Валентина СЕРЕБРЯКОВА
Игровые технологии в петербурговедении для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В статье представлен опыт работы по изучению с дошкольниками истории и культуры родного города Санкт-Петербурга. Большое значение автор уделяет дидактическим (краеведческим) играм, решающим задачи не только повторения, закрепления изученного материала, но также и развития познавательного интереса, любознательности, любви к родному городу.
В настоящее время нравственно-патриотическое воспитание является актуальной проблемой дошкольного образования. Одно из важных его направлений - изучение истории родного края. Однако занятия по истории Санкт-Петербурга достаточно сложны для восприятия дошкольников. Почему? Во-первых, материал насыщен энциклопедическими данными, специфической терминологией, трудной для произношения и понимания детьми. Во – вторых, фамилии известных архитекторов, скульпторов и многих знаменитых людей, оставивших свой творческий след в нашем городе, даты, с которыми связана жизнь города, достаточно сложны для восприятия ребенка-дошкольника. В-третьих, объем знаний, которыми должны овладеть дети, довольно велик. А знания эти очень важны! Встает вопрос: «Как же познакомить дошкольников с Петербургом, как воспитать в них настоящего петербуржца?»
Публикация «Игровые технологии в петербурговедении для дошкольников» размещена в разделах
Одним из средств, помогающих решить эту проблему, служит игра. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, а обучающая игра – это одно из средств воспитания и развития детей. Дидактическая игра для дошкольника на занятиях по петербурговедению – это интересный способ познания своего родного города. В процессе игры, помимо обучения, у детей развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Использование дидактических игр по петербурговедению - это хорошее средство закрепления полученных знаний как в совместной деятельности, так и в индивидуальной.
Будучи сама увлеченная всем, что имеет отношение к Санкт-Петербургу, я не только создала картотеку дидактических игр, связанных с петербургской тематикой, но и разработала авторские настольно-печатные дидактические игры, которые могут использовать педагоги, занимающиеся изучением истории и культуры родного города с дошкольниками.
Все дидактические игры условно разделила на группы. Суть большинства игр отображена в названии.
1. Игры, направленные на умение воспроизводить в памяти внешний вид объекта:
• «Чего не хватает?»
• «Выбери недостающую деталь»
• «Найди лишнюю картинку»
• «Узнай картинку по ее части»
• «Сложи изображение из частей»
• «Составь архитектурно-скульптурный ансамбль»
• «Собери пары картинок»
• «Узнай по силуэту»
• «Подбери к силуэту его изображение»
• «Найди ошибку художника»
2. Игры, направленные на воспроизведение в памяти полученных знаний:
• «Составь пары» (подбери к памятнику архитектуры или скульптуры автора; подбери к портрету известного и великого человека его памятник, стоящий в нашем городе)
• «Кто больше назовет?»
• «Аукцион петербургских названий»
• «Правда – неправда»
• «Петербургский кубик»
• «Кто ответит быстрее?»
• «Узнай по описанию»
• «Придумай вопрос»
• «Я знаю пять названий»
3. Игры, направленные на развитие устной и письменной речи:
• «Найди лишнее слово»
• «Назови одним словом»
• «Полслова»
• «Составь слово из слогов (из букв)»
• «Доскажи словечко»
• «Закончи предложение»
• «Отгадай слово по первым звукам»
• «Петербургские рифмы»
• «Какой – какая»
4. Игры, направленные на развитие умения выполнять математические вычисления, связанные с цифрами.
