные инновационные технологии, которые в настоящее время используются в ходе воспитательного-образовательного процесса ДОУ.
Инновационные технологии :
Проектная деятельность.
Используя данный метод можно реализовывать, как монопроекты содержащие задачи из одной образовательной области, так и интегрированные проекты, в которых решаются задачи из нескольких образовательных областей.
Примеры по созданию монопроектов по развитию речи : «Со словами мы играем – много нового узнаем», «Раз словечко, два словечко» (позволяет формировать интерес к словотворчеству и поэтическому слову).
Использование мнемотехники для развития монологической речи (позволяет формировать последовательно, связно, фонетически и грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о каких-либо событиях)
Пример: «Путешествие в страну Читальню» (формирование и интереса, потребности в чтении, «Мы – журналисты» (Развитие диалогической речи, «Как стать вежливым» (способствует правильному освоению этикета, умение использовать их в дальнейшей жизни)
В младшей группе можно провести краткосрочный мини-проект к примеру: «Кукла Даша на прогулке» (подбор одежды, правильная последовательность одевания ее)
Технология исследовательской деятельности, коллекционирование.
При организации исследовательской деятельности могут использоваться не только наблюдения и опыты в природе, но и работа с временной лентой ( пример: «Как появилась ручка», «История почвы» и т. д., путешествия «по карте» («Где тёплые края», «Где обитает белый медведь», а так же коллекционные (коллекции моделей машин, пуговиц, марок, открыток и многое другое.)- сбор предметов объединённых одной тематикой.
Коллекционирование – система работы, включающая рассматривание экспериментально-поисковую деятельность, проведение дидактических и сюжетных игр с предметом коллекции. В процессе работы дошкольники узнают о прошлом предметов коллекции, их происхождении и развитии; рассматривание и обсуждение предметов коллекции. К каждому предмету можно создать свою историю, которую сочинили сами дети. Это могут быть творческие рассказы, стихи, загадки, которые можно написать от руки или напечатать.
Технология проблемного обучения.
Создается проблемная ситуация и далее идет активная самостоятельная деятельность воспитанников, в результате чего и происходит речевое развитие. Не надо выступать жестким руководителем, а больше организовать совместную образовательную деятельность, сопровождая и помогая ребенку стать активным участником деятельности, что актуально в настоящее время и соответствует требованиям образования. Детям не даются готовые ответы, а только направляем наводящими вопросами: почему? Зачем? А как ты думаешь? и т. д. Эти вопросы не только сложнее по синтаксической конструкции, но и по содержанию, так как требуют определённой мотивации ответов, осмысления причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций – и, следовательно, непосредственно связаны с развитием логического мышления.
Технология обучения детей составлению сравнений.
Называется какой-либо объект, обозначается его признак, определяется значение этого признака, сравнивается данное значение со значением признака в другом объекте.
С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и другое.
Дети пятого года жизни больше самостоятельности при составлении сравнений, поощрение инициативы в выборе признака, подлежащего сравнению.
Детям старшего дошкольного возраста предлагается возможность научиться самостоятельно делать сравнения по признаку, заданному воспитателем.
Данная технология развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, обогащает речь, способствует мотивации развития речевой и мыслительной деятельности.
Технология обучения детей составлению метафор.
Метафора – перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов. Не обязательно называть сам термин «метафора». Можно называть это – загадочные фразы Принцессы Красивой Речи.
Пример: берется объект 1 (РАДУГА) про нее и будет составлена метафора.
У нее выявляется специфическое свойство (РАЗНОЦВЕТНАЯ)
Выбирается 2 объект с таким же свойством (ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНА)
Определяется место расположение объекта 1 (НЕБО ПОСЛЕ ДОЖДЯ)
Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположение объекта 1 (ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНА-НЕБО ПОСЛЕ ДОЖДЯ)
Составить предложение с этими словами (пр. : Цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя)
Моделирование – опорные картинки (предметные картинки, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, их используют для ознакомления с предметами, составления рассказа, рассказа-описания). Это схемы, мнемотаблицы, мнемодорожки, карточки-символы реальные приметы и т. д.
