Лучший педагог года

Инновации программы «От рождения до школы»

Николаева Ольга Викторовна
Инновации программы «От рождения до школы»
▼ Скачать + Заказать документы

В основе инновационного издания «От рождения до школы» лежит выпущенная в 2004 году программа «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, рекомендованная Министерством образования РФ.

Инновационное издание основана на предыдущей редакции программы, а значит не отрицает и не заменяет четвертое издание программы, а дополняет и расширяет его. Поэтому инновационное издание не отменяет работу по четвертому изданию.

Публикация «Инновации программы „От рождения до школы“» размещена в разделах

В «Законе об образовании» говориться, что образование — это «услуга». А это полностью переворачивает смысл образования, ведь если это «услуга», то главная цель — это удовлетворить потребности потребителя. А это не может быть главной целью образования. Невозможно идти на поводу у родителей, ведь педагоги — это профессионалы и знают, как ребенок развивается, как лучше создавать условия для его развития, а родители должны прислушиваться к нам (педагогам, они наши помощники, партнеры, коллеги, мы вместе воспитываем детей. Следовательно, образование — это «миссия» и не может быть «услугой».

Так вот инновационное издание исправляет это упущение, и все же прописывает нам нашу основную цель.

«Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально культурных традиций».

Эта главная цель российского образования была сформирована в майском Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Для достижения этой цели в инновационном издании программы «От рождения до школы» была решена очень важная и актуальная задача — обеспечение оптимального сочетания классического дошкольного образования и современных образовательных технологий.

Какие же новые возможности представляет инновационная программа «От рождения до школы»?

1. Обозначена главная цель дошкольного образования.

2. Введено семь золотых принципов дошкольной педагогике, которые помогают педагогу выстраивать образовательный процесс так, чтобы он мог достичь главной цели дошкольного образования.

В инновационной программе обозначены семь принципов дошкольного образования, шесть из них были обозначены ранее, это уже всемирно признанная классика отечественной науки: Зона ближайшего развития (ЗБР) (Лев Семенович Выготский); Принцип культуросообразности; Деятельностный подход (Алексей Николаевич Леонтьев); Периодизация развития; Амплификация детского развития; Развивающее обучение

В новой редакции добавлен седьмой принцип — пространство детской реализации — то, о чем писал Николай Евгеньевич Веракса.

VII. Пространство детской реализации (ПДР) (Николай Евгеньевич Веракса).

Новый термин — пространство детской реализации (ПДР, противоположный понятию «зона ближайшего развития» (ЗБР). Если в зоне ближайшего развития ребенок следует за взрослым, копируя его, то в пространстве детской реализации — взрослый следует за ребенком, помогая в его активности. Пространство детской реализации (ПДР) не исчерпывается предметно-пространственной средой, а определяется результативностью детской активности, связанной с созданием нового продукта, автором которого выступает ребенок.

В связи с этим возникают совсем иные задачи, которые стоят перед дошкольным образованием. Педагоги должны учитывать, что ребенок — существо культуры, которое осваивает культурные нормы, адекватные социуму.

3. Впервые обозначена концепция образовательного результата в дошкольного образования. Образовательный результат есть в школьной, вузовской педагогике, в дошкольном образовании этого не было никогда, т. к. дошкольников нельзя контролировать, проверять, тестировать, требовать чего-то от них, поэтому концепция образовательного результата в дошкольного образования до сих пор не была обозначена. Образовательный результат наполняет смыслом всю деятельность воспитателя. Когда четко, ясно, просто сформулированы те задачи, который педагог выдерживает в голове, то работая в стандартном режиме, но при этом, помня основные цели и задачи, тогда свой образовательный процесс педагог выстраивает в соответствии с этими задачами.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ

- Развивающие занятия. При проведении занятий использовать современные образовательные технологии, работать в зоне ближайшего развития (ЗБР, реализовывать деятельностный подход и принципы развивающего обучения, использовать на занятиях материал, соответствующий духовно-нравственным ценностям, историческим и национально-культурным традициям народов России.

КРИТЕРИИ ПРАВИЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЙ ПЕДАГОГА. Сохранение интереса детей и их активное участие в занятии.

-Эмоциональное благополучие. Постоянно заботиться об эмоциональном благополучии детей, что означает теплое, уважительное, доброжелательное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям, проявление уважения к его индивидуальности, чуткость к его эмоциональным состояниям, поддержку его чувства собственного достоинства и т. п., чтобы каждый ребенок чувствовал себя в безопасности, был уверен, что его здесь любят, о нем позаботятся.

