Марина Александровна
«Игровые технологии проблемного обучения».
▼ Скачать + Заказать документы
«Игровые технологии
проблемного обучения».
Подготовила: учитель-логопед Петрова М. А.
ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ: ТВОРИМ И ГОВОРИМ
«До пяти лет ребенок — строитель самого себя из чего бы то ни было», — отмечала автор технологии саморазвития М. Монтессори.
В работе с дошкольниками педагоги ДОУ все чаще используют пластмассовые бельевые прищепки разного цвета, размера и формы. На занятиях и во время свободных игр детей прищепки «превращаются» в различных животных и птиц, помогая педагогам развивать мелкую моторику детских рук, закреплять сенсорные навыки и пространственные представление, развивать коммуникативную функцию речи, воображение.
Публикация «„Игровые технологии проблемного обучения“,» размещена в разделах
Безусловно, главная цель использования прищепок в работе с дошкольниками — это развитие тонких движений пальцев рук. По мнению известного исследователя детской речи М. М. Кольцовой, «. есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». Таким образом, на занятиях по развитию речи, а тем более в коррекции речевых недостатков дошкольников, правомерно и необходимо применение разнообразных приемов, способствующих становлению полноценной мелкой моторики рук.
Чтобы данный вид тренинга пальцев не оказался для детей скучным и утомительным занятием, предлагается озвучивать действия с прищепками веселыми стихотворными текстами.
Предлагаемая авторами система упражнений основана на принципе постепенного усложнения действий и речевого материала.
Использование прищепок при расширении и активизации словаря
по теме «Домашние животные»
Эта серия упражнений рассчитана на детей как младшего дошкольного возраста (работа над закреплением в речи звукоподражательных слов, так и более старших дошкольников (работа по словообразованию существительных, обозначающих детенышей домашних животных, и закреплению в речи звукоподражательных глаголов). Взрослый читает стихотворение, ребенок в соответствии с его ритмическим рисунком «открывает» и «закрывает» прищепки, имитируя тем самым диалог стихотворных персонажей.
Собака и щенок
— Гав-гав-гав,— собака лает,
— Мой сыночек подрастает.
— Гав-гав-гав, — щенок сказал и за котенком побежал.
Кошка и котенок
— Мяу-мяу, где мой крошка?
— Кто мяукает так? — Кошка. А котенок ей в ответ:
— Мяу, мама, где обед?
III Игры-драматизации с детьми старшего дошкольного возраста
Прищепки можно также успешно использовать в разыгрывании различных сценок с детьми старшего дошкольного возраста. Двое дошкольников передают диалог персонажей с помощью «говорящих» прищепок. В этой работе можно использовать следующие тексты.
Лисица и утка
— Уважаемая утка!
Я люблю Вас просто жутко! Прилетайте же ко мне! Посидим наедине!
— Ах, спасибо Вам, лисица,
Но мне что-то не сидится!
М. Дружинина
IV Использование прищепок при усвоении детьми
пространственных представлений
Как показала практика, при ознакомлении со схемой собственного тела эффективно использование прищепок в качестве материальной опоры», обозначающей такие абстрактпонятия, как «право — лево».
Каждому ребенку предлагается яркая прищепка, которая прикрепляется им к правому рукаву своей одежды. Эта прищепка служит для дошкольника зрительным напоминанием при выполнении заданий, требующих определения правой и левой стороны собственного тела, а позже — правой и левой стороны листа бумаги (плоскости) :
У тебя на рукаве огонек горит — Это ПРАВАЯ рука, он нам говорит!
В исследованиях педагогов и психологов отмечается несомненная важность работы по развитию пространственных дифференциаций для преодоления нарушений письменной речи у школьников, а также для предупреждения дисграфии у дошкольников.
Найди пару
Цель: развивать пространственную дифференциацию, тренировать умение определять схему тела человека, стоящего напротив. Оборудование: прищепки (по количеству детей).
* * *
Взрослый прикрепляет одной половине детей прищепку к правому рукаву одежды, другой половине — к левому (если количество детей нечетное, взрослый также становится участником игры).
Дети по просьбе взрослого встают в круг и поворачиваются спиной к его центру.
Взявшись за руки, ребята идут по кругу, а педагог произносит четверостишие:
Хоровод, хоровод, Не смотрели мы вперед. Хоровод мы разобьем, Себе пары мы найдем!