Мнемотехника – «искусство запоминания», а так же это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как:
- развитие связной речи;
- преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие основных психических процессов, таких как память, внимание, образного мышления, помогает овладению приемами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.
ТРИЗ.
Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – привить ребенку радость творческих открытий.
Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировании сложной, казалось бы ситуации.
Пример ТРИЗ: фантазирование, оживление неживых объектов, увеличение, уменьшение.
В результате свободной деятельности с использованием элементов ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается речь и логика, мышление.
Методики ТРИЗ высокоэффективны, имеют четкий алгоритм к действию, которое всегда переходит в ожидаемый результат.
Пример игры: «Наоборот», «Эхо», «По кругу», «Что-то часть чего-то» «Да-нет»…
Синквейн.
Сиквейн - нерифмованное стихотворение из 5 строк.
Правила составления:
1) Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2) Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3) Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4) Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
5) Слова, связанные с первым, отражающие сущность четкое соблюдение правил написания синквейна не обязательно.
Пример: 1. ежик
2 серый, колючий
3 фэркает, спит, сворачивается
4 мне нравится маленький ежик
5 лес
Благодаря сиквейну изученый материал детьми преобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению.
Игровые. Конструкторы LEGO
Огромную роль в развитии речевых навыков играет «построй свою историю». С помощью данного конструктора дети придумывают свои уникальные истории, пересказывают литературные произведения, составляют рассказы, описывающие реальные ситуации из окружающей действительности и т. д. С использованием LEGO работа над рассказом, пересказом, диалогом становится более эффективной.
Нетрадиционные техники
К ним относятся: Су- Джок терапия, различные массажеры (шарики, карандаши, орехи, мячики, аппликаторы и т. д., кинезеологические упражнения – это упражнения «Колечко», «Цепочки», «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», упражнения для развития мелкой моторики – кубики, мозаики, игрушки головоломки и т. д. Игры с песком развивают тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику рук, способствует расширению словарного запаса, развивает связную речь, помогает в изучении букв. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность кары головного мозга, а, следовательно и на развитие речи.
Логоритмика
Логоритмика – система двигательных упражнений, в которой различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала под музыкальное сопровождение, либо без него.
Логоритмика включает в себя:
- ходьбу в разных направлениях;
- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
- упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;
- речевые упражнения без музыкального сопровождения;
- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
- ритмические упражнения;
- пение;
- упражнения на развитие мелкой моторики.
В современной педагогики есть еще не мало различных технологий, которые можно использовать для развития речи, НО существуют определенные правила их использования.
1. Предлагаемый детям наглядный материал должен быть доступен, прост и понятен.
2. Следует стремиться к тому, чтобы использованный материал (наглядный или демонстрационный) оказывал воздействие на максимально возможное количество органов чувств.
3. Обязательное подкрепление демонстрации речью педагога. Речевое пояснение в сочетании с наглядностью углубляет постижение и осмысление предмета объяснения (изучения).
Таким образом, целеноправленная, систематическая работа педагога с детьми дошкольного возраста с помощью различных инновационных и развивающих технологий в процессе образовательной деятельности в условиях ДО, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет, на мой взгляд, к положительной динамике показателей развития речи детей дошкольного возраста.
Современные образовательные технологии речевого развития дошкольников могут помочь в формировании интеллектуально грамотной, самостоятельной, продуктивно мыслящей, творческой, развитой личности.
Литература
1. Бизикова О. А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в опредеоениях, таблицах и схемах: учеб. Пособие/О. А. Бизикова. – 3-е изд. перераб. и доп. – Нижневартовск: Изл-во Нижневарт. гос. ун-та,2014.-93с.
2. Привалова С. Е. Коммуникативно-речевое развитие детей дошкольного возраста: учеб. пособ/С. Е. Привалова; Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург, 2015.-203с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (электронный курс); Утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013г. -Режим доступа: http/ped-kopilka.ru