Елена Глазева
Мастер-класс «Игровые технологии как средство адаптации ребенка к условиям ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые технологии как средство адаптации ребенка к условиям ДОУ
Актуальность темы обусловлена тем, что адаптационный период является серьезным испытанием для детей раннего возраста: поступление ребенка в дошкольное учреждение затрагивает все сферы жизни малыша. Прежде всего, это изменение привычного для ребенка образа жизни, разлука с близкими и новый статус. Проблема адаптации усугубляется особенностями развития детей раннего возраста, незрелостью их нервной системы.
Публикация «Мастер-класс „Игровые технологии как средство адаптации ребенка к условиям ДОУ“» размещена в разделах
Цель: наладить доверительное отношение с каждым ребенком, вызвать положительное отношение к детскому саду.
Задачи:
– создание положительного, эмоционального настроя в группе;
– снижение импульсивности, тревожности, агрессии у детей;
– развитие игровых навыков;
– воспитание у детей стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга.
Лучшим средством для адаптации ребенка в детском саду является игра, поскольку она помогает отвлечься от переживаний, стрессовых состояний, сглаживает негативные эмоции.
Для ребенка игра – это вид деятельности, через который он познает мир, учиться общаться с людьми и развивается. Потребность в игре заложена даже в крохах. Когда мы видим малютку, занятно пытающегося добраться до погремушки, – он играет. Когда 2-летний мальчик «рычит», изображая авто, – он играет. Когда девочка качает любимую куклу, – она играет. А мы-то взрослые, порой встаем в тупик: во что поиграть с ребенком?
Игры в период адаптации можно условно разделить на две группы:
1. Коммуникативные игры, направленные на формирование эмоционального контакта педагога с детьми и детей между собой. Это игры - забавы, хороводы, подвижные игры.
2. Игры на освоение окружающей среды, направленные на освоение детьми пространства групповой комнаты. Это игры – путешествия, игры с предметами, подвижные игры.
Сгладить процесс адаптации малыша, впервые пришедшего в детский сад, поможет правильно организованная игровая деятельность, направленная на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок», поэтому актуальность данной проблемы определяется в сближении подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду, формировании эмоционального контакта, доверия. Все это возникает на основе совместных действий, то есть в игре. Основная задача игры в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.
Путёвка в детский сад, наконец-то, у вас на руках, и уже этой осенью ваш карапуз перестанет быть «домашним ребенком» и получит гордый статус дошкольника. Впереди очень много хлопот: первое знакомство с заведующей, медицинский осмотр, обновление гардероба. Но есть еще кое-что важное, о чем нельзя забывать. Дело в том, что в группе детского сада не будет рядом любящей мамы, способной понимать своего кроху с полу взгляда и первого писка. Поэтому будущему дошколёнку за летние месяцы неплохо бы потренироваться в отработке некоторых навыков, которые заметно облегчат его жизнь в детском коллективе. Итак, что должен уметь ребенок, впервые идущий в детский сад?
-проситься на горшок
-пользоваться ложкой и пить из чашки.
- застегивать или расстегивать одежду.
-уметь хотя бы 15 минут сосредоточенно заниматься одним делом, а также понимать указания и запреты взрослых.
-проявлять интерес к остальным деткам и общим играм в коллективе.
-распорядок дня
Уважаемые коллеги, я порошу вас побыть в роли детей раннего дошкольного возраста.
Воспитатель предлагает поиграть в «поезд» : «Я – паровоз, а вы вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», – говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.
– Когда дети уже с удовольствием включались в игру, на остановках мы встречаем разных животных и имитируем их, или мы вместе с куклой и мишкой пляшем. Потом садимся в поезд и отправляемся в детский сад. Приведенная игра одобряет робкого и развеселит плачущего, вновь пришедшего ребенка. А так же успокаивает слишком расшалившегося ребенка.
Малышей сделают друзьями игры, где дети действуют одновременно и одинаково, соблюдая простые и понятные для них правила. Это самый верный путь показать детям, что играть вместе весело и интересно. Здесь малыши удовлетворяют потребности в движении, в общении и в образном поэтическом слове. По сути игры просты и доступны детям раннего возраста. Важно, чтобы ведущий мог организовать, увлечь, эмоционально заразить весельем вновь пришедших детей. Не беда, если не все дети сразу включаются в процесс, как показывает практика, очень скоро все занимаются с интересом без исключения.
Игра № 1. «КЛУБОЧЕК».
Вариант 1: Дети садятся в круг (можно с родителями, или предложить родителям роль ведущего). Ведущий держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца и передает клубочек другому участнику, задавая вопрос ( например: Как тебя зовут? Хочешь ли ты со мной дружить? Что ты любишь? Чего ты боишься? и т. д.). Воспитатель помогает взять клубочек ребенку, обмотать вокруг пальчика, ответить на вопрос и передать другому. Таким образом, определяется, у кого из участников возникло затруднение в общение.
Вариант 2: Ведущий сидит в центре круга и катает клубочек каждому участнику, проговаривая при этом, следующее, например: «Сейчас клубочек покатится к мальчику с голубыми глазками, или к девочке с красивым бантиком и т. д. Предлагает участникам вернуть клубочек ведущему.
Игра №2. «Иди ко мне».
Ход игры.
Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!». Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!». Игра повторяется.
Игра №3. «Прячем мишку».
Материалы к игре: большая мягкая игрушка знакомая ребенку.
Ход игры.
Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Воспитатель спрашивает у ребенка : «Где мишка?», затем они вместе ищут мишку. Когда они найдут игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося; «Ку-ку». Когда ребенок найдет воспитателя, они повторяют игру еще раз. Затем они меняются местами. Теперь воспитатель ищет ребенка.
Игра №4. «Солнышко и дождик».
Материалы к игре: детские стулья.
Ход игры.
Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены игровой комнаты, и смотрят в «окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. По сигналу воспитателя: «Дождик! Скорее домой!» бегут на свое место и присаживаются за стульями. Игра повторяется.
Игра №5. «Догонялки».
Материалы к игре: кукла средних размеров.
Ход игры.
Кукла знакомая по игре «Хоровод с куклой», «говорит», что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы. Кукла их «догоняет, радуется», когда находит их «обнимает» и «говорит: «Вот мои ребятки».
Игра №6 «Солнечные зайчики».
Материалы к игре: маленькое зеркальце.
Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:
Солнечные зайчики.
Играют на стене.
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!
По сигналу воспитателя: «Лови зайчика!». Дети пытаются его поймать.
В какие бы игры не играли наши воспитанники, нужно быть не рядом, а вместе с ними. Уважать личность каждого ребёнка, учитывать индивидуальные особенности. Только такое партнерство и сотрудничество воспитателя с детьми в игре создает зону ближайшего развития самостоятельной игры детей. Таким образом сам ребёнок становится активным и полноценным участником образовательного процесса, что отвечает сути Федерального Государственного Стандарта Дошкольного Образования.