Светлана Макарова
Консультация для воспитателей «Театрализованные игры как технология коррекции отклонения в развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра является основным видом деятельности ребёнка дошкольного возраста. Для детей с особенностями развития игровая деятельность сохраняет своё значение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов, личности в целом. Поэтому в системе коррекционной работы с детьми необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. И, как показывают наблюдения, особая роль в этом принадлежит театрализованным играм. Участвуя в них, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений.
Публикация «Консультация для воспитателей „Театрализованные игры как технология коррекции отклонения в развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В процессе игровой и художественно – творческой деятельности у детей наблюдается лучшая усвояемость программного материала. Я долго размышляла и искала пути наиболее оптимальных форм и методов работы с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья и развития, и хочу отметить, что наиболее успешно усваивается изучаемый материал в процессе игры и различного рода творческой деятельности. На одной из технологий работы я и хотела остановиться.
Прежде всего это организация творческого пространства. В созданном в нашей группе центре театрализованной деятельности есть всё необходимое для побуждения детей к самостоятельному художественному творчеству. Исходя из особенностей психического и речевого развития детей, все театрализованные строились на материале сказок, стихов, потешек. На первом этапе с детьми разыгрывали более простые стихи. Например: «Кисонька – Мурысонька», разыгрывание шутки «Зайчик – зайчик, где ты был», «Перчатки» С. Маршака, русской народной сказки «Лиса, заяц и петух» и другие.
Практический материал для театрализованных игр распределял так, что каждая тема пронизывала все этапы работы – от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами, контактировать с участниками игр, что является своеобразным прологом у будущим театрализованным играм. Например, после разучивания текста начинаю работу с детьми над движениями, учу их посредством движения передавать характер литературного героя (лиса хитрая, ходит на цыпочках, в глаза всем заглядывает, вертит головой в разные стороны). Предлагаю всем детям попробовать себя в определённой роли, затем выбрать лучших исполнителей.
В театрализованных играх есть сюжетный замысел и «ролевые действия». Приобщение детей к театрализованной деятельности требует целенаправленного руководства со стороны воспитателя. Вначале дошкольники чаще являлись зрителями. Они не могли сразу и в полном объеме овладеть творческим процессом, необходимым для участия в театрализованных играх, поэтому наша речь служила образцом для подражания. Дети наблюдали, как мы, воспитатели, имитировали ролевые движения. Например, после прочтения сказки уделяла внимание на анализ сюжета игры, разбор действий и поступков героев, уточнению знаний о предметах, явлениях, их назначении, сравнительных характеристиках героев.
В своей работе использовала игровые упражнения по развитию мимики. Например, следующие упражнения:
• «съели кислый лимон» (дети морщатся);
• «рассердились на драчуна» (сдвигают брови);
• «встретили знакомую девочку» улыбаются;
• «удивились» (приподнять брови, широко открыв глаза, рот приоткрыть);
• «обиделись» (опускают уголки губ).
Игровые упражнения по обучению жестом:
• покажи высокого мальчика, низкого;
• комарика, медведя;
• очень горячо, мне больно и т. д.
Игровые упражнения по обучению пантомимике:
• «расцвели как цветы»;
• «идёт медведь по лесу;
• «идут пингвины»;
• «скачут лошадки».
Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют, как сказочные герои. Они пытались имитировать ролевые движения, наблюдали друг за другом.
Проводя игровые упражнения, я заметила, что мимика у детей становилась подвижней и выразительней, движения приобретали уверенность, управляемость. Дети начинают легче переключаться с одного движения на другое. Учатся понимать оттенки и нюансы в выражении лица, в жестах и движениях другого человека.
Работая с детьми, использовала любые моменты в жизни группы для упражнений в различении интонации слов. Детям предлагалось произносить отдельные слова и предложения с различной интонацией. Например, произнесите:
• «радостно- грустно: сегодня идёт дождя!»;
• «тихо- громко: я сегодня иду в кино.»;
• «быстро – медленно: скороговорку, стихотворение»;
• «удивлё нно: вот это да».
Таким образом у детей развиваются мелодико – интонационная выразительность, плавность речи. Старалась подбирать речевой материал, насыщенный глагольной лексикой, так детям легче показать разнообразные движения персонажей. Кроме того, тексты подбирались таким образом, чтобы помочь детям поупражняться в ситуативной речи, активизировать словарь. Например, текст для зайца из пальчикового театра :
Зайчик скачет, скок – скок -скок,
На зеленый на лужок,
Щиплет травку, кушает
Осторожно слушает,
Не идет ли волк.
После игры целесообразно задать детям вопросы:
• Как выглядит зайчик? (маленький, пушистый);
• Что он умеет делать? (прыгать, скакать, щипать травку);
• Кого он боится? (волка).
Так дети постепенно овладевали умением отвечать на вопросы, пояснять, рассказывать без наглядной опоры на предмет или действие. Этому способствует настольная игра «Петушок и кот».
Встретил петушок кота
И спросил его тогда
Почему ты черный кот? (лазал ночью в дымоход)
Почему сейчас ты бел? (из горшка сметану ел)
Почему ты серым стал? (меня пёс в пыли валял)
Так какого же ты цвета? (я и сам не знаю это).
Вопросы формируются таким образом, чтобы отвечая на них, дети использовали имеющиеся у них знания и представления:
• почему котёнок вылез из дымохода чёрным? (испачкался в саже, труба от дыма черная);
• почему он белым стал? (сметана белая, прилипла к шубке);
• что надо сделать, чтобы узнать настоящий цвет котёнка? (его надо помыть).
Данный текст можно связать с такой задачей, как составить ряды слов, аналогичных следующим: котёнок – кот – котище.
Результаты использования игр будут ещё выше, если на занятиях по конструированию дети самостоятельно сделают персонажей к разным сказкам. В театрализованных играх также решаются различные речевые игры. Например, для театра на фланелеграфе можно использовать следующий текст:
Ответь мне, цветок, ты кто – он или она?
А я брат – шмель, и сам не пойму.
Как это не знаешь?
Вот, например, ромашка – она.
Так это ромашка. А ты кто такой?
Я – то, да я, шмель, Иван – да -Марья.
После этого задать вопрос (кто же этот цветок – он или она). По аналогии дети определяют род имён существительных, обозначающих названия цветов: подснежник, ромашка, одуванчик, роза. На следующем этапе, когда закрепляются навыки связной речи, детям предлагались разыгрывания театрализованных игр по знакомым им произведениям.
К концу года дети с уверенностью выступают перед зрителями, т. к. они приобрели двигательный и речевой опыт. С успехом показали спектакль «Журавль и цапля». Представления проходили как в группе, так и в музыкальном зале для других дошкольников и родителей.
В подготовке к спектаклям принимали участие и родители, которые закрепляли текст в домашних условиях, оказывали помощь в изготовлении атрибутики. Музыкальный руководитель подбирала музыку, т. к. она подчеркивает характер героев, помогает детям имитировать движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма, а движения в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора, балансируют процессы возбуждения и торможения. Движения сопровождаются стихами, пением.
В заключении хочется подчеркнуть целесообразность использования технологии работы с театрализованными играми и дать рекомендации по их использованию:
• театрализованная игра должна стать частью занятия или режимного момента;
• проводить такие игры необходимо систематически;
• выбирать и распределять речевой материал необходимо в соответствии с возможностями детей;
• в театрализованных играх следует использовать речевые ситуации, способствующих развитию речи в процессе общения.