МААМ-картинки

Игровые технологии социально-коммуникативного развития дошкольников

серёгина оксана
Игровые технологии социально-коммуникативного развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«… ребёнок должен играть, даже когда делает серьёзное дело.

Вся его жизнь – это игра»

А. С. Макаренко

Актуальность обращения к теме настоящей работы обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к организации образовательного процесса в детском саду. Введение в практику работы дошкольных образовательных организаций указанного стандарта существенно изменило представления о его содержании и результатах.

Публикация «Игровые технологии социально-коммуникативного развития дошкольников» размещена в разделах

Для ребенка дошкольного возраста это является наиболее приемлемо, ведь общение – это одно из основных условий развития ребенка, формирование характера, его индивидуальности и адаптации в обществе.

Развитие социально-коммуникативной деятельности у детей дошкольников особенно актуальна в современном мире, так как именно социальная коммуникация развивает детскую любознательность. В своей практике я столкнулась с таким моментом, что некоторые дети, затрудняются самостоятельно организовать игровую деятельность, а некоторых малышей вовлечь в игру просто невозможно.

В чё м же причины такой ситуации:

- слабо развитая социальная коммуникация;

-ребёнок не понимают правила игры;

- не хочет принимать игровые правила (объясняя тем, что «мне не интересно, скучно»).

Поэтому, необходимо учить дошкольников социальной коммуникации по средствам игровой деятельности с раннего возраста. Необходимо подбирать различные игровые технологии, которые помогут привлекать в игру каждого ребёнка, чтобы малыш понял свою значимость, почувствовал прилив силы и раскрыл уникальные возможности.

Формирования коммуникативных умений у дошкольников в игровой деятельности

Если ребёнок хорошо владеет речью, ему, безусловно легко общаться с детьми и взрослыми. В моей группе 4 ребёнка с ОВЗ с тяжёлым недоразвитием речи и я вижу, как этим воспитанникам трудно выражать свои потребности, желания, мысли.

Поэтому в своей практике использую такой приё м: приходящий ребёнок здоровается «Именем» т. е. называет детей по имени «Здравствуй Саша, Артём, Вика….» это упражнение сплачивает детей, даёт положительный настрой на целый день. Если ребёнок не выговаривает имена и стесняется своего дефекта, то он может поприветствовать детей не вербально: улыбнуться детям, погладить их по плечу, «поздороваться» глазками. Очень нравится малышам здороваться «как котики» : приходящий ребёнок подходит к ребятам и произносит «мяу-мяу», «мур-мур». Положительные эмоции и хорошее настроение в группе остаётся на целый день. Дети так вовлекаются в эту игру, что первый приходящий ребёнок придумывает, как все остальные будут здороваться (как лошадки, цыплятки, мышата и т. д.). Такое упражнение развивает фантазию, чувство сплочённости детского коллектива, снимает психоэмоциональное напряжение у детей, страдающих речевыми дефектами.

Перед началом занятий, целесообразно проводить артикуляционную гимнастику, которая направлена на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности органов, участвующих в речевом процессе. Приведу пример нескольких упражнений;

«Улыбка»

Широка Нева-река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краев и до десны.

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и

верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние

и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

2.«Хоботок»

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их

подвижность.

Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в

таком положении под счёт от 1 до 5-10.

1

Такая гимнастика чрезвычайно полезна для развития речи у дошкольников, при регулярной работе она даёт мощный эффект не только по укреплению мышц языка, но и по исправлению звукопроизношения. Чем чище у ребёнка речь, тем быстрее развивается у него социально-коммуникативное общение.

Развитие социально-коммуникативного общения у детей дошкольного возраста проходит пять основных этапов:

1. От рождения до 2-3 месяцев – контактное общение, служащее средством удовлетворения потребностей. Средствами общения выступают мимика и жестикуляция. 2. От 2-3 до 8-10 месяцев - познавательное общение (начальный этап, связан с появлением потребностей в новых впечатлениях, так называемое гуление.

3. От 8-10 до 1,5 лет - вербально - невербальное общение, малыш реагирует на мимику взрослого, реагирует на эмоции (начинает понимать запрет).

4. От 1,5 до 3 лет – это самый важный возраст, когда зарождается деловое и игровое общение

5. Возраст от 3 до 6-7 лет - деловое и личностное общение. Развивается сюжетно ролевого общения, ребёнок включается в сюжетно-ролевые игры.

Сюжетно-ролевая игра одна из творческих игр. В ней дети берут на себя те или иные функции взрослых людей, воспроизводят или моделируют деятельность взрослых, и отношения между ними. В сюжетно-ролевой игре ребёнок очень часто подражает поведению своих родителей. Если в семье частые ссоры и скандалы малыши предлагают поиграть в «скандал». Не нужно пускать такую игру на самотёк. Роль воспитателя – перевести негативную игру в позитивную. Предложить поиграть в праздник, например в «День Рождения куклы, мишки….», «Магазин», «Больница», «Пожарные» или праздник «Хорошего настроения». Сюжетно-ролевая игра одна из творческих игр. В такой игре дети учатся не только взаимодействовать друг с другом, общаться, подражать взрослым, но и раскрывают свои личностные качества: доброта, вежливость, лидерство, благородство, умение приходить на помощь….

Педагогическое сопровождение игр направлено всё же на сохранение самостоятельной игры и побуждения игрового творчества. Воспитатель должен стремятся пробудить у детей способность к импровизации, насыщении сюжетов оригинальными событиями.

Таким образом, к детской игре стоит относиться очень серьёзно. В ней интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка навыки культуры общения.

2. Игровые технологии как средство развития социально-коммуникативного развития

Игровая технология – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Для развития социальной коммуникации у детей дошкольного возраста применяются игровые технологии, такие как:

- игровая ситуация;

-игры и упражнения;

-игры с блоками Дьенеша;

-игры с палочками Кюизенера;

-кубики Никитина;

-счётные палочки;

- игры головоломки; 2

-настольно-печатные игры;

-словесные игры;

-театрализованная деятельность;

-сюжетго-ролевые игры с математическим содержанием (ценники, монеты для игры «Магазин», мерки для строителей, цифры для игры «Школа».

Цель игровой технологии :

1. Развитие внимания и самоконтроля, эмпатии.

2. Развитие памяти и воображения, наблюдательности.

3. Формирование интереса и доброжелательности к сверстникам.

4. Развитие эмоционально-выразительных движений.

5. Снятие психоэмоционального напряжения.

6. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков невербального общения.

7. Развитие согласованности движений.

В своей работе, я использую большинство из перечисленные игровые технологии. Например, игровая ситуация : для того, чтобы познакомить детей с произведением К. И. Чуковского «Айболит» создаю игровую ситуацию, например, болит животик у бегемотика, болят зубки у крокодильчика, что же делать?.Кто поможет бедным животным? Находим в библиотечке среди книг о животных данное произведение и знакомимся с ним. Предлагаю детям домашнее задание: побеседовать с родителями об Африке (какие там растут растения, какие животные и птицы обитают там). Затем для закрепления полученных знаний на следующем занятии раздаю лабиринты и даю задание: «Ты доктор Айболит – вылечи африканское животное, пройди лабиринт (нужно найти дорожку к животному). Такая игровая технология позволяет не только получить знания, но и задуматься о будущей профессии (врач, ветеринар, спасатель, путешественник).

О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог В. А. Сухомлинский. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерова подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Л. В. Фомина отмечает, что на основе проведё нных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в приделах нормы.

Поэтому в работу с дошкольниками необходимо включать игры с пальчиками. Я использую пальчиковую гимнастику, пальчиковый театр, пальчиковые игры.

Пальчиковые игры – проговаривание стихов одновременно с движениями, делают речь детей более ритмичной, грамотной, чёткой и эмоциональной. Многим детям с трудом даётся даже такое упражнение как «Колечко». Перебирая пальцы рук, соединяя в колечко с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. многие дети помогают второй рукой найти определённый пальчик, не говоря уже о том, что выполнить это упражнение в обратном порядке от мизинчика к указательному пальчику.

Целесообразно использовать кубики Никитина, которые помогают развивать у ребёнка самостоятельную творческую инициативу. Дошкольник сам может сложить не только предлагаемое задание, но и придумать своё, уникальное не похожее ни на что. Такие игры можно использовать как в индивидуальной работе с детьми, так и в парных играх. Игра в паре способствует «расширению» открытости по отношению друг к другу - умению чувствовать и принимать другого ребёнка. 3

К очень увлекательным занятием можно отнести и игры со счётными палочками, блоками Дьенеша, головоломки,

Они направлены на развитие наблюдательности, логического мышления, повышение интереса не только к конечному результату, но и к самому процессу познания. Такие игры способствуют развитию творческих возможностей и способностей у дошкольников, позволяют конструировать игровые фигуры по образцу и по собственному замыслу. Безусловно, развивается мелкая моторика рук ребенка. Вырабатывается усидчивость. Работать с данными предметами дети могут как под руководством воспитателя, так и самостоятельно, как индивидуально, так и в малой группе.

Групповые игры - дают навыки взаимодействия в коллективе детям малообщительным, замкнутым. Повышают самооценку тем, у кого она занижена, кто страдает страхами.

Таким образом каждая из игровых технологий направлена на развитие познавательных способностей, когнетивных функций, социальных навыков, речи у дошкольников. Совместная и/или индивидуальная игровая деятельность детей стимулирует развитие и ответственность каждого ребенка: выбора места для игры, атрибуты, распределение ролей и т. д. ; закрепляются умения социальных норм и правил, а также формируются коммуникативные умения.

3. Использование игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ

Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) целью специального образования является формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, а также формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и/или психическом развитии детей. В настоящее время очень актуальным становится вопрос о своевременном выявлении и помощи детям с особыми образовательными потребностями в дошкольной образовательной организации (ДОО). Чем раньше будет оказана помощь детям данной категории, тем успешнее будет их социализация в современном обществе. В моей группе воспитывается четыре ребёнка имеющих статус ОВЗ. При составлении воспитательной коррекционной программы на каждого из детей, мной учитывались основные моменты:

- основной, и сопутствующий диагнозы;

- рекомендации ТПМПК (территориальной психолого-медико-педагогической комиссии);

- индивидуальные и возрастные особенности каждого ребёнка.

Для работы с детьми с особенностями в развитии необходимо учитывать запрос и возможности каждого малыша. С детьми данной категории необходимо использовать игровые технологии для развития социальной коммуникации. Головоломки и игры с палочками, но в более простом варианте, дидактические игры с упрощённой 4

степенью сложности. Такие малыши неохотно вовлекаются в сюжетно-ролевую игру, поэтому воспитатель здесь берёт на себя ведущую роль (направляет и развивает сюжет игры).

Очень продуктивны для развития социальной коммуникации с детьми данной категории работа с песком на световом столе. Это универсальная форма обучения, позволяющая одновременно реализовывать несколько направлений: восстанавливать, компенсировать и корректировать психические функции, развивать фантазию, коммуникацию, снимать психоэмоциональное напряжение, развивать мелкую моторику, речь. Работу на световом столе можно проводить как индивидуально, так и в паре и/или малой группе. Игры с песком дают мощный терапевтический эффект, что благотворно влияет на развитие и коррекцию детей с ОВЗ.

Также поразительный эффект даёт работа с прищепками. Дети могут конструировать из прищепок различные фигуры (при этом развивается фантазия, могут одевать прищепку на пальчики (при этом стимулируются нервные окончания, могут использовать их в дидактических и сюжетно-ролевых играх. При выборе прищепок следует учитывать размер - большой, зажим - не жёсткий, чтобы не травмировать ребёнка, цвет – разноцветные, для изучения цвета и развития фантазии.

Вспоминая слова Л. С. Выготского о интеллекте на кончиках пальцев я в работе с детьми с особыми образовательными потребностями использую Су-ждок. Это пластмассовый шарик с пружинками, одевая пружинки на каждый пальчик поочерёдно, мы не только проговаривая учим название пальчиков, но и делаем терапевтический самомассаж. Благодаря играм с Су-ждок развивается не только интеллект и речь ребёнка, но и формируются коммуникативные навыки. Особенно полезны игры в парах, когда дети поочерёдно надевают колечки друг другу.

Использование сенсорных игровых технологий с детьми с ОВЗ способствуют обеспечению полноценного, своевременного, разностороннего развития дошкольников (познавательного, эмоционально-волевого, психического, физического, речевого, социально-коммуникативного).

5

Публикации по теме:

Дидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детейДидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детей В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

«Творческая мастерская» как способ социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Фотоотчет«Творческая мастерская» как способ социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Фотоотчет Работа социального педагога в ДОУ должна быть нацелена на продуктивное сотрудничество педагогов и семьи в деле воспитания детей, обеспечения.

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Консультация для воспитателей «Характеристика социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и.

Организация предметно-пространственной развивающей среды как условие социально-коммуникативного развития детей Проект : Организация предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста, как условие социально-коммуникативного.

Педагогический совет «Театрализованная деятельность как эффективный ресурс социально-коммуникативного развития ребенка» Педагогический совет «Театрализованная деятельность как эффективный ресурс социально-коммуникативного развития ребенка» Составитель: Вежнина.

Подготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». ФотоотчётПодготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». Фотоотчёт .

Взаимодействие с пансионатом ветеранов труда как одна из форм социально-коммуникативного развития дошкольников.Взаимодействие с пансионатом ветеранов труда как одна из форм социально-коммуникативного развития дошкольников. Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые технологии социально-коммуникативного развития дошкольников
Опубликовано: 27 марта 2022 в 18:02
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые технологии социально-коммуникативного развития дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем серёгина оксана (УИ 1537717) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД