Папки-передвижки

Игры и упражнения по развитию звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста

Елена Панкратова
Игры и упражнения по развитию звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание правильной и четкой детской речи – одна из важных задач в общей системе по развитию речи. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, поэтому он может понятно выразить свои мысли и, наоборот. Невмешательство в формирование детской речи влечёт за собой отставание в развитии речи.

Публикация «Игры и упражнения по развитию звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Содержание работы по формированию звуковой культуры речи строится на основе данных фонетики, орфоэпии, искусства выразительности речи. При этом учитываются возрастные особенности речи детей. Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие главные задачи.

1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:

- звуковысотный слух;

- слуховое внимание;

- фонематический слух;

- восприятие темпа и ритма речи.

Хорошо развитый речевой слух обеспечивает четкое, ясное, правильное произношение фраз, слов и звуков родного языка, говорить интонационно-произносительно в умеренном темпе.

2. Формировать произносительную сторону речи, которая состоит из следующих компонентов:

- артикуляционный аппарат;

- речевое дыхание;

- развитие голосового аппарата;

- дикция.

3. Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.

4. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е. умение точно выражать мысли, чувства, настроение.

В процессе формирования звуковой культуры речи воспитатели используют разнообразные речевые средства: игры, связанные с речью, чистоговорки, загадки, пословицы, поговорки, потешки, стихи, считалки. При правильной организации работы они не только способствуют формированию ЗКР, но и воспитывают детей, развивая умственные способности.

Дидактическая игра «Догадайся, что звучит»

Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира, учить их вычленять и узнавать.

Ход: Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки.

Дидактическая игра «Похожие звуки»

Цель: развивать чувство ритма и речевой слух ребёнка, учить детей отличать похожие звуки друг от друга.

Ход: Покажите ребёнку пару картинок: ежа и водопроводный кран. Скажите: «Ёжик фыркает: «Ф», а водичка бежит из крана со звуком «С». Затем попросите ребёнка слушать вас внимательно и на слух определить, чья «песенка» сейчас прозвучит: ежа или водички. Через паузу не спеша произнесите эти звуки в любом порядке, например: «С», «Ф», «Ф», «С», «Ф». Пусть ребёнок после каждого из услышанных звуков – «С» или «Ф» - показывает соответствующие картинки: водопроводный кран или ежа. Также поступите и с другими парами картинок.

При помощи пантомимы: насос (Сссс) и змея (Шшш)

Сравните звуковые символы: кран («С») и комар («З»); кран («С») и кузнечик («Ц»); кран («С») и змея («Ш»); жук («Ж») и змея («Ш»); жук («Ж») и комар («З»); поезд («Ч») и сковорода («Щ»); самолёт («Л») и тигр («Р»).

Дидактическая игра «Что спрятано»

Цель: учить продолжительному и целенаправленному выдоху (не надувая при этом щеки).

Ход: На столе под слоем ваты (кусочки салфетки) лежит картинка. Чтобы посмотреть, что там изображено, следует сдуть всю вату (кусочки салфетки).

Делается выдох-вдох и плавный выдох на предметы (плечи остаются на месте, щеки не надуваются).

Дидактическая игра «Кто в домике живет?»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать силу голоса.

Ход: (Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко.

Пошли звери домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей).

Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо? Как котенок мяукал? Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках, и повторяют звукосочетания по нескольку раз.

Дидактическая игра «Верно-неверно».

Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Дидактическая игра «Красный – белый»

Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух.

Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и белый).

Описание игры. Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определить, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет – поднимать белый кружок.

«Я буду произносить слова. Когда вы услышите в слове звук ц, поднимите красный круг. Цапля… цокает… ходит… цветок… растет… цветет… цирк… приехал… цифра… пятерка». (Между словами воспитатель делает паузу.)

Дидактическое упражнение «Мы каштанами стучим»

Цель: формирование чувства ритма произведения.

Ход: Взрослый при прочтении стихотворения показывает (отстукивает) ритм каштанами, ребенок повторяет.

Мы каштаны помешаем

Вместе с вами поиграем

Мы каштаны поднимаем

Весело их разбросаем! (2 каштана взяли)

Мы каштанами стучим

Вашу песню повторим: (каштаны стучат друг об друга)

Так стучит лошадка

По дорожке гладкой

(Тук-тук-ток, поочередно стучим по столу)

Так стучит наш барабан

Повторяем бам-бам-бам (двумя каштанами одновременно)

Так стучит наш молоток

Тук тук тук и ток ток ток!

Дятел дерево долбит

То стучит, а то молчит!

На этапах раннего и дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи. Следует также формировать культуру диалогической речи: умение говорить чётко, выразительно, по существу; слушать собеседника, стараться его понять, не перебивать; не перескакивать с предмета на предмет и т. д.

Публикации по теме:

Презентация «Формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста» Презентация для родителей по формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Звуковая культура речи является.

Презентация «Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста с ЗПР» Особенностями сенсорных способностей детей дошкольного возраста является формирование целостного образа предметов – результат сложного взаимодействия.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика как средства развития звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста Артикуляционная и дыхательная гимнастика, как средства развития звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста Игровые.

Консультация для воспитателей «Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста» «Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»С рождения ребенка окружают множество звуков: речь людей, музыка, щебетание.

Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшением здоровья детей,.

«Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста». Консультация для воспитателей Звуковая культура речи – это нормы в усвоении родного языка в данном обществе. Процесс усвоения звуковой системы речи включает в себя овладение.

Консультация «Игры по развитию звуковой культуры речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста» Игры по развитию звуковой культуры речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Воспитание звуковой культуры речи занимает важное.

Консультация по формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения по воспитанию звуковой культуры речи. «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям,.

Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.

Выступление на педагогическом совете «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» Известно, что, начиная уже с младшего дошкольного возраста, ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и упражнения по развитию звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 6 ноября 2019 в 20:08
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры и упражнения по развитию звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Панкратова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД