Марина Николаева
Игровые технологии в экологическом воспитании
▼ Скачать + Заказать документы
С выходом в свет законов РФ «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» и Постановлен6ия «Об экологическом образовании обу-чающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации»(30.03.1997 № 4/16) экологическое образование постепенно стало важнейшим направлени-ем в работе дошкольных учреждений.
Для повышения его эффективности используются разнообразные формы и методы работы. Один из методов - экологические игры.
Экологические игры бывают :
• ролевые;
Публикация «Игровые технологии в экологическом воспитании» размещена в разделах
• дидактические;
• имитационные;
• соревновательные;
• игры-путешествия.
Ролевые игры основаны на моделировании социального содержания эколо-гической деятельности, например игра «Строительство города».
Цель игры: формировать представление о том, что строительство может осуществляться только пи условии соблюдения экологических норм и правил.
Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приоб-ретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним отно-сятся: конкурсы, КВН, Экологическая викторина, «Поле чудес» и т. д.
Широко применяются в практике дошкольных учреждений игры-путешествия, в которых дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, на дно океана и т. д.
В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры: «Кто где живет?», «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое-неживое», «Птицы-рыбы-звери», «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых орга-низмов); «выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и т. д.
Каждый педагог выбирает те виды игр, которые ему более всего подходят. Критерии выбора – программа, по которой он работает, возможности дошколь-ного учреждения, уровень подготовленности воспитанников.
Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Игровые приемы обучения, как и другие педаго-гические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с ор-ганизацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Педагог играет с детьми, учит их игровым дей-ствиям и выполнению правил игры как руководитель и ее участник.
Игра требует от ребенка включенности в свои правила; он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как посту-пить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильн6о выйти. Однако, весь комплекс практических и умственных действий, выполняемых ре-бенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения – ребе-нок учится играя.
В экологических играх целесообразно применять наглядный художествен-но оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, дейст-вия, занять всех детей решением единой задачи. Можно прибегнуть к помощи сказочных героев, музыкального сопровождения.