Татьяна Жданова
«Игры — занятия для развития стабильности и ловкости у детей с синдромом Дауна в условиях спец. Дома ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятия с сыпучими материалами
Этими видами деятельности можно заниматься сидя или стоя, причем важно то, что руки при этом не опущены вниз и не помогают сохранению равновесия, а приподняты и совершают определенные действия. Во время таких занятий ребенок приспосабливается к весу сыпучего материала на лопатке или совке и учится сохранять равновесие. Кисти его укрепляются.
Примеры сыпучих материалов: песок, снег или сухие материалы в ведерке или коробке, например, сухие бобы, макароны или кукурузные зерна.
Игра «Наполни ведёрко песком»
Темочки:
Цель: учить сохранять равновесие, учить приспособиться к весу сыпучего материала, развивать стабильность корпуса и плеч, укреплять мышцы кистей и пальцев рук
Материал: песок, ведёрко и совочек
1. Играя с песком, хорошо использовать маленькие ковшики.
2. Начинайте с маленьких ковшиков, играя сидя.
3. Переходите к большим совкам с длинными ручками, чтобы ваш
ребенок мог рыть песок стоя.
Игры с молотком
Ударяя по предметам игрушечным молотком, ребенок развивает точность движений рук, приобретает стабильность корпуса и плеч. Существуют разные игрушки подобного типа.
Игра «Молоточек тук-тук-тук»
Цель: развивать стабильность корпуса и плеч, укреплять мышцы кистей и пальцев рук, развивать точность движений
Материал: молоточек, музыкальная игрушка для игр с детским молоточком.
Игры с водой.
Где бы ребенок ни занимался переливанием воды: в ванной комнате, в специально оборудованном для игры с водой его тело продолжает развивать способность удерживать стабильную позу, а руки привыкают контролировать движения, необходимые для наливания воды. В конце концов, малыш начинает совершать все требующиеся действии, не проливая воду. Обучение этому умению начинается с упражнений для малышей, и далее, по мере взросления ребенка, задания усложняются.
Наливая жидкость, ребёнок учится укреплять движениями предплечья и кисти и одновременно улучшает стабильность корпуса и плеч.
Игра «Готовимся к чаепитию»
Цель: развивать стабильность корпуса и плеч, укреплять движениями предплечья, активизировать мышцы кистей и пальцев рук, развивать точность движений.
Материал и оборудование: тазик с водой, фартучек, кукольный чайный сервиз.
Играя в коллективе, ребёнок с синдромом Дауна действует по подражанию и приобретает необходимые знания и умения.
Навыки игры с мячом.
Подпрыгивая, бросая и ловя мяч, ребенок использует стабильность корпуса как основу для движений рук. Игра в мяч труднее, чем другие виды деятельности, поскольку здесь есть движущийся предмет — мяч. Научиться ловить мяч ребенку с синдромом Дауна нелегко. Надо спланировать движения плеч, предплечий и кистей, чтобы мяч оказался в нужном месте в нужное время. Для успешного усвоения этого навыка рекомендуется следующая последовательность действий :
•Сидя на полу, надо катать большой мяч вперед и назад.
•Многим детям легче начинать с шаров, а не с мячей, когда они учатся ловить и бросать. Шары движутся медленнее, и у ребенка больше времени, чтобы успеть скоординировать движения.
•Начинать надо тихонько толкать шар друг другу, сидя или стоя, в зависимости от способности ребенка сохранять равновесие.
Игра «Покатай мяч»
Цель: учить ребёнка ловить и отталкивать мяч, развивать стабильность корпуса и плеч, укреплять движениями предплечья, активизировать мышцы кистей и пальцев рук, развивать точность движений
Материал и оборудование: большой надувной мяч.
Игра: «Лови мяч»
Цель: учить ребёнка ловить и бросать мяч, развивать стабильность корпуса и плеч, активизировать мышцы кистей и пальцев рук, развивать точность движений, учить координировать движения.
Материал и оборудование : большой надувной мяч.
Когда ребенок научится легко ловить шар, переходите к мягкому мячу средних размеров с шершавой поверхностью.
У некоторых мячей бывают специальные канавки, чтобы детям было легче их хватать. Отойдите на несколько метров и осторожно бросайте друг другу мяч
Подметание пола или работа граблями и лопатой.
Во время таких занятий тело и ноги остаются неподвижными, а руки работают вместе, совершая движения из стороны в сторону. Ребенку, который уже приобрел некоторые навыки, интереснее подметать пол под мебелью, для чего необходимо сгибаться всем телом.
Игра: «Подмети»
Цель: развивать стабильность корпуса и плеч, укреплять движениями предплечья, активизировать мышцы кистей и пальцев рук, развивать точность движений.
Материал и оборудование: веник
Игра: «Уборка»
Цель: развивать стабильность корпуса и плеч, укреплять движениями предплечья, активизировать мышцы кистей и пальцев рук, развивать точность движений.
Материал и оборудование: веник, совок.
Игра: «Собери снег в ведёрко»
Цель: развивать стабильность корпуса и плеч, укреплять движениями предплечья, активизировать мышцы кистей и пальцев рук, развивать точность движений.
Материал и оборудование: детская лопатка с длинной ручкой.
Раскачивание качелей и катание на них.
В этом упражнении добавляется сила движущегося объекта, поэтому ребенку сложнее сохранить равновесие. Руки должны выдержать воздействие этой силы и отталкивать качели, преодолевая его.
Вначале на детские качели положите куклу или мягкую игрушку, чтобы ребенок поупражнялся, раскачивая ее.
Раскачивая качели, ребёнок толкает их руками, удерживая корпус в стабильном положении. Так же находясь на качелях, ребёнок держится руками и стабилизирует положение своего тела.
Скатывание с горки
Скатываясь с горки, ребёнок старается удержать корпус в стабильном положении, напрягая мышцы спины, рук и плеч.
Игра со скакалкой
Даже если ребенок не может прыгать, очень полезно ему просто покрутить веревку со взрослым. Его корпус обеспечивает стабильность, а рука совершает круговые движения от плеча. Он может быстро устать, поэтому руки нужно чередовать часто. И менять направление движения.
Игра: «Весёлые прыгалки»
Цель: учить ребёнка совершать круговые движения руками с прыгалкой от плеча, развивать стабильность корпуса и плеч, развивать точность движений, развивать способность сохранять равновесие, учить координировать движения.
Материал и оборудование : прыгалки.
Во всех перечисленных видах деятельности ребенок развивает способность сохранять равновесие и при этом учится более точно и под большим контролем развивает способность сохранять равновесие и совершать движения плечами, предплечьями и кистями. Корпус должен служить устойчивым основанием для свободных движений рук в пространстве. Пока руки ребенка движутся, мышцы его спины, живота, груди и шеи приспосабливаются даже к небольшим переменам положения тела.
Стабильность плеч[/u]
Мышцы верхней части спины и плеч образуют основу для совершения ребенком точных движений предплечьями, кистями и пальцами рук. У пианиста, выполняющего сложные движения пальцами и запястьями, постановка рук начинается с плеч и локтей. Такого же рода стабильность необходима ребенку, строящему башню из кубиков. Ему нужно принять правильную позу, «выстроить» нужным образом плечи, локти и запястья, чтобы кисти и пальцы рук смогли аккуратно ставить один кубик на другой. Кроме того, стабильность плеч помогает держать руки ровно, пока тело движется.
Занятия, способствующие развитию стабильности плеч, закладывают основу для навыков точных хватательных движений.
Ребёнок берет и ставит предметы на поверхности, расположенные на разной высоте от пола
Карабканье
Когда ребенок карабкается, он пользуется руками, чтобы подтянуться вверх.
Залезание на мебель. Надо поощрять это занятие, убирая диванные подушки, чтобы высота дивана была доступна вашему ребенку. Ребенок может залезать на мебель даже раньше, чем начнет ходить.
Залезание на мягкие модули. Если ребенок хочет залезть на большую машину, ему нужно прилагать больше сил, чтобы подтянуться.
А также скоординировать свои движения во время спуска с неё.
Игра: «Покатаемся на маши не»
Цель: учить ребёнка забираться на большую машину и слезать с неё, развивать стабильность корпуса и плеч, развивать точность движений, развивать способность сохранять равновесие, учить координировать движения.
Материал и оборудование : большая модульная машина
Игра: «Покатаемся на паровозе»
Цель: учить ребёнка забираться на большой паровоз и слезать с него, развивать стабильность корпуса и плеч, развивать точность движений, развивать способность сохранять равновесие, учить координировать движения.
Материал и оборудование : большой паровоз
ипользуемая литература:
1. Майра Питери и Робин Трилор. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки» книга 4 – Навыки общей моторики
- пер. с англ. М. Ассоциация Даун Синдром 2001г. изд. 2
2. Майра Питери и Робин Трилор. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки» книга 5 – Навыки тонкой моторики
- пер. с англ. М. Ассоциация Даун Синдром 2001г. изд. 2
3. Мариана Бруни «Формирование навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна»
Москва, Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» 2005 г.