КРИТЕРИИ ПРАВИЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЙ ПЕДАГОГА. Дети с удовольствием ходят в детский сад, радуются встрече со сверстниками и воспитателями.

-Справедливость и равноправие. Одинаково хорошо относиться ко всем детям независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психо-физиологических и других особенностей.

КРИТЕРИИ ПРАВИЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЙ ПЕДАГОГА. Дружелюбное отношение детей друг к другу независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей.

-Детско-взрослое сообщество. Проводить специальную работу над созданием детско-взрослого сообщества, основанного на взаимном уважении, равноправии, доброжелательности, сотрудничестве всех участников образовательных отношений (детей, педагогов, родителей).

КРИТЕРИИ ПРАВИЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЙ ПЕДАГОГА. Активное и заинтересованное участие детей в реализации совместных проектов и общегрупповых событий, наличие в группе традиций, совместных правил, умение детей хорошо взаимодействовать и самостоятельно договариваться друг с другом.

-Формирование ценностных представлений. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, воспитание у до-школьников таких качеств, как:

патриотизм, любовь к Родине, гордость за ее достижения;

уважение к традиционным ценностям: любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям и пр. ;

традиционные гендерные представления;

нравственные основы личности — стремление в своих поступках следовать положительному примеру (быть «хорошим»).

КРИТЕРИИ ПРАВИЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЙ ПЕДАГОГА. Проявление у детей таких качеств, как справедливость, забота о тех, кто слабее, чувство гордости за свою страну, за ее достижения, стремление быть полезным членом сообщества, умение поступиться личными интересами в интересах общего дела.

- ПДР (пространство детской реализации). Постоянная работа над созданием ПДР, что означает:

поддержка и развитие детской инициативы, помощь в осознании и формулировке идеи, реализации замысла;

предоставление свободы выбора способов самореализации, поддержка самостоятельного творческого поиска;

личностно-ориентированное взаимодействие, поддержка индивидуальности, признание уникальности, неповторимости каждого ребенка;

уважительное отношение к результатам детского труда и творчества;

создание условий для представления (предъявления, презентации) своих достижений социальному окружению;

помощь в осознании пользы, признании значимости полученного результата для окружающих.

КРИТЕРИИ ПРАВИЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЙ ПЕДАГОГА. Проявление детьми инициативы и самостоятельности в различных видах детской деятельности, проявление активной жизненной позиции, умения творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций.

- Региональный компонент. В организации и содержании образования учитывать природно-географическое и культурно-историческое своеобразие региона, воспитывать интерес и уважение к родному краю.

КРИТЕРИИ ПРАВИЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЙ ПЕДАГОГА. Дети проявляют интерес и уважение к родному краю, имеют представление об его основных достопримечательностях.

- Предметно-пространственная среда. Использовать все возможности для создания современной предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».

КРИТЕРИИ ПРАВИЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЙ ПЕДАГОГА. Каждый ребенок может найти себе занятие по своим интересам (дети свободно ориентируются в пространстве группы, знают, что где лежит, имеют свободный доступ ко всем материалам и пр.).

4. Внесены изменения в организацию образовательного процесса дошкольного образования.

Вводится утренний и вечерний круг. Утренний и вечерний круг в теплое время года можно проводить на улице.

Утренний круг проводится в форме развивающего общения. Это начало дня, когда дети и педагог собираются все вместе, чтобы поделиться впечатлениями, узнать что сегодня будет интересного, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах.

Именно на утреннем круге зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие, дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество, обсуждаются проблемы, договариваются о чем то и т. д.

ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА

Планирование: соорганизовать детей для обсуждения планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.).

Информирование: сообщить детям новости, которые могут быть интересны и/или полезны для них (появились новые игрушки, у кого-то день рождения и т. д.).

Проблемная ситуация: предложить для обсуждения «проблемную ситуацию», интересную детям, в соответствии с образовательными задачами Программы (возможно, позже «проблемная ситуация» перерастет в проект, образовательное событие и т. д.).

детское сообщество: учить детей быть внимательными друг к другу, поддерживать атмосферу дружелюбия, создавать положительный эмоциональный настрой.

навыки общения: учить детей культуре диалога (говорить по очереди, не перебивать, слушать друг друга, говорить по существу, уважать чужое мнение и пр.).

равноправие и инициатива: поддерживать детскую инициативу, создавая при этом равные возможности для самореализации всем детям (и тихим, и бойким, и лидерам, и скромным и т. д.).

ОЖИДАЕМЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ (не читать)

коммуникативное развитие: развитие навыков общения, умения доброжелательно взаимодействовать со сверстниками, готовности к совместой деятельности, умение вести диалог (слушать собеседника, аргументированно высказывать свое мнение).

когнитивное развитие: развитие познавательного интереса, умения формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения.

регуляторное развитие: развитие умения соблюдать установленные нормы и правила, подчинять свои интересы интересам сообщества, планировать свою и совместную деятельность.

навыки, умения, знания: ознакомление с окружающим миром, развитие речи.

развитие детского сообщества: воспитание взаимной симпатии и дружелюбного отношения детей друг к другу.

обеспечение эмоционального комфорта: создание положительного настроя на день, положительного отношения к детскому саду.

Вечерний круг проводится в форме рефлексии – обсуждение с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников.

ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА

Рефлексия. вспомнить с детьми прошедший день, все самое хорошее и интересное, чтобы у детей формировалось положи-тельное отношение друг к другу и к детскому саду в целом.

Обсуждение проблем. обсудить проблемные ситуации, если

в течение дня таковые возникали, подвести детей к самостоятельному разрешению и урегулированию проблемы, организовать обсуждение планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.).

Развивающий диалог: предложить для обсуждения проблемную ситуацию, интересную детям, в соответствии с образовательными задачами Программы.

Детское сообщество: учить детей быть внимательными друг к другу, поддерживать атмосферу дружелюбия, создавать положительный эмоциональный настрой.

Навыки общения: учить детей культуре диалога (говорить по очереди, не перебивать, слушать друг друга, говорить

по существу, уважать чужое мнение и пр.).

ОЖИДАЕМЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ (не читать)

коммуникативное развитие: развитие навыков общения, умения доброжелательно взаимодействовать со сверстниками, готовности к совместной деятельности.

когнитивное развитие: развитие познавательного интереса, умения формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения.

регуляторное развитие: развитие умения соблюдать установленные нормы и правила, подчинять свои интересы интересам сообщества, планировать свою и совместную деятельность.

навыки, умения, знания: ознакомление с окружающим миром, развитие речи.

развитие детского сообщества: воспитание взаимной симпатии и дружелюбного отношения детей друг к другу, положительного отношения к детскому саду.

Эмоциональный комфорт: обеспечение эмоционального комфорта, создание хорошего настроения, формирование у детей желания прийти в детский сад на следующий день.

5. Внесены инновации в образовательных технологиях.

Вводятся новые образовательные технологии:

Утренний и вечерний круг.

Проектная деятельность. Необходимо учитывать пространство детской реализации, когда мы понимаем что такое пространство детской реализации, то проектная деятельность это один из важнейших инструментов пространство детской реализации, именно через проекты ребенок может многое реализовать.

Образовательное событие. Образовательное событие — это формат взаимодействия с детьми, когда у детей развиваются коммуникативные, когнетивные, регуляторные возможности, дети приобретают навыки, умения, знания. Фактически это событие в течении какого-то времени (от одного дня до недели и даже больше) протекающее совместно со всей группой событие в результате которого дети с одной стороны многому научатся, а с другой многое узнают.

Развивающий диалог. Самое главное отличие развивающего диалога от обычного диалога, это то, что у ребенка словно создаются новые смыслы. Т. е. воспитатель не дает ответов, не задает прямых вопросов. Вопросы все открыты, позволяющие рассуждать, давать различные ответы, заставляющие ребенка думать.

Обогащенные игры в центре активности. Это означает, что когда ребенок самостоятельно занимается в центре активности, то недирективными методами педагог может ему немножко подсказать, скорректировать или обогатить его деятельность. Так что бы выходило, что ребенок сам играет, работает, но с помощью педагога это происходило значительно интереснее.

«Ровестничество» — технология создания детского сообщества.

6. Осуществляется переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия, основанного на умении «слышать голос ребенка» и нацеленного на развитие детской инициативы.

Что такое «слышать голос ребенка»? Это понимать то, что ребенок на самом деле хочет сказать, ребенок может молчать, но воспитатель «слышит голос ребенка», понимает что он думает, понимает что ребенок хотел бы сказать. Это и есть умение «слышать голос ребенка». Это технология должна быть использована во всех формах взаимодействия: занятиях, играх, в течении всего дня.

