Наталья Юрасова
Игры по формированию у дошкольников элементарных финансовых категорий
▼ Скачать + Заказать документы
Наш детский сад работает по программе образовательного курса «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» Галины Николаевны Бириной, г. Волгоград. Программа разработана в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста.
Состоит из 2-х модулей (базового и дополнительного, в ходе которых дети знакомятся с понятиями «потребности», «труд», «товар», «деньги», «семейный бюджет».
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Работа строится в занимательной и игровой форме. В качестве основного средства формирования основ финансовой культуры у детей старшего дошкольного возраста мы дидактические игры и упражнения, рекомендованные данной программой, видоизменяем их и используем в работе с детьми. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание.
Популярен в нашей группе лэпбук - это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.
Его разделы:
1. «Какие бывают деньги?» - задание на изучение и распознавание банкнот и монет различного номинала. Служит для обогащения знаний ребёнка об основных элементах денежных знаков. Таким образом ребёнок знакомится (подсказками взрослого) с понятиями «водяной знак», «микропечать», «защитная нить», «голограмма», «аверс», «реверс», «кант».
2. «Заводим копилку» - ведём знакомство с денежными знаками, выполняем их подсчёт, учимся вести систематические наблюдения. Монеты, сделанные из картона, могут двигаться по атласной канве. Желательно, чтобы монеты были различного номинала и в большом количестве. Ребёнку даётся задание, опустить несколько монет в копилку и провести подсчёт накопленных денег. Затем копилка пополняется либо монеты извлекаются на загаданную покупку, и вновь производится подсчёт оставшихся в копилке денег. Таким образом, ребёнок тренируется в подсчёте монет различного номинала (в пределах 10-20руб.).
3. «Уроки шопинга» - изучаем разнообразие товаров и продуктов в супермаркете. Этот элемент в форме открывающегося восьмиугольника напоминает бумажный цветок. На каждом элементе «лепестке» напечатано фото одного из товаров конкретного раздела супермаркета «продуктовый отдел», «всё для дома», «отдел игрушек», «галантерея», «одежда».
4. Кармашки с загадками, стихами, логическими задачками.
В рамках программы образовательного курса «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» предусмотрены следующие дидактические игры : «Заветные желания», «Кому что нужно?», «Потребности семьи», «Что лишнее?», «Денежный поток», «Бюджет моей семьи» и др. Предлагаю вашему вниманию игры по формированию у детей таких экономических категорий как «потребность», «товар», «деньги», «труд».
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Цель: Развивать у детей мышление, внимание, умение классифицировать объекты по одному признаку.
Правила игры : рассмотри картинки; назови лишний объект; объясни свой выбор.
Ход:
1. Перед нами деньги: рубль, франк, марка и одна тысяча рублей.
Что лишнее? (1 тысяча рублей, т. к. это банкнота. Все остальные деньги представлены в виде монет.)
1 тысяча рублей - банкнота.)
2. Перед нами потребности человека: одежда, еда, жильё, украшения.
Что лишнее? (Кольцо. Потому что украшение не является основной потребностью человека.)
3. Что мы видим? Киоск «Газеты и журналы», овощная палатка, жилой дом и магазин.
Что, по вашему мнению, лишнее? (Жилой дом. Он не является торговой точкой.)
4. Перед нами люди различных профессий: врач, учитель, продавец и швея.
Какая картинка лишняя? (Швея. Швея производит товар. Врач, учитель и продавец предоставляют услуги населению.)
Игра - лото «Заветные желания»
(По сказке К. И. Чуковского «Телефон»)
Данная игра рекомендована по теме «Что такое потребности?»
Цель игры вы видите на экране.
Правила игры : У игроков игровые карты с изображением героев сказки К. И. Чуковского «Телефон». На середине стола разрезные карточки с ответами на вопросы ведущего. Ведущий декламирует сказку и задаёт игрокам вопросы по её содержанию. Игроки находят ответы среди разрезных карточек, и заполняют ими игровое поле.
Ход:
1. У меня зазвонил телефон.
-Кто говорит?
-Слон.
Заветное желание слона это? (Шоколад.)
2. А потом позвонил крокодил и со слезами просил:
-Мой милый, хороший, пришли мне…
Что просил прислать крокодил? (Крокодил просил прислать калоши.)
3. А потом позвонили зайчатки:
Что пожелали зайчатки… (Зайчата пожелали перчатки)
4. А потом позвонили мартышки:
Каким было желание мартышек?
(Желание мартышек - прислать им книжки).
5. А потом позвонил медведь да как начал, как начал реветь.
-Погодите, медведь, не ревите, объясните, чего вы хотите?
Но он только «му» да «му», а к чему, почему-не пойму!
Желание медведя не известно)
6. А потом позвонили цапли:
Каким было желание цапель? (Желание цапель - прислать им капли.)
7. А потом позвонила свинья:
Что просила прислать свинья? (Свинья просила прислать соловья.)
8. А недавно две газели позвонили и запели:
Про что спросили газели? (Газели спросили про карусели.)
В конце игры делаем заключение : что не всегда желания совпадают с возможностями.