наталья полякова
Индивидуальные занятия по постановке звуков у детей с ТНР с артикуляционными мнемодорожками и мини-рассказами
▼ Скачать + Заказать документы
Постановка шипящих звуков.
Цель: формирование правильного произношения звука Ш
Задачи:
• подготовить артикуляцию для шипящих звуков; выработать широкое и спокойное положение языка, что необходимо для подготовки шипящих звуков; сформировать: верхний подъем языка в форме «Чашечки», удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз; вызывание шипящих звуков по подражанию.
Публикация «Индивидуальные занятия по постановке звуков у детей с ТНР с артикуляционными мнемодорожками и мини-рассказами» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
• Развивать мелкую моторику, фонематические процессы, формировать правильную воздушную струю; расширять словарь по темам Мучные изделия, Фрукты, Ягоды; образовывать относительные прилагательные.
• Воспитывать любовь и уважение к своей семье, усидчивость и самоконтроль.
Оборудование: зеркало, мнемодорожки на звук Ш, настольная речевая игра Н. В. Нищевой «Веселый повар», бумажные листья (перья. ватка, диск Т. С. Овчинниковой «Логопедические распевки».
Ход:
1. Орг. момент.
Сегодня поговорим о бабушках (мамах! У тебя есть бабушки (мама? Как их (ее)зовут? Расскажу тебе про свою бабушку (маму). Она очень любит стряпать. А твоя бабуля стряпает? Какие мучные изделия ты любишь? Послушай рассказ про бабушку:
2. Артикуляционная гимнастика по мнемодорожкам с биоэнергопластикой.
«Любимая бабушка испекла как-то вкусные блины (упражнение Лопата) Покажи 5 раз, какие круглые и плоские блины. (ребенок показывает упражнение Лопата 5 раз)
Бабуля взяла красивую фарфоровую чашечку (упражнение Лопата копает) и налила в нее чай, потом достала малиновый джем из холодильника. Ты любишь джем? А какой, из чего? Давай поиграем!
3. Игра «Веселый повар» Нищева Н. В. (расширение словарного запаса, образование относительных прилагательных)
Давай покажем, как нам понравился джем (упражнение Вкусное варенье)
Ой, на сладкий аромат джема прилетели пчелки. Представь, что они сели к нам на нос! Попробуем их выгнать, сдуть с носа! (упражнение Фокус 3 раза).
4. Постановка звука
Давай еще раз попробуем подуть, только теперь язычок спрячем за верхние зубы (упражнение Теплый ветер). ШШШШ. Ух, улетели пчелки. И нам пора! После сытного обеда полагается поспать.
5. Работа над голосом
Скажем бабушке «СПАСИБО» сначала тихим голосом, потом громко. (произносим БАБА СПАСИБО на одном выдохе) и попросим спеть колыбельную.
6. Логопедическая распевка Колыбельная Т. С. Овчинниковой.
7. Рефлексия. Развитие фонематического слуха.
О ком мы говорили? (о бабушке). Что делала бабушка? (стряпала). Вспомни свой любимый джем или варенье. Кто прилетел на аромат? (Пчелы).
Давай поиграем в игру «Ловишки», будем ловить пчел на звук Ш
Постановка свистящих звуков.
Цель: формирование правильного произношения звука С.
Задачи:
• подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы; уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов; выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих звуков; закрепить нижнее положение языка для свистящих звуков и выработать направленную воздушную струю по средней линии языка. Вызывание звука [с] по подражанию.
• развивать мелкую моторику, слуховое внимание, формировать правильную воздушную струю; расширять словарный запас существительными по темам Домашние животные и птицы, образовывать относительные и притяжательные прилагательные.
• воспитывать нравственные качества, семейные ценности: усидчивость, самоконтроль.
Оборудование: зеркало, мнемодорожки на звук С, игрушки - петух, курица, цыпленок, картинки или набор игрушек семей домашних птиц и животных, набор магнитные пазлы «Забавные животные». диск Т. С. Овчинниковой «Логопедические распевки»
Ход:
1. Орг. момент
Посмотри, кто это? (показываю Петуха, курицу и цыпленка). А какие они птицы? Каких домашних птиц ты знаешь? А животных? Я расскажу тебе про одну семейную прогулку, слушай:
2. Артикуляционная гимнастика по мнемодорожкам с биоэнергопластикой
«Однажды семья - мама, папа, брат и сестра отправились на осеннюю прогулку. Настроение у всех было веселое и улыбчивое. Покажи какое? (упражнение Забор 4 раза).