Особенностью пятого издания Программы является то, что новая организация образовательного процесса позволяет существенно сместить акцент в сторону развития детской инициативы и самостоятельности. Правильно организованные занятия должны отвечать следующим требованиям: занятие должно находиться в зоне ближайшего развития, т. е. задания должны быть достаточно сложными, чтобы ребенку надо было приложить усилия для решения задачи, но выполнимыми, чтобы ребенок оказался в ситуации успеха. Опираться на детские интересы и ведущий вид деятельности, на занятии должны учитываться возрастные особенности. Занятие должно строиться на принципах развивающего обучения, т. е. педагог должен направлять детей не столько на накопление знаний, сколько на развитие умения думать, рассуждать. В новом издании Программы оптимальной формой являются развивающие занятия, затем полученные знания используются в самостоятельной деятельности детей.

7. Предлагается новый формат праздников, с опорой на детские интересы и детскую инициативу.

Праздники, проводимые в формате «отчетных концертов» не отвечают основным признакам праздника. Любой праздник должен быть эмоционально значимым событием для ребенка. Существует несколько условий проведения мероприятия: Разнообразие форматов (концерт, квест, соревнования, выставка, спектакль, викторина, фестиваль)Участие родителей. Дети сидят не отдельно, а вместе с родителями, педагоги просят родителей подготовить детско-родительские выступления, устраивают конкурсы для родителей. Поддержка детской инициативы. Необходимо, чтобы основная инициатива исходила от детей и дети сами с помощью воспитателя планировали и продумывали праздник (во что наряжаться, кто будет выступать). Взрослый должен только помочь детям реализовать задуманное. Но при этом такие праздники как Новый год и День победы должны быть организованы взрослыми.

8. Подробно прописаны принципы организации развивающей предметно-пространственной среды

Предметно-пространственная среда создается по-новому с учетом пространство детской реализации, а именно предметно-пространственная среда создает детям возможности найти интересные занятия по собственному интересу и самостоятельно заниматься.

Главная задача педагога при организации развивающей предметной среды состоит в создании детям возможности выбора занятий по своим интересам, проявления самостоятельности и инициативы. В программе дается приблизительный перечень центров активности. Очень подробно описываются принципы организации центров и перечень материалов для их наполнения.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕНТРОВ АКТИВНОСТИ

Выделение центров активности. Центры активности должны быть четко выделены. Выделять центры активностей можно при помощи низких стеллажей, столов или с помощью ковровых покрытий, мольбертов и пр.

Места для отдыха. Люди любят окружать себя мягкими предметами, связывая с ними понятие уюта и комфорта. Для удовлетворения этой потребности в помещении группы размещают место для отдыха, оснащая его мягкой мебелью и делая максимально уютным. Это место, где ребенок сможет побыть один, если площадь ограничить так, чтобы в нем помещалось не больше двух человек.

Уголки уединения. Постоянно быть частью большой группы сверстников — большая нагрузка для дошкольника. Поэтому в помещении группы необходимо предусмотреть так называемые уголки уединения, которые помогут ребенку избежать стресса. У ребенка должна быть возможность побыть одному, если он в этом нуждается. Уголок уединения может стать и местом для игры одного или двух детей.

Ограничение количества детей в центрах активности. Иногда возникает необходимость ограничивать количество детей, желающих играть в одном центре. Конечно, если речь идет о всеми любимом центре, многие дети могут расстроиться из-за невозможности находиться в нем столько, сколько они хотят. В этом случае педагогам стоит задуматься о его расширении. Если из-за ограниченной площади это не представляется возможным, нужно создать систему, которая позволяла бы каждому ребенку понимать, что данный центр уже заполнен, и знать, когда подойдет его очередь поиграть в нем.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЦЕНТРОВ АКТИВНОСТИ

Чтобы самостоятельные занятия детей в центрах активности несли максимальный развивающий и обучающий эффект, должны соблюдаться некоторые основные условия.

Упорядоченность материалов. У каждого материала должно быть свое определенное место. Весь материал должен быть хорошо классифицирован, сгруппирован и находиться в соответствующих центрах активности. Оснащение должно соответствовать характеру занятий в центре активности, чтобы дети всегда знали, что где находится.

Достаточность материалов. Материалов должно быть достаточно для всех желающих ими воспользоваться, чтобы у детей не возникало излишней конкуренции и опасения, что более не будет возможности воспользоваться этими материалами.

Разнообразие материалов. Материалы должны быть максимально разнообразны, чтобы любой ребенок смог найти себе занятие по интересам, и функциональны, чтобы побуждать детей к творчеству и инициативе.

Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Материалы должны быть разного уровня сложности, отвечать возрастным и индивидуальным возможностям детей.

Доступность и удобство использования. Все материалы для игр и самостоятельных занятий должны быть доступны детям (храниться на доступной детям высоте, в понятном им порядке). Центры активности и материалы следует помечать ярлыками (рисунками, пиктограммами). Материалы, предназначенные для активной детской деятельности, должны быть размещены в открытые пластмассовые контейнеры (коробки, корзины, банки и т. д.).

Автодидактика. Во всех центрах активности должно быть много материалов, с которыми дети могут работать без помощи воспитателя, а так-же материалы с элементами автодидактики (инструкции и правил в картинках).

Регулярное обновление. Учебные и игровые материалы должны регулярно обновляться в соответствии с комплексно – тематическим планированием ( например: тема Осень) и интересами детей. Желательно, чтобы новый материал появлялся не реже чем 1 раз в неделю. При этом появление нового материала должно быть объявлено (например, на утреннем круге, а дети с новым материалом ознакомлены и, при необходимости, обучены, как им можно пользоваться.

Привлекательность для детей. Материалы центров должны быть интересны детям как по содержанию, так и по оформлению, тогда дети с увлечением и по собственной инициативе работают с материалами, проявляют интерес к новинкам, стараются научиться ими пользоваться.

Прочность и безопасность. Все материалы должны обладать определенным запасом прочности, чтобы дети не боялись сломать или испортить их.

9. Предлагается новый формат взаимодействия с родителями, Взаимодействие с семьями воспитанников. Осуществляется эффективное взаимодействие с семьями воспитанников, в том числе:

обеспечивается открытость дошкольного образования : открытость и доступность информации, регулярность информирования, свободный доступ родителей в пространство детского сада;

обеспечение максимального участия родителей в образовательном процессе (участие родителей в мероприятиях, образовательном процессе, в решении организационных вопросов и пр.);

обеспечение педагогической поддержки семьи и повышения ком-петентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

обеспечение единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Публикации по теме:

«Плюсы и минусы программы «Первые шаги» и основные её отличия от программы «От рождения до школы»» В 2019-2020 учебном году на базе нашего МДОУ № 49 В группе № 14 была создана пилотная площадка, которая является Федеральной пилотной площадкой.

«Транспорт. Безопасность на улице». КТП ОП в средней группе по программе «От рождения до школы»«Транспорт. Безопасность на улице». КТП ОП в средней группе по программе «От рождения до школы» Интегрирующая тема периода:Транспорт. Безопасность на улицеРазвёрнутое содержание работы: Расширять представления о видах транспорта и его.

Фотоотчет о проведении игровой программы «С Днем рождения, музыка!»Фотоотчет о проведении игровой программы «С Днем рождения, музыка!» «Что такое музыка? Что значит она для каждого из нас?», - с этих слов началась 30 сентября игровая программа в средней группе «Светлячки».

Календарно-тематическое планирование ОП по программе «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС ТЕМА НЕДЕЛИ; ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ Цель: Продолжать расширять и систематизировать знания детей о домашних животных и птицах, их характерных.

Сценарий праздника для учащихся начальной школы «День рождения класса» День рождения класса. Цель: развивать познавательный интерес, расширять представление о временах года и о календаре; добиваться участия.

Модель рабочей программы по ОО «Познавательное развитие» для детей 6–7 лет по программе Н. Е. Вераксы «От рождения до школы» I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочая программа разработана в соответствии с Примерной основной образовательной программой дошкольного.

Развернутое комплексно-тематическое планирование для группы раннего возраста на основе программы «От рождения до школы» Развернутое комплексно-тематическое планирование для группы раннего возраста на первое полугодие 2017 - 2018 учебного года (Разработано.

Сценарий игровой программы на день рождения в детском саду «Чебурашка и Крокодил Гена ищут подарок»Сценарий игровой программы на день рождения в детском саду «Чебурашка и Крокодил Гена ищут подарок» Сценарий игровой программы на день рождения в детском саду "Чебурашка и Крокодил Гена ищут подарок"[/b] Атрибутика: - корона - плащ.

Сценарий летней игровой программы для детей «День рождения воздушного шарика»Сценарий летней игровой программы для детей «День рождения воздушного шарика» Оборудование:воздушные шары (30 штук, 2 тарелочки, 2 обруча, 2 салфетки, 2 кегли, 2 веника, 2 мешка для мусора, свечка, спички, б/у телефон,.

Стихотворения для детей 6–9 лет на темы «День рождения школы», «Где живёт сила» День рождения бывают не только у людей, но и у школ, и у детских садиков. Ребятишкам, которые любят совершать хорошие поступки, хочется.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Инновации программы «От рождения до школы»
Опубликовано: 4 декабря 2023 в 22:40
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновации программы «От рождения до школы»» (включая файлы) размещена пользователем Николаева Ольга Викторовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД