Каминская Елена
Игры по развитию речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Делюсь своими идеями, как разнообразить домашние занятия по развитию речи, с использованием речевых игр. Мы обогатим словарь ребенка, разовьем языковое чутьё.
Давайте попробуем!
Публикация «Игры по развитию речи дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Научить ребенка правильно употреблять предлоги просто, если использовать речевые игры с детьми. Одна из любимых игр – Прятки. Эта известная нам всем с детства веселая занимательная игра поможет родителям научить дошкольников правильно употреблять в речи пространственные предлоги В, НА, ПОД, ОКОЛО.
Предлагаю серию таких домашних речевых игр из моей игровой копилки для проведения занятий с детьми дома, на даче.
Игры для детей трех лет : в, на, под, около
Давайте поиграем в прятки с Мишкой
Возьмем в руки любимую игрушку ребенка Мишку и поиграем с ним в Прятки. «Мы будем прятать от Мишки конфету (или мячик или любой другой предмет, а мишка – ее искать».
Мишка закрывает глаза (поверните игрушку мордочкой к стене, мы с ребенком в это время прячем конфету. Затем Мишка открывает глаза и начинает искать конфету. ВАЖНО: при этом мишка будто бы говорит сам себе вслух и указывает лапой на нужное место: «Где же они конфету положили? А! Наверное, на столе! Нет, на столе нет. Под столом? Ой, и под столом нет! Куда же Дашенька (Витенька и т. п.) ее спрятал от меня? Может быть в столе -O- …. Может быть, подскажешь, где она? А! Около стола! Вот она!» (Мишка радостно дает конфету ребенку)
В этой игре ребенок пространственные предлоги малыш еще только слышит в речи Мишки, но не говорит их. Идет накопление пассивного словаря. Речевую игру нужно повторять в другие дни по желанию малыша, но обязательно меняя каждый раз ее сюжет:
1) Каждый раз меняйте предмет, который прячете и игрушку. Например, зайка может искать настоящую морковку, кукла – бантик, и т. д. в зависимости от того, какие игрушки есть у Вас дома.
2) Каждый раз меняйте и предмет, у которого Вы прячете секрет для игрушки:
• В коробке для игрушек, на коробке, под коробкой, около коробки
• В сумке, на сумке, под сумкой, около сумки
• В буфете, на буфете, под буфетом, около буфета
Т. е. в первый раз искал мишка конфету на столе, под столом и т. д. В следующий раз кукла ищет бантик в шкафу, на шкафу, под шкафом и т. д. В третий раз бегемотик ищет мячик на сумке, в сумке.
При повторении игры малыш захочет подсказывать персонажу местонахождение предмета, дайте ему такую возможность. Только вот персонаж у нас будет не очень понятливый. «Под коробкой ищи», — кричит Ваш сын. «А! Под коробкой, сейчас посмотрю», — говорит зайка. А ищет-то неправильно — на коробке. «Да не на коробке, а под коробкой», — исправляет трехлетний ребенок. Задача речевой игры выполнена – ребенок незаметно для себя научился правильно употреблять эти 4 предлога.
Прием преднамеренной ошибки прекрасный прием в проведении речевых игр с детьми по любой теме. Исправляя героя и обучая его, дети сами быстро и легко усваивают учебный материал.
Как часто стоит проводить такие занятия с детьми дома? Какова должна быть их продолжительность? Продолжительность игры обычно – 5 минут. Если ребенок делает ошибки, то лучше проводить речевую игру ежедневно с разными игрушками. Главный принцип — «лучше два раза в день по 5 минут, чем один раз в день 10 минут до усталости». Игру надо прекращать тогда, когда малыш еще хочет ее продолжить.
Занятия с детьми дома – это всегда радость и для взрослого, и для ребенка. Нельзя принуждать ребенка заниматься, нужно внимательно за ним наблюдать и делать игры интересными и увлекательными.
Как сделать занятия и игры увлекательными для детей трех лет? Мой опыт показывает, что золотым ключиком к этому будет проведение игр с любимыми персонажами ребенка и любимыми сюжетами сказок. Один малыш будет с удовольствием играть с обычным зайчиком, другому больше нравятся динозавры… Используйте этот ключ – и у Вас всё получится!
В этой игре мы переходим к следующему этапу – активному употреблению в речи предлогов на, под, в, около.
Пришло время Загадкам
Положите на стол коробку и спрячьте несколько игрушек в коробку, несколько на коробку, несколько под коробку, и несколько предметов положите около коробки.
Предложите ребенку отгадать Вашу загадку. Например: «Эта игрушка лежит в коробке. Она большая». «Это мячик!», — догадывается ребенок. Ведь в коробке только две игрушки – большой мячик и маленький зайчик.
«А теперь ты мне загадай загадку», — просит мама. «Это на коробке», — говорит ребенок трех лет. Вы спрашиваете: «Он длинный?» «Нет», — отвечает малыш. «А он желтый или оранжевый?», — спрашиваете Вы. — «Оранжевый». – «Я догадалась. Это апельсин?»
В этой игре от ребенка уже требуется точно назвать местонахождение предмета, употребив нужный пространственный предлог. Чтобы усложнить отгадывание можно класть больше предметов, подбирая их разного цвета, формы, размера.
Ваш ребенок с удовольствием будет принимать участие в раскладывании предметов и загадывать Вам загадки – разрешите ему это сделать. Обучая Вас ребенок учится сам! А еще ребенок 3 лет великолепно учится, загадывая загадки игрушке, особенно если игрушка «непонятливая» и часто ошибается. Исправляя ошибки игрушки, ребенок уже не допустит их сам!
Если вам пришлись по душе мои игры. Я буду рада!
Делайте это без напряжения и принуждения. Ребенок обязательно оценит игру с вами.
Но если разыгрались, хочу предложить, как вариант еще одну
игру «Что изменилось?» ( Предлоги: в, на, под, около)
Поставьте пять игрушек на стол. Например, мишку посадите на игрушечную машину, зайку – в кабину машины, куклу и лису – около машины, лягушку — под машину. Предложите ребенку запомнить, кто где находится. Затем попросите малыша отвернуться и закрыть глаза (можно завязать повязку на глаза). Поменяйте две игрушки местами. Развяжите глаза и предложите малышу догадаться, что изменилось. «Мишка сидел на машине, а теперь сидит под машиной». А лягушка сидела под машиной, а теперь запрыгнула на машину». Похвалите ребенка: «Как ты быстро догадался! Ну раз догадался – теперь твоя очередь мне загадку загадывать.
Теперь уже Вы закрываете глаза, ребенок меняет игрушки местами. А Вы отгадываете, что изменилось. Если малышу трудно назвать, что изменилось, немного подскажите ему:» Вспомни, где сидел мишка? А где он теперь! Умница, какая ты внимательная!»
Игру можно повторять несколько раз с разными игрушками и предметами.
Спасибо! Я думаю, что все у вас получилось!