Татьяна Середкина
Инновационная практика и реализация способностей одаренных детей дошкольного возраста в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Хочу начать с того что выявление одаренных детей – это прежде всего заказ государства. «Образование и развитие инновационной экономики : внедрение современной модели образования») обозначено, что особое внимание следует уделять выявлению одарённых детей. Одно из основных направлений развития современного образования – поддержка одаренных детей. В которой отмечается, что «одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности, о необходимости развивать творческую среду».Ориентируясь на современные тенденции, все более осознается необходимость создания оптимальных условий для развития способностей детей, возникает необходимость в поиске педагогических мер, позволяющих качественно улучшить процесс развития одаренных детей, начиная с дошкольного возраста.
Темочки:
В своей работе педагога, я столкнулась с весьма распространенными взглядами на одаренность детей дошкольного возраста. Первое это – это каждый ребенок – одаренный, и второе - одаренные дети встречаются крайне редко. Психологи полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания соответствующих условий. Для других одаренность — исключительно редкое явление: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, в то время как действительно выдающиеся результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей, в этом случае основное внимание уделяется выявлению одаренных детей.
Проанализировав исследования современных психологов, позволил мне установить, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социо - культурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной и т. д.). При этом определяющей является собственная активность ребенка, а также психологические механизмы личностного развития, лежащие в основе реализации индивидуального дарования, поддержки детской инициативы.
Работая в детском саду, я являюсь воспитателем в детском саду, и непосредственно могу наблюдать, как проявляется одаренность. А проявляется она у детей в успешности деятельности. Например, увлеченный рисованием ребенок может дома с энтузиазмом создавать удивительные творческие работы, но при этом не проявлять аналогичной активности в непосредственно образовательной деятельности в детском саду. Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога. Из чего можно заключить, что рассматривать одаренность ребенка следует, прежде всего, по его инициативной деятельности.
Первичное проявление способностей – в непроизвольной тяге к различным видам деятельности ребенок может проявить инициативу и показать особую успешность в достаточно широком спектре сфер детской активности - диапазон точек творческого роста бесконечен. Такой личностный выбор может в любом виде деятельности.
. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам.
В отдельных случаях фактором, сдерживающим становление одаренности, несмотря на потенциальные способности, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, отсутствие навыков конструктивного общения и т. п. Для одаренных детей характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы, эмоционально зависимы, нетерпеливы: