Рената Иванова
Игры для развития диалогической речи старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен интеллектуально информацией, воздействие на эмоциональную сферу и поведение партнера, так и само сообщение и используемые языковые средства. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению форм речи – диалога и монолога. Диалог выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается монолог. Это одна из форм связной речи, в которой в отличие от монолога происходит чередование высказываний (реплик) двух или нескольких говорящих.
Публикация «Игры для развития диалогической речи старших дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Основным видом деятельности дошкольников является игра. Следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Именно в игре дети учатся соблюдать последовательность в передаче событий, вести диалог. Развитие речи, словесно – логического мышления, памяти и фантазии позволяет воспитывать самостоятельно мыслящую, творческую личность.
Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей. Несомненным достоинством игр является то, что они создают благоприятный эмоциональный фон, необходимый для расположения детей к педагогическому процессу, педагогу, его заданиям.
«Да и нет»
Цели. Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.
Материал. Семь-восемь предметов различного назначения — игрушки, предметы быта, овощи, одежда.
Ход игры
Предметы раскладываются на столе.
Воспитатель говорит: «Посоветуйтесь друг с другом и загадайте какой-нибудь предмет, но мне не говорите. А потом я буду задавать разные вопросы, чтобы угадать, какой предмет вы загадали, а вы можете отвечать только «да» или «нет». Все поняли?».
Детям дается время для обдумывания. Затем воспитатель начинает задавать вопросы.
- Этот предмет нужен в хозяйстве? - Его едят?
- Его надевают на тело?
- ОН лежит посередине стола? Он лежит рядом с.? - Он круглый? Он коричневый? И т. п.
Нужно придерживаться определенной логики: от назначения предмета - к его расположению — к выяснению внешних признаком, лишь затем назвать отгадку.
«А теперь поменяемся ролями. Я загадаю один из предметов, а вы будете задавать вопросы».
«Будь внимателен!»
Цель. Учить детей корректно реагировать на различные сообщения.
Ход игры
Педагог говорит детям о том, что людям очень часто хочется рассказать о своих радостях или неприятностях. Вежливые, воспитанные люди на радостное сообщение отвечают: «Я рад (а) за тебя (вас)», «Очень приятно», «Я горжусь вами (тобой)». На невеселое сообщение следует сказать: «Я сочувствую тебе (вам)» или «Мне очень жаль».
— Но чтобы правильно среагировать на сообщение, нужно быть внимательным. Мы сейчас поиграем и поучимся быть внимательными. Я буду сообщать о чем-нибудь хорошем или неприятном для меня. Тот, кому я брошу мяч, должен быстро ответить на мое сообщение так, чтобы поддержать мою радость или посочувствовать мне.
— Я еду в гости.
— Я победила в конкурсе воспитателей.
— У меня сегодня очень сильно болит голова.
— Я купила себе красивое платье.
— Я потеряла свой любимый шарфик и т. д.
Тот, кто замешкается, выбывает из игры. А самый внимательный игрок становится ведущим.
«Угадай, кто я»
Цель. Учить детей воспринимать сообщения и высказывать в ответ свое мнение.
Ход игры
Выбирается ведущий. Его задача – представить себя в роли сказочного персонажа и назвать свои характерные черты (или черту). Остальные дети отгадывают.
Например:
— Я очень маленького роста, - сообщает ведущий игрок.
— Ты – Дюймовочка? – предполагает кто-либо из детей.
— Нет. Я не девочка, а мальчик.
— Тогда, наверное, ты Мальчик-с-пальчик.
— Нет. У меня нет братьев, а есть друзья, с которыми я живу.
— Я думаю, что ты – Жихарка.
— Правильно.
Угадавший ребенок становится ведущим.
«Кто кого запутает»
Цели. Учить детей высказывать свою точку зрения, вежливо отклонять мнение собеседника, доказывать свою правоту, проявляя терпение; развивать находчивость и сообразительность в выборе аргументов; закреплять знания о внешнем виде животных.
Материал. Картинки с изображением животных.
Ход игры
Играют двое, но игра проходит веселее в присутствии зрителей.
Один из играющих берет из коробки любую картинку (картинки лежат лицевой стороной вниз) и называет ее. Второй играющий возражает, неправильно называя животное. В ответ на это первый играющий аргументированно отклоняет мнение своего собеседника.
— Это тигр.
— А по-моему, это заяц.
— Ты не прав, зайцы не бывают полосатыми.
— Заяц мог прислониться к покрашенной скамейке.
— Заяц — лесной зверь, а в лесу нет скамеек.
— А этот, может быть, убежал из зоопарка.
Выигрывает тот, за кем будет последнее слово.
Усложнение. «Запутывать» игрока могут все участники по очереди.
Вариант игры.
Может меняться тема: картинки с изображением транспорта, электроприборов, предметов быта и т. п.
«Так бывает или нет?»
(«Небылицы»)
Цели. Учить детей доброжелательно реагировать на нереальные (ложные) сообщения и тактично их исправлять; развивать доказательную речь; воспитывать культуру диалога : не перебивать друг друга, не выкрикивать с места.
Ход игры
Дети по очереди рассказывают какие-либо небылицы. Игрок, заметивший небылицу, должен доказать, почему так не бывает.
— Вначале несколько небылиц разыгрывает воспитатель.
— Летним солнечным днем мы вышли с ребятами на прогулку.
Сделали из снега горку и стали с нее кататься.
— Наступила весна, все птицы улетели, без них стало грустно.
— У Вити день рождения. Он принес в детский сад угощение:
сладкие лимоны, соленые конфеты, горькое печенье.
Примечание. Вначале в рассказы включается одна небылица, при повторном проведении игры их количество увеличивают.
«Ошибка»
Цели. Развивать внимание к речевым сообщениям и умение толерантно относиться к ошибочным суждениям, доброжелательно их исправлять; выражать согласие в ответ на верные сообщения.
Ход игры
Воспитатель: «Я буду сообщать вам о чем-то. Если вы заметите ошибку в моих рассуждениях, исправьте ее и объясните, почему вы так считаете. А если вы согласны с моим утверждением, то скажите так: «Да, вы правы, И. О.» или «Я согласен с вами, И. О.».
Примеры суждений:
— Карлсон жил в маленьком домике у леса.
— Пятница идет после среды.
— Буратино — один из жителей цветочного городка.
— Мыть руки вредно для здоровья.
— Если слушаться взрослых, то ничего интересного не будет.
— Если на деревьях есть листья, то это лето
«Волшебный ключ»
Цель. Закрепить умение детей использовать в речи различные варианты выражения просьбы-разрешения.
Ход игры
Игра организуется в ходе проведения режимных процессов. Например, воспитатель приглашает детей мыть руки (на прогулку, в спальную комнату и т. п.). Встает в дверном проеме и, улыбаясь, говорит: «Дверь закрыта на замок. Кто ключ найдет, тот и дверь откроет. Вспомните пословицу: «Добрые слова замки открывают». Кто добрые слова скажет, для того и дверь откроется».
Дети проговаривают просьбу, а воспитатель стимулирует их к употреблению разных вариантов формул просьбы: «Так уже Маша говорила. А по-другому можешь замок открыть?».
Примерные формулы выражения просьбы-разрешения:
— Разрешите пройти.
— Разрешите, пожалуйста.
— Позвольте пройти.
— Пропустите меня, пожалуйста.
— Вы не могли бы пропустить меня?
— Если можно, пропустите, пожалуйста.
— Извините, я могу пройти?