V Логопедические игры с использованием прищепок
Тематическая цепочка
Цель: активизировать предметный словарь по теме «Посуда». Оборудование: коробка с прищепками.
* * *
Дети по одному подходят к столу, на котором разложены прищепки. Ребенок берет одну прищепку и называет предмет посуды. Следующий ребенок прикрепляет другую прищепку к первой, также называет предмет по теме «Посуда». Таким образом, дети собирают цепочку из прищепок.
Чья цепочка длиннее
Цели: расширять словарный запас по темам: «Дикие животные», «Домашние животные»; учить различать близкие по значению родовые понятия.
Оборудование: две коробки с прищепками.
Автоматизация произношения звуков в стихотворных текстах-диалогах
Двое детей, имеющие сходный речевой дефект, проговаривая слова, ритмично открывают и закрывают каждый свою прищепку (или один ребенок выступает за двух персонажей, задействуй обе руки). Таким образом, прищепки «превращаются» в различных героев — участников «разговора».
Звуки [с], [С]
Потешка «Кисонька-мурысонъка»
Кисонька-мурысонька, Ты где была?
На мельнице.
Кисонька-мурысонька, Что там делала?
Муку молола.
Интерактивные досуги.
Активное участие детей в развлечении подразумевает интерактивный досуг, позволяющий дошкольникам проявить свою эрудицию, почувствовать гордость за демонстрируемые знания и умения.
При проведении интерактивного досуга у ребенка происходит становление своего «Я», так как в большинстве случаев ребенок с речевой патологией испытывает трудности и психологический дискомфорт при общении.
В структуру сценариев такого досуга целесообразно включать упражнения и игры, знакомые малышам. Это создает детям психологический комфорт и эмоциональный подъем.
Использование прищепок при расширении и активизации словаря
по теме «Домашние животные»
Эта серия упражнений рассчитана на детей как младшего дошкольного возраста (работа над закреплением в речи звукоподражательных слов, так и более старших дошкольников (работа по словообразованию существительных, обозначающих детенышей домашних животных, и закреплению в речи звукоподражательных глаголов). Взрослый читает стихотворение, ребенок в соответствии с его ритмическим рисунком «открывает» и «закрывает» прищепки, имитируя тем самым диалог стихотворных персонажей.
Собака и щенок
Гав-гав-гав,— собака лает,
Мой сыночек подрастает.
Гав-гав-гав, — щенок сказал И за котенком побежал.
Кошка и котенок
Мяу-мяу, где мой крошка?
Кто мяукает так? — Кошка. А котенок ей в ответ:
Мяу, мама, где обед?
Посчитаем слоги
Цель: учить слоговому анализу слова.
Оборудование: по количеству детей коробки с прищепками красного цвета (3—4 шт., наборная полоска.
* * -:
Взрослый напоминает ребятам, что в слове столько слогов, сколько в нем гласных, и предлагает внимательно слушать слова и прицеплять на наборную полоску в ряд столько прищепок, сколько в этом слове слогов. Уточняется, что каждая прищепка будет обозначать гласный звук.
Педагог называет первое слово: «Жук». Дети прикрепляют к полоске одну прищепку. Логопед дает ребятам образец ответа: «В слове жук один гласный звук [у] и один слог».
На следующих занятиях задание усложняется: каждый ребенок получает картинку, самостоятельно обозначает количество слогов в ее названии и определяет, какие в этом слове гласные звуки.
Автоматизация произношения звуков в стихотворных текстах-диалогах
Двое детей, имеющие сходный речевой дефект, проговаривая слова, ритмично открывают и закрывают каждый свою прищепку (или один ребенок выступает за двух персонажей, задействуй обе руки). Таким образом, прищепки «превращаются» в различных героев — участников «разговора». Подобные упражнения целесообразно использовать на этапе введения поставленного звука в речь ребенка, поскольку данный вид деятельности не только вносит разнообразие в занятие, но и действенно автоматизирует навык употребления звука.
Звуки [с], [С]
Песенка машиниста Спят ли волки? Спят, спят. Спят ли пчелки? Спят, спят. Спят ли птички? Спят, спят. А лисички? Спят, спят. Все на свете Спят, спят. Только я и паровоз — Мы не спим, Мы не спим. И летит до самых звезд К небу дым, К небу дым.
В. Рождественская