Приложение МААМ

Игра в шашки и шахматы как средство развития математических способностей у детей старшего дошкольного возраста (3 фото)

ЗОРИНА МАРИЯ
Игра в шашки и шахматы как средство развития математических способностей у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«…Без шахмат и шашек нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти…»

В. Сухомлинский

Игра в шашки и шахматы как средство развития математических способностей у детей старшего дошкольного возраста

Ребенку с детства необходимо прививать стремление к получению хорошего образования, профессии. Родители совместно с педагогами должны помогать ребенку развивать логическое мышление

Публикация «Игра в шашки и шахматы как средство развития математических способностей у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Тема обучения старших дошкольников игре в шашки и шахматы в педагогике мало изучена. Однако, швейцарский психолог Жан Пиаже и ряд других учёных установили, что именно в возрасте 5—12 лет у детей происходит формирование механизма «мысль — слово», «мысль — действие». В связи с этим можно сделать вывод, что игра в шашки и шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме, они являются удачным подспорьем в развитии мыслительных способностей ребят и подкреплении плодов мышления действиями.

Актуальность проблемы обучения детей игре в шашки и шахматы обусловлена поиском эффективных методов развития логического мышления у старших дошкольников, а также созданием условия для формирования логического мышления, развитию математических способностей в непринужденной игровой форме.

Новизна состоит в том, что в настоящее время не существует единой программы по обучению детей старшего дошкольного возраста играм в шашки и шахматы, которая бы позволила получить необходимые знания и умения, и дала бы возможность обеспечения методическим материалом педагогов ДОУ.

Отличительной особенностью является:

- направление акцента на начальную подготовку детей, начинающих с «нуля»;

- формирование разновозрастных групп в зависимости от уровня подготовки.

Цель: развитие интеллектуальных и математических способностей детей дошкольного возраста при обучении игре в шашки и шахматы.

Обучающие задачи:

1. научить детей играть в настольную игру шашки, а затем и в шахматы, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие;

2. обучить простым комбинациям, практике шашечной и шахматной игры;

3. обеспечить успешное овладение детьми основополагающих принципов ведения шашечной и шахматной партии.

Развивающие задачи :

1. развивать стремления детей к самостоятельности;

2. активизировать мыслительную деятельность дошкольников : тренировать логическое и стратегическое мышление, память и наблюдательность;

3. развивать умственные способности : умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления.

Воспитательные задачи:

1. воспитать отношение к шашкам и шахматам как к серьезным, полезным и нужным занятиям;

2. воспитать настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность, организованность, волю, трудолюбие, усидчивость, чувство коллективизма самостоятельность в принятии решений;

3. выработать у детей умения применять полученные знания на практике.

Дидактические принципы:

развивающей деятельности - игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.

вариативности – у детей формируется собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

доступности, последовательности и системности программного материала

творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Методы и формы проведения игровых встреч

- словесный: рассказ, беседа, объяснение, чтение стихотворений, сказок, загадок, легенд, рассказов о шахматах;

- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске, просмотры мультфильмов, видеозанятий, презентаций о шахматах;

- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.

Направления

- методическая деятельность с педагогами

- организованная кружковая деятельность с детьми

- взаимодействие с родителями

- социальное партнерство

Ожидаемые результаты.

1. Научить детей игре в шашки и шахматы

2. Развитие интеллектуальных и математических способностей у детей.

3. Составление конспектов занятий, досугов и праздников, соревнований по игре в шашки и шахматы.

4. Привлечение родителей к работе с детьми.

Участники – партнеры: все педагоги детского сада, дети старшей группы, их родители.

Этапы реализации:

Подготовительный

Мероприятия для педагогов:

1. Определение целей и задач.

2. Подбор методической литературы.

3. Составление плана мероприятий.

Основной этап.

Мероприятия для педагогов.

1. Проведение познавательных, игровых и досуговых мероприятий.

2. Привлечение родителей к участию.

3. Подготовка детей к участию в мероприятиях.

Мероприятия для детей :

1. Этапы обучения игре в шахматы и шашки

- знакомство с доской

- знакомство с фигурами

- обучение правилам игры

- решение задач и этюдов

- игра в шахматы и шашки

2. Участие во всех мероприятиях плана.

3. Участие в соревнованиях.

Мероприятия для родителей:

1. Помощь педагогам в организации и проведение мероприятий плана.

2. Непосредственное участие в занятиях, праздниках и соревнованиях.

Заключительный этап

Мероприятия для педагогов

1. Подведение итогов.

2. Анализ выполнения плана мероприятий.

3. Анализ успешности работы с детьми, родителями.

Мероприятие для детей :

1. Соревнования по игре в шашки и шахматы между детьми.

Фото №1 Без шахмат и шашек нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти В Фото №2 Ребенку с детства необходимо прививать стремление к получению хорошего образования профессии

Мероприятие для родителей:

1. Соревнования по игре в шашки и шахматы между родителями.

1. Подготовительный этап:

- Подбор и изучение литературы по теме.

- Создание плана работы

2. Основной этап:

Сентябрь

Беседа «История возникновения игры в шашки»

Презентация по теме

Цель: познакомить детей с историей возникновения игры в шашки, с игровым полем и фигурами, правилами игры и основными ходами

Октябрь – Ноябрь

«Играем в шашки»

Цель: научить детей основным правилам игры в шашки, основным ходам, тренироваться игре в шашки

Декабрь

«Соревнования по игре в шашки» (между детьми, между родителями)

Цель: закрепить у детей навыки игры в шашки путем соревнования, воспитывать дух соревнования, развивать интеллектуальные и математические способности у детей.

Январь

Беседа «История возникновения игры в шахматы»

Презентация по теме

Цель: познакомить детей с историей возникновения игры в шахматы, заинтересовать их и возбудить интерес к игре.

Февраль - март

«Шахматные фигуры» (беседы, презентации, видеозанятия)

Цель: познакомить детей с игровым полем и фигурами, правилами игры и основными ходами

Развлечение «В гости к Шахматной королеве»;

Апрель

«Шахматные турниры» (игра, решение простых задач)

Цель: научить детей основным правилам игры в шахматы, основным ходам, тренироваться игре в шахматы. Май

«Соревнования по игре в шахматы» (между детьми, между родителями)

Цель: закрепить у детей навыки игры в шахматы путем соревнования, воспитывать дух соревнования, развивать интеллектуальные и математические способности у детей.

3. Заключительный этап:

- подведение итогов

- анализ результатов работы

Публикации по теме:

Пластилинография как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возрастаПластилинография как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста Большое значение для всестороннего развития дошкольников имеет рисование. Рисовать можно не только с помощью карандашей или фломастеров,.

Пособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельностьПособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность Актуальность темы: В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается.

Дидактическая игра «Шашки» из крышек для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Шашки» из крышек для детей старшего дошкольного возраста На базе нашего дошкольного отделения часто проводятся " шашечные турниры" для воспитанников старших и подготовительных групп. Участвуют ребята.

Дидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возраста Дошкольный возраст является значимым этапом в жизни каждого ребенка. Именно на этом возрастном этапе зарождаются основы всестороннего развития.

Дидактические игры на развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры на развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста Предлагаю Вашему вниманию дидактические игры математического характера, которые способны разбудить детскую познавательную активность. Ведь.

Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Музыкальное трио»Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Музыкальное трио» Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Музыкальное трио» Автор: Шубенкова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра в шашки и шахматы как средство развития математических способностей у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 21 сентября 2024 в 23:55
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра в шашки и шахматы как средство развития математических способностей у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем ЗОРИНА МАРИЯ (УИ 1437326) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД