Наталья Черемных
Игра как эффективное средство формирования основ безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект мастер – класса для педагогов
«Игра как эффективное средство формирования основ безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста"
Цель: обмен опытом с коллегами по вопросу формирования у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в игровой деятельности.
Задачи:
- раскрыть актуальность проблемы формирования основ безопасности на дороге у детей дошкольного возраста;
- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на внедрение в практику работы с детьми игр по ПДД;
- способствовать сплочению коллектива педагогов.
Публикация «Игра как эффективное средство формирования основ безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Оборудование: ноутбук, экран, проектор, 2 обруча, 2 комплекта для сбора сигналов светофора.
Участники мастер-класса: педагогический коллектив ДОУ.
Ход мастер-класса
Теоретическая часть.
Приветствую вас, уважаемые коллеги!
Спасибо, что нашли время для нашей встречи. Сегодня мне бы хотелось затронуть очень важную тему – формирование основ безопасности на дороге.
Ребенок по своей натуре – исследователь. А территория вне дома для него и вовсе яркий мир, привлекающий его своим многообразием и буйством красок. Не является исключением и дорога, которая настолько же опасна, сколь и интересна.
Необходимость ознакомления детей с правилам дорожного движения продиктована самой жизнью и является одним из самых актуальных проблем современного мира. С каждым годом число автомобилей растет, а с ним, как бы это ни печально звучало, растет число жертв ДТП. Виной тому и халатность родителей, не способных стать достойным примером для своих детей и часто нарушающих правила дорожного движения прямо на глазах у детей, и несознательность автовладельцев, и невнимательность самих юных пешеходов.
Именно поэтому с первых дней поступления малышей в дошкольное образовательное учреждение следует создавать условия для формирования у них основ безопасного поведения. Конечно, донести правила дорожного поведения до сведения маленького человечка очень трудно. Еще труднее добиться того, чтобы он эти правила твердо запомнил и соблюдал. И нам на помощь приходит исключительно игровая форма подачи материала.
Погружаясь в увлекательный мир игры, малыши с легкостью усваивают основные постулаты правил дорожного движения, знакомятся с участниками дорожного движения, отрабатывают навыки поведения в той или иной дорожной ситуации. Поскольку у дошкольников преобладает наглядно-действенное мышление, то только яркие моменты оставляют в их памяти необходимые знания.
Обучение правилам дорожного движения – это процесс постоянный, требующий для положительного результата исключительно систематического подхода, как бы «академически» это ни прозвучало.
Итак, перейдем к практической части и рассмотрим некоторые варианты игр, способствующих усвоению ПДД детьми.
Практическая часть:
1. Игра – эксперимент «На дороге»
Для того чтобы начать обучение, необходимо показать дошкольнику, для чего это необходимо. На помощь приходят игры - эксперименты, которые являют собой важную часть образовательного процесса. Они помогают ребенку лучше запомнить произведенные действия и получаемые результаты.
Итак, я приглашаю 6 участников…
(участникам завязываются глаза)
… и предлагаю начать передвижение по залу.
(по происшествию нескольких минут)
Спасибо участникам! А теперь ответьте на мои вопросы:
- Какие чувства вы испытывали, двигаясь по залу с завязанными глазами?
- Подумайте, что произойдет, если все участники дорожного движения (водители и пешеходы) начнут двигаться хаотично? (ДТП)
- Что помогает участникам дорожного движения избежать аварий? (знание правил дорожного движения)
Вот мы и пришли к выводу о том, что знание правил дорожного движения является жизненно необходимым.
И мы переходим к следующей игре.
2. Игра – речевка
Всем известную игру «Это я, это я, это все мои друзья!» также можно использовать в качестве эффективного средства при обучении ПДД.
Давайте же попробуем!
Я буду задавать вопросы, если вы согласны, то хором отвечаете:
«Это я, это я, это все мои друзья!». Если вы не согласны с утверждением – промолчите.
Кто из вас идёт вперёд
Только там, где переход? (это я, это я.)
Кто из вас, когда спешит,
Перед транспортом бежит?
Знает кто, что красный свет-
Это значит - хода нет? (это я, это я.)
Кто летит вперёд так скоро,
Что не видит светофора?
Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой? (это я, это я.)
Знает кто, что свет зелёный
Это значит- путь открыт? (это я, это я.)
Кто из вас в трамвае тесном
Уступает взрослым место? (это я, это я.).
Кто, скажите, из трамвая
На дорогу выбегает?
Следующая игра является традиционной, однако в ее действенности нет сомнений.
3. Игра - эстафета «Собери светофор».
Итак, нам необходимо 8 участников. Разделимся на команды. Задача каждой команды – собрать светофор.
4. Ну, а обобщить полученные знания поможет активная игра «Весёлый жезл».
Итак, разделимся на команды. Этот жезл дает право каждой команде назвать правило дорожного движения. Выигрывает та команда, которая назовет больше правил и не повторится.
(жезл передается поочередно от одной команды к другой, участники называют правила)
Наша встреча подходит к концу, и в заключение, мне бы хотелось услышать ваше мнение, коллеги, по проблеме, затронутой сегодня.
Насколько продуктивной для вас была сегодняшняя встреча? Готовы ли взять на вооружение, услышанное здесь? Какие игры используете вы в своей практике? Поделитесь с нами вашим опытом!
(обратная связь с участниками мастер – класса)
Спасибо за обратную связь, коллеги!
Благодаря тому, насколько грамотно будет организован процесс обучения детей правилам безопасности в ДОУ, зависит их будущее. Помните об этом.
Спасибо за внимание!
Список источников
1. Азбука пешехода: для дошкольников. - М. : издательский Дом Третий Рим, 2007. – 60 с.
2. Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов общеобразовательных учреждений – М. : Издательский Дом Третий Рим, 2007.- 48 с.
3. Правила дорожного движения. - М. Эксмо, 2006.- 64 с.