ЗОРИНА МАРИЯ
Игра в шашки и шахматы как средство развития математических способностей у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«…Без шахмат и шашек нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти…»
В. Сухомлинский
Ребенку с детства необходимо прививать стремление к получению хорошего образования, профессии. Родители совместно с педагогами должны помогать ребенку развивать логическое мышление
Публикация «Игра в шашки и шахматы как средство развития математических способностей у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Шашки. Учимся играть в шашки
- Темочки
Тема обучения старших дошкольников игре в шашки и шахматы в педагогике мало изучена. Однако, швейцарский психолог Жан Пиаже и ряд других учёных установили, что именно в возрасте 5—12 лет у детей происходит формирование механизма «мысль — слово», «мысль — действие». В связи с этим можно сделать вывод, что игра в шашки и шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме, они являются удачным подспорьем в развитии мыслительных способностей ребят и подкреплении плодов мышления действиями.
Актуальность проблемы обучения детей игре в шашки и шахматы обусловлена поиском эффективных методов развития логического мышления у старших дошкольников, а также созданием условия для формирования логического мышления, развитию математических способностей в непринужденной игровой форме.
Новизна состоит в том, что в настоящее время не существует единой программы по обучению детей старшего дошкольного возраста играм в шашки и шахматы, которая бы позволила получить необходимые знания и умения, и дала бы возможность обеспечения методическим материалом педагогов ДОУ.
Отличительной особенностью является:
- направление акцента на начальную подготовку детей, начинающих с «нуля»;
- формирование разновозрастных групп в зависимости от уровня подготовки.
Цель: развитие интеллектуальных и математических способностей детей дошкольного возраста при обучении игре в шашки и шахматы.
Обучающие задачи:
1. научить детей играть в настольную игру шашки, а затем и в шахматы, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие;
2. обучить простым комбинациям, практике шашечной и шахматной игры;
3. обеспечить успешное овладение детьми основополагающих принципов ведения шашечной и шахматной партии.
Развивающие задачи :
1. развивать стремления детей к самостоятельности;
2. активизировать мыслительную деятельность дошкольников : тренировать логическое и стратегическое мышление, память и наблюдательность;
3. развивать умственные способности : умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления.
Воспитательные задачи:
1. воспитать отношение к шашкам и шахматам как к серьезным, полезным и нужным занятиям;
2. воспитать настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность, организованность, волю, трудолюбие, усидчивость, чувство коллективизма самостоятельность в принятии решений;
3. выработать у детей умения применять полученные знания на практике.
Дидактические принципы:
развивающей деятельности - игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.
вариативности – у детей формируется собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
доступности, последовательности и системности программного материала
творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Методы и формы проведения игровых встреч
- словесный: рассказ, беседа, объяснение, чтение стихотворений, сказок, загадок, легенд, рассказов о шахматах;
- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске, просмотры мультфильмов, видеозанятий, презентаций о шахматах;
- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.
Направления
- методическая деятельность с педагогами
- организованная кружковая деятельность с детьми
- взаимодействие с родителями
- социальное партнерство
Ожидаемые результаты.
1. Научить детей игре в шашки и шахматы
2. Развитие интеллектуальных и математических способностей у детей.
3. Составление конспектов занятий, досугов и праздников, соревнований по игре в шашки и шахматы.
4. Привлечение родителей к работе с детьми.
Участники – партнеры: все педагоги детского сада, дети старшей группы, их родители.
Этапы реализации:
Подготовительный
Мероприятия для педагогов:
1. Определение целей и задач.
2. Подбор методической литературы.
3. Составление плана мероприятий.
Основной этап.
Мероприятия для педагогов.
1. Проведение познавательных, игровых и досуговых мероприятий.
2. Привлечение родителей к участию.
3. Подготовка детей к участию в мероприятиях.
Мероприятия для детей :
1. Этапы обучения игре в шахматы и шашки
- знакомство с доской
- знакомство с фигурами
- обучение правилам игры
- решение задач и этюдов
- игра в шахматы и шашки
2. Участие во всех мероприятиях плана.
3. Участие в соревнованиях.
Мероприятия для родителей:
1. Помощь педагогам в организации и проведение мероприятий плана.
2. Непосредственное участие в занятиях, праздниках и соревнованиях.
Заключительный этап
Мероприятия для педагогов
1. Подведение итогов.
2. Анализ выполнения плана мероприятий.
3. Анализ успешности работы с детьми, родителями.
Мероприятие для детей :
1. Соревнования по игре в шашки и шахматы между детьми.
Мероприятие для родителей:
1. Соревнования по игре в шашки и шахматы между родителями.
1. Подготовительный этап:
- Подбор и изучение литературы по теме.
- Создание плана работы
2. Основной этап:
Сентябрь
Беседа «История возникновения игры в шашки»
Презентация по теме
Цель: познакомить детей с историей возникновения игры в шашки, с игровым полем и фигурами, правилами игры и основными ходами
Октябрь – Ноябрь
«Играем в шашки»
Цель: научить детей основным правилам игры в шашки, основным ходам, тренироваться игре в шашки
Декабрь
«Соревнования по игре в шашки» (между детьми, между родителями)
Цель: закрепить у детей навыки игры в шашки путем соревнования, воспитывать дух соревнования, развивать интеллектуальные и математические способности у детей.
Январь
Беседа «История возникновения игры в шахматы»
Презентация по теме
Цель: познакомить детей с историей возникновения игры в шахматы, заинтересовать их и возбудить интерес к игре.
Февраль - март
«Шахматные фигуры» (беседы, презентации, видеозанятия)
Цель: познакомить детей с игровым полем и фигурами, правилами игры и основными ходами
Развлечение «В гости к Шахматной королеве»;
Апрель
«Шахматные турниры» (игра, решение простых задач)
Цель: научить детей основным правилам игры в шахматы, основным ходам, тренироваться игре в шахматы. Май
«Соревнования по игре в шахматы» (между детьми, между родителями)
Цель: закрепить у детей навыки игры в шахматы путем соревнования, воспитывать дух соревнования, развивать интеллектуальные и математические способности у детей.
3. Заключительный этап:
- подведение итогов
- анализ результатов работы