Галина Бочарова
Инновационные формы работы по реализации нравственно-патриотического воспитания детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Л. С. Лихачев.
В настоящее время одной из острейших проблем является нравственно- патриотическое воспитание. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.
Публикация «Инновационные формы работы по реализации нравственно-патриотического воспитания детей» размещена в разделах
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели хвалебные гимны своей стране, то сейчас о ней говорят в основном негативно, в уничижительной форме. Однако трудности не являются причиной приостановки нравственно- патриотического воспитания. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свою родину, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться.
Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования
Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребёнке патриота и гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нё м гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.
В. А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. В наши дни одно из направлений отечественной педагогики предполагает обращение к нравственным ценностям отечественного образования и воспитания. Это связано с необходимостью восстановления традиций, уклада жизни и форм национального опыта.
Нравственное возрождение – есть главное условие выживания нашего общества, сохранения российского народа и российской государственности. Нравственность при общем сходстве у каждого народа имеет свои особые отличия. В каждом народе своеобразно проявляются благотворительность, почтение к родителям, к старшим, вежливость. Эти нравственные особенности возникают и растут под сенью семьи, общества, государства.
К. Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна
положительная пища, кормить его ненавистью,
отчаянием и презрением может только человек,
не понимающий потребностей детства».
Понимая важность этого вопроса, одним из приоритетных направлений ДОУ является работа по нравственно- патриотическому воспитанию.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к своей семье, родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Поэтому главной задачей является:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, к станице.
- формирование бережного отношения к природе и всему живому
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам России
- расширение представлений о станице и жизни казаков (спец –курс «Казачьему роду нет переводу»)
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) символы края и района (флаг) уголок патриотический в группе;
- чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и мы педагоги, должны довести до сознания детей то, что люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе.
Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности актуальна в настоящее время как никогда, так как она обусловлена изменениями последних лет в жизни страны. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: образовательной, в играх, в труде, в быту, в совместной деятельности воспитателя с детьми.
В своей работе по нравственно- патриотическому воспитанию я используются такие формы работы :
Проектная деятельность
День открытых дверей
Круглый стол
Мастер-класс
Экологические акции
Тематические выставки
Изготовление Лэпбука
Интервью к фильму
Познавательно-исследовательская деятельность
Просмотр Презентаций, мультфильмов
Использование мнемотаблиц
- Чтение художественных произведений, просмотр презентаций, мультфильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение).
- Разучивание с детьми, стихов, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
- Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством.
- Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для детей окружении.
- Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестное выполнение поручений, за хорошее поведение в общественных местах.
- Личный пример педагога.
Мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания.
- Досуги, КВН, развлечения, экскурсии, Обрядовые праздники, мероприятия, фестивали
Спортивное мероприятие с папами.
- Сочинение писем и пожеланий заболевшим сверстникам и взрослым.
- Игровая деятельность.
Моделирование и решение проблемных ситуаций
Придумывание сказок, историй и их театрализация
Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (интегрированный подход)
Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы НОД. Например, в игре «Магазин сувениров» ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия».
Очень важно приобщение ребенка к культуре своего народа, к наследию предков. Это воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Для дошкольника Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Поэтому профессиональное взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей.
В современном мире для эфективного усвоения различных видов деятельности широко используются инновационные формы работы, что позволяет качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс.
Внедрение инноваций в работу дошкольного учреждения является важным условием реформирования и совершенствования системы дошкольного образования.
Поэтому я стараюсь использовать в своей работе инновационные формы.
Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.
Одним из направлений инновационной деятельности в моей работе становится педагогическое проектирование, которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач.
Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде (воспитатель, дети, родители, специалисты ДОУ, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.
На сегодняшний день образовательных технологий, применяемых в детских садах нашей огромной родины, насчитывается более сотни. Среди них пристальное внимание следует уделить: здоровьесберегающим технологиям; технологиям, относящимся к проектной деятельности; технологиям, используемым в проектной деятельности; информационно-коммуникационным технологиям; технологиям, ориентированным на каждую отдельную личность (личностно-ориентированные); так называемым игровым технологиям.
Таким образом, инновационными формами работы является переход от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Основная установка педагога не на познание, а на общение, взаимопонимание с воспитанниками, на их «освобождение» для творчества.
Опыт работы показывает, что активное последовательное включение инноваций в педагогический процесс обеспечивает гармоническое развитие интеллектуальных и физических способностей детей без ущерба их здоровью; повышает профессиональный и творческий потенциал всего педагогического коллектива. Прогресс не стоит на месте, и он может и должен внедряться в образовательную среду детских садов, но только в том случае, если научный потенциал педагогического коллектива позволяет ему быть сенситивным к подобным изменениям.