Они вышли из дома, открыли калитку (упражнение Окно) и направились к речке. Неподалеку от дома в соседнем дворе брат с сестрой услышали голоса домашних птиц и животных. Дети стали активно подражать петуху, курице, цыплятам. Попробуй и ты!
3. Работа над голосом. Ку-ка-ре-ку, ко-ко-ко, пи-пи-пи, га-га-га (Подражаем то низким, то высоким голосом). Какие еще есть домашние птицы? Назови. Чьи голоса еще услышали дети? Му, Бе, Ме, Иго-го, Хрю-хрю. (ребенок отгадывает). Давай покричим как папа конь, как мама лошадь, как жеребенок и т. д. с другими семьями домашних животных.
4. Дыхательная гимнастика. И вот все члены семьи подошли к реке, глубоко вздохнули свежий речной воздух (вдох носом и медленный выдох). АХ, как хорошо дышится у реки. Через речку был мостик. Покажи! (упражнение Мост).
5. Игра «Какой мост», если он из дерева –
Из кирпичей –
Из металла –
Из досок –
Из бревен –
Из камней -
(ребенок называет относит-ые прилагательные и показывает упражнение после каждого ответа, всего 6 раз). Вот с реки подул свежий холодный ветерок (упражнение Холодный ветер). От ветра зашевелились осенние листики (упражнение Холодный ветер с любым подручным материалом для развития дыхания). Подуй на листик! (ватку, перышко, карандаш) Возвращаясь с прогулки все семейство изображало птиц и животных, встретившихся им по пути.»
6. Логопедическая распевка «Гуси» Т. С. Овчинниковой с движением.
7. Рефлексия. О ком говорили? (о семье, о животных, птицах.) Кому подражали? (петуху, лошади и т п) Давай соберем пазлы!
Игра «Собери домашних животных и птиц» с магнитными пазлами.
Постановка звука л.
Цель: формирование правильного произношения звука Л.
Задачи:
• подготовить артикуляцию для сонора Л, активизировать губы; : выработать широкое и спокойное положение языка; вызвать звук [л] смешанным способом.
• развивать мелкую моторику, слуховое внимание и фонематический слух, формировать правильную воздушную струю; расширять словарный запас по темам Профессии и Водный транспорт;
• воспитывать семейные ценности, уважение к труду взрослых: самоконтроль и усидчивость.
Оборудование: зеркало, мнемодорожка на звук Л, картинки водный транспорт, звуковой плакат Профессии, диск Т. С. Овчинниковой «Логопедические распевки»
Ход:
1. Орг. момент
Тебе нравиться путешествовать? А на каком транспорте ты бы отправился в путешествие? Послушай историю, как однажды путешествовал мой папа (дедушка!
2. Артикуляционная гимнастика по мнемодорожкам с биоэнергопластикой
«Как-то раз папа фантазировал, что он капитан. Я спросила у него: А капитан чего? Лодки, яхты, корабля, парохода…Подскажи мне, какой еще бывает транспорт на воде? (ребенок вспоминает водный транспорт и рассматривает картинки)
Капитан лодки. Давай покажем лодку (упражнение Забор). Вот нос у лодки (показываю левый уголок губ, а вот корма (показываю правый уголок губ). Отправляемся в плавание до другого берега (упражнение Лопата). А сейчас я капитан парохода. Вот мой штурвал (упражнение Лопата). Подать гудок, мы отчаливаем! (упражнение Пароход гудит)
3. Логопедическая распевка «Пароход» Т. С. Овчинниковой (вместо звука У поем звук Ы) (упражнение Забор)
Теперь я капитан корабля. Поднять паруса! (упражнение Парус) Ветер подул на паруса и нас качает на волнах. (упражнение Пароход 2 вариант) А вот уже видна пристань, мы причаливаем к другому берегу (упражнение Лопата) Подать гудок! (упражнение Пароход 1 вариант).
Папа вышел на берег и снова начал мечтать, теперь уже о других профессиях»
4. Развитие слухового внимания, фонематического восприятия.
Посмотри на плакат, выбери профессию на свой вкус. Нажми на картинку и послушай рассказ об этой профессии. (слушает 1-2 мин). Расскажи, что запомнил!
Давай поиграем в игру Самолет, как только я произнесу ЛЛЛЛ, Самолет летит, ты изобразишь летчика. Поднимешь руки в стороны и полетишь.
5. Игра «У кого кто?» по пиктограммам
У Лены мама - учитель, а папа – сантехник
У Кати мама – почтальон, папа – парикмахер и т. п.
6. Рефлексия.
Тебе понравилось путешествовать? А кем бы ты хотел стать? Какие профессии ты знаешь? Кем работают твои родители?
Постановка звука Р
Цель: формирование правильного произношения звука Р.
Задачи:
• подготовка верхнего подъема языка. артикуляции для звука [р] и вибрации кончика языка; выработать тонкие дифференцированные движения кончиком языка для звука [р]; формировать вибрацию кончика языка для звука [р].
• развивать мелкую моторику, слуховое внимание и фонематическое восприятие, формировать правильную воздушную струю; расширять словарный запас по темам Игрушки, Семья, Зимующие птицы; закрепить умение употреблять предлоги НА, В; уметь образовывать формы дательного и винительного падежей имен существительных; умение согласовывать числительные с существительными.
• воспитывать нравственные качества, семейные ценности: усидчивость, самоконтроль.
Оборудование: зеркало, видеозапись, мнемодорожка на звук Р, картинки с изображением зимующих птиц, настольная игра Н. В. Нищевой «Катины подарки», диск Т. С. Овчинниковой «Логопедические распевки»
Ход:
1. Орг. момент Послушай, что за звук! (включаю аудио запись трели дятла) Кто это? Посмотри, как дятел дерево долбит (видеозапись). Послушай историю про братика и сестренку, в которой упоминается дятел!
2. Артикуляционная гимнастика по мнемодорожкам с биоэнергопластикой
«В один прекрасный солнечный день сестра Юля и брат Юра играли в свои любимые игрушки. У Юры была лодочка с парусом (упражнение Парус). Он любил пускать ее по воде и дуть на парус. Скажи, где можно взять воду в квартире? (в ванной, в раковине, на кухне). На улице? (в луже, ручье и т. д.) У его сестры любимой игрушкой была лошадка на колесиках. (упражнение цокает лошадка). Юля садилась верхом на нее и подражала Иго-го - иго-го. Затем она цокала языком как скачет лошадь (упражнение цокает лошадка). Раз у Юлиной игрушки сломалось колесо. Юра взял молоток и починил его. (упражнение Молоток). Сестренка обрадовалась и поблагодарила брата: «Большое спасибо, братик. Ты такой отзывчивый». Вот послушай песенку про лошадок и подпевай со мной.
3. Логопедическая распевка «Лошадки».
Пока Юра чинил игрушку, Юля наблюдала в окно за дятлом, который долбил по дереву. Она тоже решила попробовать, вот так! (упражнение Дятел). У брата было много солдатиков и военной техники. Он достал из коробки пушку и стал подражать стрельбе из нее. (упражнение Пулемет).
4. Развитие фонематического восприятия.
«Слушай Юля, как похожи эти звуки. Молоток ТТТТТ, дятел – ДДДДД, пушка – ТДЖТДЖ!» А ты слышишь. чем похожи звуки и чем они отличаются? (похожи артикуляцией. различия: т -глухой, д-звонкий). В игре время пролетело незаметно. Тут мама позвала детей на ужин. За ужином Юля и Юра рассказывали маме о дятле, которого увидела сестренка. Мама поинтересовалась у ребят «А дятел – это какая птица? Зимующая, домашняя, перелетная?» Ты можешь назвать зимующих птиц?
5. Игра «Посчитай птиц» (образование числительных прилагательных)
6. Постановка звука Р. (от Д, Т, от Паруса и т. д.)
Тебе понравилось играть? А песенка дятла? Постучи еще как дятел! (здесь можно вызвать звук с помощью подражания, либо механическим путем с помощью ватной палочки).
7. Рефлексия. Что за звуки мы сейчас слушали и кого видели? (Дятла) Назови любимые игрушки детей Юры и Юли! (лодочка, лошадка.) давай еще поиграем с игрушками! Игра «Катины подарки»