• «Петербургская математика»
• «Найди правильное число»
5. Игры, направленные на развитие ассоциативного мышления, воображения:
• «Петербургские ассоциации»
• «Изобрази скульптуру»
• «Отгадай скульптуру по пантомиме»
• «Черный ящик»
6. Игры, направленные на развитие пространственного ориентирования:
• «Петербургский навигатор»
• «Встаньте правильно»
В этой условной классификации каждая игра способна реализовать сразу несколько воспитательных и образовательных задач: освоение правил поведения в общении с детьми, взрослыми, городом; развитие речевых форм общения в разнообразных ситуациях, возникающих при контактах людей в городе; воспитание у детей самостоятельности в решении жизненных ситуаций; развитие творческих способностей детей в преобразовании игровых сюжетов, отражающих их поведение в городе; воспитание интереса к родному городу; развитие чувства сопереживания к людям, городу как живому существу; сознательное овладение речевыми средствами общения; развитие творческих способностей в процессе коммуникативной деятельности; выработка у детей положительных черт характера, способствующих доброжелательному общению; освоение понятий, связанных с городом (улица, проспект, город); знакомство с основными достопримечательностями города; развитие самостоятельности в придумывании игрового сюжета на петербургскую тематику; воспитание любви к городу.
Некоторые игры разработаны автором. Например, игра «Петербургский кубик». Приготовьте для игры кубик. На сторонах кубика написаны слова «улица», «площадь», «река», «остров», «мост», «проспект». Правила игры: количество детей - от 2-х и более. По очереди дети бросают кубик и называют то, что выпадет на верхней грани. Повторяться нельзя! За правильный ответ дети получают жетон.
Например,
Игра «Львы». Приготовьте для игры две маски "львы" и мяч. Правила игры: количество игроков - от четырех человек. "Львы" стоят на противоположных сторонах площадки. Остальные дети произносят:
"У красавицы Невы
Играют молодые львы.
Кто от шаров убежать не успеет,
Тот в тот же миг окаменеет".
Затем "львы" перекидывают (перекатывают) мяч друг другу. Кого коснутся мячом, тот замирает (или уходит с игрового поля). Задача "львов" - как можно больше запятнать детей мячом.
В своей педагогической деятельности я часто практикую тематические командные соревнования с использованием дидактических игр. Тогда несколько игр «нанизываются» на единую сюжетную историю. Дети оказываются в игровой ситуации с участием сказочного персонажа, которому требуется помощь в каком-то важном деле. Причем, сказочный персонаж непосредственно связан с Санкт-Петербургом, является его «жителем». Например, им может стать "оживший" скульптурный памятник человеку или животному. Выполнив ряд игровых заданий дети открывают для себя новые интересные факты из жизни города или его горожан, тем самым помогают сказочному герою. В процессе выполнения игровых заданий, дети вспоминают уже известные им знания и получают («добывают») новые, расширяя тем самым свой кругозор. Таким образом, подобные соревнования носят поисковый характер.
К командным соревнованиям можно отнести такие игры, как:
• «Что? Где? Когда?»
• "Поле чудес"
• «КВН»
• «Путешествия по…»
• «Прогулка по…»
• «Экскурсия по…»
• «Спасение … (сказочного героя.) от…»
• «Собираем коллекцию экспонатов для музея…»
• «Поиски пропавшей достопримечательности (клада.)»
• «Поиски тайного (загадочного.) места в Санкт-Петербурге»
Детям очень нравится соревноваться между собой. С особым увлечением ребята выполняют игровые задания в подгруппе. Это воспитывает у них, помимо волевых качеств характера, умение взаимодействовать с другими детьми в команде: договариваться, слушать, уступать, принимать решение, предвидеть и переживать за результат. Такие игры дают возможность ярче проявить себя каждому ребенку, увидеть вклад каждого ребенка в общее дело. Подобные соревнования также можно проводить и с участием родителей.
В своей работе при изучении памятников архитектуры и скульптуры считаю важным не отдельно рассматривать каждый объект, а в единстве с другими, составляющими художественный ансамбль. Это позволяет развивать у детей стремление видеть целостность и единство памятников архитектуры, скульптуры, понимать значимость каждого в отдельности, умение ориентироваться в городе, развивать художественный вкус, желание наслаждаться красотой, изяществом, величием и могуществом Санкт – Петербурга. Главным результатом работы считаю воспитание современного, культурного маленького человека – юного петербуржца, любящего свой город, в котором он живет.