Елена Кузьмина
Игры с именами признаков с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка и, главное - новые, адекватные способы действия с предметами.
Публикация «Игры с именами признаков с детьми раннего возраста» размещена в разделах
В первые годы жизни ребенок получает огромное количество разнообразных впечатлений из окружающего мира. Он различает цвета, формы, величины. Но далеко не все эти свойства привлекают его внимание, приобретают для него, то или иное значение, становятся признаками предметов, которые он учитывает в своих действиях.
Теорию и практику сенсорного воспитания рассматривали такие выдающиеся педагоги и психологи как А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Акулина, Л. А. Венгер, В. С. Мухина и др. Они определяли сенсорное воспитание как целенаправленное совершенствование развития у детей сенсорных процессов. Поддьякова Н. Н. и Аванесова В. Н. определяют сенсорные процессы как неразрывно связанные с деятельностью органов чувств. Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, высоту звуков и т. д.).
Развитие процессов ощущения и восприятия у детей значительно обгоняет развитие мышления, поэтому в обучении дошкольников широко используется принцип наглядности. Это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древних времен. Сенсорное воспитание развивает не только зрительное, но и другие виды восприятия (слуховое, осязательное и вкусовое).
Работая с детьми раннего возраста, я обратили внимание, что их восприятие очень неустойчиво и чаще всего в предмете они выделяют какое-либо одно наиболее бросающееся в глаза свойство, вовсе не замечая других свойств. Обычно выделяются детьми те свойства, которые имеют непосредственное значение для успешного манипулирования и выполнения простейших предметных действий.
Ребенок еще не готов к тому, чтобы понять значение этих разновидностей как образцов, с которыми следует сравнивать свойства разнообразных предметов. Цветная полоска, квадратик, кружок, шарик или кубик остаются для него такими же единичными конкретными предметами, как мячик, часы, тарелка, книжка и т. п. на первых порах, решая даже самую простую задачу, ребенок не учитывает свойств предметов. Так, если взрослый показывает ребенку, как поставить красный кубик на желтый, ребенок, подражая действиям воспитателя, не обращает никакого внимания на цвет. Это происходит не потому, что дети плохо различают свойства, а в силу непонимания их значения, отсутствия постоянной ориентировки на них.
Воспитание такой ориентировки – важная задача сенсорного воспитания детей третьего года жизни. Данный этап характеризуется, в свою очередь формированием у детей способности к выделению и обобщению тех или иных свойств объектов реального мира. Свойства объектов должны выступить для детей как постоянные признаки, по которым предметы узнаются и которые важны для выполнения разнообразных действий. По этому, давая характеристику объекта, необходимо называть значение признака вместе с его именем.
Основная цель работы - сформировать у детей понятие, что у каждого материального объекта существуют признаки, общие для всех, и они имеют конкретные имена и значения. Для себя мы выделили следующие задачи:
- познакомить детей с некоторыми именами признаков и их значениями;
- научить детей выделять у объектов тот или иной признак и сравнивать их значения;
- учить детей формулировке вопроса относительно того или иного имени признака объекта.
Свою работу по организации сенсорного опыта детей третьего года жизни мы проводили через ознакомление их со свойствами объектов реального мира. Нами был разработан перспективный план по ознакомлению детей с некоторыми именами признаков : влажность, температура, звук, вкус, действие, место, рельеф, цвет, форма, части, запах, размер.
Параллельно проводилась практическая работа:
- экспериментирование, направленное на выявление свойств объектов;
- обследование объектов и сбор копилки имен признаков;
- игры и упражнения, направленные на развитие у детей умения выделять тот или иной признак и называть его значение.
В перспективе мы будем продолжить работу по ознакомлению детей с именами признаков объектов, увеличивая их количество и расширяя значение, планируем участвовать в проектной деятельности.
Характеристика некоторых имен признаков.
1. Температура - степень теплоты объекта.
По температуре объект может быть:
Горячий – имеющий высокую температуру.
Раскаленный – сильно накаленный.
Теплый – нагретый.
Ледяной – очень холодный.
Морозный – очень холодный (о ветре, морозе).
Холодный – имеющий низкую температуру, не нагретый, не дающий или не содержащий тепла.
2. Влажность – наличие влаги в объекте.
По влажности объект может быть:
Влажный - насыщенный, пропитанный влагой; покрытый влагой.
Мокрый – пропитанный или пропитавшийся влагой, сырой; содержащий большое количество влаги, больше чем обычно.
Промокший – ставший совсем мокрым.
Сухой – не покрытый или непропитанный водой, влагой; не мокрый, не сырой.
Сырой – покрытый, пропитанный влагой; влажный.
3. Запах – свойство вещества, воспринимаемое носом.
Объект по запаху бывает: ароматный, приятный; вонючий (издающий вонь, очень плохо пахнущий); кислый, нежный (мягкий, приятный на вкус, запах, неприятный, свежий, сладкий.
По степени проявленности: легкий, резкий, сильный, слабый.
По ассоциации: цветочный, мясной, рыбный, молочный, шоколадный.
4. Вкус - ощущение на языке.
По вкусу объект может быть: безвкусный, горький, соленый, кислый, сладкий.
По принадлежности к объекту вкус может быть: яблочным, огуречным, молочным, шоколадным и т. п.
5. Звук – то, что слышим.
По степени проявленности звука объекты бывают:
Тихий – еле слышный.
Громкий – громовой, очень громкий.
Звонкий – звучный, громкий.
6. Место – пространство, которое занимает какой – либо объект.
Соответственно пространственным ориентирам объект может быть: далекий, близкий.
Относительно местонахождения объект может быть: лесной, домашний, уличный, настольный и т. п.
7. Структура – это строение, внутренне устройство объекта. Отдельные компоненты структуры называют частями объекта.
По степени внутреннего устройства объекты могут быть: простыми или сложными.
По принадлежности к объекту: телефонная трубка, дверной глазок, автомобильный руль, компьютерный диск, телевизионный пульт т. п.
8. Действие – проявление какой-либо деятельности.
По степени активности: подвижный или неподвижный, торопливый или медленный, спокойный или быстрый, молчаливый или разговорчивый.
По виду деятельности: прыгающий, бегающий, плавающий, спящий, сидящий, лежащий, рисующий, идущий, летающий, ползающий и т. п.
9. Цвет - это окраска какого-либо предмета или объекта.
Ахроматические цвета: черный, белый, темный, светлый, бесцветный (не имеющий цвета, разноцветный (с окраской разных цветов, пестрый (с окраской полосами или пятнами разных цветов).
Хроматические цвета: красный, синий, желтый, зеленый, голубой, оранжевый, рыжий, синий, сиреневый, коричневый, рыжий, серый
По ассоциации: апельсиновый, апельсиновый, морковный, лимонный, песочный, земляничный, грязный.
10. Форма - это внешнее очертание объекта.
Объект по форме может быть – плоский или объемный.
Геометрические тела: квадратный, круглый, овальный, прямоугольный, треугольный, цилиндрический, шаровой.
По ассоциациям: волнистый, заостренный, плоский, ровный – гладкий, угловатый – неровный с выступами и углами, без округлостей.
11. Размер - это величина, протяженность объекта.
По размеру объект может быть: линейный, плоский, объёмный.
Линейный: высокий, низкий, длинный, короткий.
Плоский: узкий, широкий.
Объё мный: большой, крупный, небольшой, огромный, маленький, крошечный, малюсенький; глубокий, мелкий; толстый, тонкий.
12. Количество – это число объектов.
По своему числу объекты могут быть: единственными, малочисленными, многочисленными.